Динамическое равновесие между электоральным победителем парламентских выборов, премьерским “Народным фронтом”, и победителем по числу мандатов — президентским Блоком Петра Порошенко — с вступлением в переговоры новых участников постепенно начало смещаться в сторону БПП. Однако у НФ имеется еще немалый арсенал аргументов, в том числе — не экономического характера.
Если различия в подходах сформулировать в самом общем виде, то президентский “Блок” хотел бы привязать деятельность Кабмина к повестке дня парламентской коалиции, а премьерский “Фронт” — деятельность парламентской коалиции привязать к повестке дня Кабмина. При этом, разумеется, БПП рассчитывал на “контрольный пакет” внутри коалиции, а НФ — на ключевые посты в правительстве.
Нельзя сказать, что оба подхода, несмотря на формальную противоположность, являются взаимоисключающими: в любом случае основой законотворчества коалиции и нормотворчества Кабмина должно volens nolens стать выполнение условий кредитного соглашения с МВФ — для получения очередных траншей. Об этом вполне определенно высказался премьер Арсений Яценюк, настаивая на закреплении в коалиционном соглашении “четкого пункта” — выполнение программы сотрудничества Украины с МВФ и обязательства “принятия всех актов законодательства, в том числе сложных и непопулярных шагов, и всеобщей поддержки таких непопулярных реформ всей коалицией и всем демократическим большинством”.
Собственно говоря, то, что создаваемая коалиция не столько “проевропейская” и “проукраинская”, сколько “проМВФ-ская”, ни у кого нет ни малейших сомнений. Более того, ее ускоренное создание, хотя бы на бумаге — попытка продемонстрировать дееспособность “реформаторов” перед лицом работающей (с 11 ноября) миссии Фонда вкупе с желанием как можно скорее получить очередной (желательно — “сдвоенный”) транш. Однако столь жесткие формулировки оказались политически неприемлемыми для всех остальных партнеров по коалиции.
Судя по всему, Арсений Яценюк несколько переоценил моральный успех “Народного фронта” на прошедших выборах, который, несмотря на свою очевидность, носил временный характер. Его позиция по сохранению на своих должностях в Кабмине министров внутренних дел, юстиции и финансов, а на посту спикера ВР — Александра Турчинова, вполне укладывалась в вышеизложенную логику премьерского подхода к коалиционному соглашению, но не встретила поддержки не только у БПП, но и у трех других членов парламентской коалиции.
Здесь необходимо сделать одно небольшое отступление по поводу фигуры главы МВД Арсена Авакова. Его дальнейшее пребывание на посту означает сохранение, мягко говоря, инструментов давления на президента с помощью бойцов добровольческих / территориальных батальонов, в первую очередь — “Азов” и “Айдар”, а также тех батальонов, которые сформированы в Днепропетровской области под эгидой губернатора Игоря Коломойского.
Ну, а связки “премьер-министр — министр финансов” и “министр внутренних дел — министр юстиции” — вполне естественно усиливают ведущих в этих звеньях.
Впрочем, в первый момент альтернативная идея БПП о “разделенной ответственности”, озвученная советником президента Николаем Томенко, выглядела намного менее конструктивной: “Нужно, чтобы граждане знали, что, например, Блок Петра Порошенко несет ответственность за конкретный участок внедрения реформ, что “Народный фронт”, например, несет ответственность за экономику, “Самопомич”, к примеру, за социальную политику, “Радикальная партия Ляшко” и “Батькивщина” — за свои участки”. Хотя, справедливости ради необходимо отметить, что данное предложение во многом является диагнозом “высоких отношений” внутри коалиции…
С активным вступлением в переговорный процесс трех “младших партнеров по коалиции” ситуация начала меняться. Прежде всего, для малых фракций наиболее неприемлема ситуация с безоговорочной поддержкой “сложных и непопулярных шагов”, в результате чего они полностью обезличиваются в рамках коалиции. Кроме того, идея “разделенной ответственности”, несмотря на ее внешнюю — да и “внутреннюю” — абсурдность, вполне устраивает “Самопомич”, Радикальную партию и “Батькивщину”. С точки зрения этих партий, не претендующих на ключевые посты в Кабмине, в таком варианте ответственность за непопулярные шаги разделится между БПП и НФ.
На последнем этапе переговоров НФ согласился с принципом “разделенной ответственности”, а ради сохранения связки “министр внутренних дел — министр юстиции” Арсений Яценюк готов даже “пожертвовать” постом министра финансов. При этом мы понимаем, что если этот пост займет представитель БПП, то его связка с главой НБУ будет серьезным “ограничителем” для реформаторского полета мысли премьера.
В то же время Арсений Яценюк собирается до конца бороться за Арсена Авакова и Павла Петренко, что порождает определенные сомнения в его намерениях проводить “реформы” только экономическими методами. И начавшееся переподчинение добровольческих/территориальных батальонов Министерству обороны эту проблему не решит: Арсен Аваков объявил о планах увольнения из Национальной гвардии срочников для замены их бойцами тербатов.
Таким образом, мы пошли к несколько парадоксальному выводу: борьба президента и премьер-министра за влияние на исполнительную власть и парламент — “это игра с нулевой суммой”, то есть выигрыш одного означает аналогичный проигрыш другого. А главный инструмент этой “игры” — борьба за силовой блок.
Дмитрий ДЖАНГИРОВ
Что скажете, Аноним?
[19:13 22 ноября]
21:10 22 ноября
18:30 22 ноября
18:20 22 ноября
18:10 22 ноября
17:20 22 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.