Выход транспортной монополии на рынок валютного долга вызвал ажиотаж среди инвесторов. Спрос на бумаги превысил предложение более чем в шесть раз, а доходность по ним оказалась ниже 5,7% годовых. Это лучший результат среди всех российских корпоративных заемщиков, включая “Газпром”, отмечают эксперты.
В пятницу ОАО РЖД разместило дебютный выпуск семилетних еврооблигаций объемом $1,5 млрд. Организаторами размещения выступили инвестбанки JP Morgan, Barclays Capital и “ВТБ Капитал”. Как рассказал “Коммерсанту” руководитель управления рынков заемных капиталов “ВТБ Капитала” Андрей Соловьев, всего от инвесторов поступило заявок на $10 млрд. Высокий спрос позволил увеличить объем заимствования: изначально предполагалось, что РЖД займет лишь $1 млрд. “Наибольший объем — 35% выпуска — выкупили инвесторы из Великобритании, на континентальную Европу пришлось 25% выпуска, на Азию и США — по 12%”,— пояснил господин Соловьев. Еще 15% выпуска выкупили инвесторы из России и других стран.
Высокий спрос на еврооблигации РЖД позволил компании дважды понижать ориентир доходности. В результате ставка купона по размещенным облигациям составила 5,739% годовых. Ранее глава РЖД Владимир Якунин предполагал, что доходность по бумагам будет на уровне еврооблигаций “Газпрома”, однако доходность оказалась даже ниже. В пятницу аналогичные по параметрам РЖД еврооблигации “Газпрома” (18-й выпуск) торговались с доходностью 6,04%. При этом после окончания размещения инвесторы, чьи заявки были удовлетворены не полностью, начали скупать бумаги РЖД на внебиржевом рынке, в результате чего к концу дня доходность еврооблигаций снизилась до 5,58%. Первый день расчетов с бумагами — 1 апреля.
Аналитик “Ренессанс Капитала” Николай Подгузов отмечает, что размещение РЖД можно назвать самым успешным среди российских корпоративных заемщиков. Последние размещения еврооблигаций российских квазисуверенных эмитентов проходили по более высоким ставкам, чем у РЖД. Так, в конце февраля ВТБ разместил пятилетние еврооблигации в объеме $1,25 млрд по ставке 6,465% годовых, а Россельхозбанк — трехлетние рублевые евробонды объемом 30 млрд руб. по ставке 7,5% годовых.
Ажиотажный спрос инвесторов на дебютный выпуск еврооблигаций РЖД превысил ожидания организаторов выпуска, говорит исполнительный директор JP Morgan в России Альберт Сагирян. По его мнению, успех размещения обусловлен в первую очередь тем, что РЖД — это системообразующая компания, причем полностью принадлежащая государству и имеющая рейтинг, аналогичный суверенному. “Это размещение было уникальным хотя бы потому, что РЖД еще ни разу не выпускала еврооблигации, в то время как валютных бумаг “Газпрома” в избытке”,— отмечает аналитик “Тройки Диалог” Александр Кудрин. Накануне закрытия книги заявок в ходе телеконференции РЖД представители компании заявили о том, что в течение 2010-2011 годов выход компании с новыми бумагами на рынок внешних заимствований маловероятен. Господин Кудрин добавляет, что на российском рынке представлено не так много отраслей и покупка облигаций РЖД — это хорошая возможность диверсифицировать портфель.
Впрочем, основной фактор успеха размещения ОАО РЖД — потенциальное включение его облигаций в международные индексы, считают эксперты. “Основное преимущество РЖД перед “Газпромом” не в кредитном качестве, так как по кредитным характеристикам газовая монополия выглядит несколько лучше. Главный фактор успеха заключается в том, что еврооблигации РЖД, скорее всего, будут включены в международные индексы облигаций, в частности EMBI+”,— указывает господин Подгузов. Индекс EMBI+, рассчитываемый банком JP Morgan, является основным индикатором облигаций развивающихся стран. В него включаются только суверенные бумаги и облигации эмитентов, на 100% принадлежащих государству. Помимо суверенных российских еврооблигаций сегодня в него входят лишь еврооблигации РСХБ. “Очень многие международные инвестиционные фонды формируют свои портфели по аналогии со структурой таких индексов. Это позволяет существенно расширить базу инвесторов и добиться наилучших параметров при первичном размещении”,— говорит господин Кудрин.
Результаты размещения РЖД еще раз доказывают повышенный интерес западных инвесторов к российскому рынку валютного долга, убеждены эксперты. “Сделка создает очень хороший фон для последующих размещений”,— считает господин Соловьев. В первую очередь это касается суверенных еврооблигаций, выпуск которых Минфин запланировал на апрель-май, объем первого транша может составить $3-5 млрд. “Итоги размещения РЖД позволяют предположить, что размещение суверенных облигаций будет еще более агрессивным, особенно если учитывать то, что эти бумаги могут быть зарегистрированы в Комиссии по ценным бумагам США, о чем уже упоминал Минфин, и тогда они могут быть включены в еще большее количество индексов”,— говорит господин Подгузов. По его мнению, доходность по суверенным еврооблигациям может составить 4,5% годовых, а возможно, и ниже.
Александр МАЗУНИН, Виталий ГАЙДАЕВ
Что скажете, Аноним?
[19:13 22 ноября]
21:10 22 ноября
18:30 22 ноября
18:20 22 ноября
18:10 22 ноября
17:20 22 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.