Бизнес-ассоциации, известные своими лоббистскими способностями, будут пытаться уверить власти не создавать для лоббистов отдельного закона, а вносить изменения в уже существующие документы и повышать роль предпринимательских организаций.
В марте Дмитрий Медведев в рамках Национального плана противодействия коррупции на 2012—2013 годы поручил Минэкономразвития и Минюсту организовать общественное обсуждение института лоббизма. Конкретные предложения должны быть сделаны до 1 декабря 2012 года.
Как рассказала РБК daily директор Центра мониторинга законодательства Ирина Котелевская, экспертная группа, созданная РСПП, уже готовит свои предложения. Причем в союзе предлагают не подменять решение проблемы “принятием одного декоративного закона”, а делать упор на уже существующие инструменты: ОРВ, правовой мониторинг, институты открытого правительства и уполномоченного по защите прав предпринимателей.
Ведущей силой при продвижении интересов предпринимателей должны стать бизнес-ассоциации, которые “могут сформулировать сбалансированную позицию представителей рынка”, объясняет г-жа Котелевская. Коммерческий лоббизм, на легализации которого уже много лет настаивают так называемые GR-специалисты, также имеет право на существование, допускают в РСПП, однако в этом случае “следует создать легальные каналы доступа к представителям власти вместе с определенными ограничениями — по регистрации, по обязательному предоставлению информации о себе, о клиенте”.
В России принять правовые нормы, регулирующие лоббизм, пытаются с начала 90-х. Сейчас страна запустила процесс присоединения к ОЭСР, и в тех документах, которые были подписали, есть обязательство по соблюдению правил организации в сфере лоббизма, говорит директор департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития Алексей Херсонцев.
В мире сложились разные подходы к регулированию лиц, которые отстаивают интересы рынка. В Канаде те лица, которые приходят к чиновникам продвигать свои идеи, обязаны сами зарегистрироваться в качестве лоббиста на специальном сайте и готовить отчеты по итогам своей деятельности. В Европе другой подход: там существует добровольный реестр участников обсуждения и в отчете перечисляют всех лиц, которые вносили свои предложения, приводит примеры чиновник. “Пока мы не знаем, какая модель необходима нам”, — объясняет он.
Принимать новый закон для регулирования лоббизма не надо, решить проблему можно, внеся изменения в уже существующие, считает доцент кафедры конституционного и муниципального права НИУ ВШЭ Светлана Васильева. Она говорит о трех направлениях реформы: развитие права на информацию, развитие экспертной деятельности, организация широких дискуссий.
Лоббизм в России уже и так существует, но сейчас он вне правового поля, говорит депутат Анатолий Выборный. В качестве примера он приводит деятельность ТПП или Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина, которые защищают интересы определенных лиц. “Эту область необходимо формализовать, поэтому нам необходим отдельный закон, который даст определение понятию и обяжет лоббистов заключать официальные соглашения и платить налоги со своего заработка”, — объясняет он. В Госдуме сейчас более 1000 законов на рассмотрении, многие из которых вносились еще в 1994 году. “Подтолкнуть рассмотрение многих из них могли бы профессионально обученные люди с хорошим образованием и высоким уровнем правосознания”, — уверен г-н Выборный.
Анна РЕЗНИКОВА
Что скажете, Аноним?
[17:36 11 января]
[07:30 11 января]
16:40 11 января
13:00 11 января
12:00 11 января
11:30 11 января
09:00 11 января
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.