Чтобы лучше понять мотивы нашего пятого президента, стоит вспомнить его первые дни на своем посту. 7 июня 2014 г. — инаугурация, Петр Порошенко принял на себя полномочия Верховного Главнокомандующего ВСУ, народ в ожидании первых шагов нового главы государства. 8 июня — по телевизору никаких новостей о шагах президента, народ в ожидании. 9 июня — то же самое. 10 июня — назначено руководство Администрации президента, народ по-прежнему ждет, когда же Порошенко начнет если не действовать, то хотя бы расскажет о своих планах...
Тогда это молчание Петра Алексеевича можно было объяснить его желанием “все хорошо обдумать”, “семь раз отмерять, прежде чем отрезать”, “согласовать свои действия с западными партнерами” и т. п. Однако впредь подобные ситуации стали случаться регулярно, практически каждый раз, когда возникали какие-то нештатные ситуации и люди ждали, что скажет президент. Объяснение нужно искать не в мифической осторожности Порошенко, а в его давней склонности использовать любую ситуацию для усиления своих позиций. Президентская должность досталась ему, как известно, с весьма урезанными полномочиями, к тому же он никогда не имел “своего” большинства в парламенте, да и полноценной команды всеукраинского масштаба тоже никогда не имел. Поэтому каждый раз, когда казалось, что он медлит и осторожничает, на самом деле он искал такой ответ на возникшие вызовы, который позволил бы ему усилить свое влияние в госаппарате и силовых структурах, политической и экономической жизни, партийной и бизнесовой среде. А коммуникация с народом отодвигалась на задний план.
За два года этот modus operandi (способ действия) породил пять проблем. И нет никаких признаков, чтобы в ближайшие полгода Порошенко принялся их решать.
Первая проблема — низкий рейтинг и нежелание что-то менять в себе самом, в своих привычках, в своем политическом стиле ради повышения популярности. Петр Алексеевич понимает, что у него есть проблема с рейтингом, но старается отгонять ее прочь, успокаивая себя тем, что у основных его конкурентов ситуация не намного лучше. Это базовая проблема, осознание которой необходимо для понимания и его действий, и его бездействия.
Вторая проблема — неизбывное желание вмешиваться во все сферы жизни. Отсюда стремление Порошенко подменять собой премьера, вручную заниматься вопросами, которые можно было бы автономно решить в парламенте. По сути, он хочет управлять всем сам, и это неизбежно приводит к исполнительным пробуксовкам.
Третья проблема — Порошенко не доверяет почти никому. Как следствие, у него очень короткая скамейка запасных игроков (возможно, она даже еще короче, чем два года назад). Петр Алексеевич никак не может смириться с тем, что и Владимир Гройсман на посту премьера, и Юрий Луценко на посту генпрокурора становятся отдельными политическими фигурами и все более воспринимаются обществом как самостоятельные деятели. Сейчас с должности главы президентской администрации готовится уйти Борис Ложкин, и Порошенко некем его заменить. Конечно, вакансия пустой не останется, какая-то замена найдется, но маловероятно, чтобы это был сильный игрок. Подобным образом очень слабой заменой Степану Кубиву на посту представителя президента в Верховной Раде стал Артур Герасимов. Новые лица в президентской команде вообще не появляются, а это значит, что замораживается ситуация не только с кадрами, но и с мыслями и идеями.
Четвертая проблема — полный провал информационной кампании Порошенко, которой до сих пор руководила группа Натальи Попович, ориентирующаяся на Ложкина. Полное фиаско потерпела концепция one voice policy, согласно которой все органы исполнительной власти должны говорить “одним голосом”.
Украинские ведомства по-прежнему выступают перед украинским обществом, так же как и общаясь с остальным миром, исходя из своих ведомственных интересов. Чтобы они заговорили одним голосом, они должны прежде всего иметь общую сверхзадачу. Такой сверхзадачей могли бы стать, но не стали ни возвращение оккупированных территорий, ни вступление в НАТО, ни членство в ЕС, ни победа над коррупцией. Чтобы появилась сверхзадача, ее должен озвучить президент и регулярно рассказывать обществу, насколько удалось продвинуться по пути к ней. Тогда руководящие чиновники всех уровней были бы вынуждены докладывать наверх и доказывать обществу, что они вносят свою лепту.
Наконец, пятая проблема Порошенко — отсутствие прорывных идей. Правда, в сфере обороны и внешней политики он может надеяться на благоприятные для Украины действия западных партнеров, но в таком случае им и достанутся все лавры. Например, тот же безвизовый режим, если он все же будет введен, украинцы будут считать скорее проявлением доброй воли ЕС, чем заслугой Порошенко. В сфере борьбы с коррупцией Петр Алексеевич сейчас является, по сути, заложником Луценко и директора НАБУ Артема Сытника, в экономической сфере — заложником Гройсмана. Он зависит от их успехов или неудач. Интрига заключается в том, что пересилит в президенте: политическая ревность к премьеру и генпрокурору или же желание воспользоваться их успехами для укрепления своей власти.