На минувшей неделе “Страна” сообщала, что на Банковой разрабатывают план победы Петра Порошенко на выборах президента. Очередные президентские выборы намечены на весну 2019 года. После выхода материала автор публикации получил фидбек от разных политиков, которые разошлись во мнениях, а когда все-таки должны пройти эти очередные выборы.
В датах и сроках вместе с экспертами разбиралась “Страна”.
Странная поправка
22 февраля 2014 года парламент Украины принял историческое постановление — о самоустранении президента Украины от выполнения конституционных полномочий и назначении внеочередных выборов президента Украины.
До этого момента очередные президентские выборы были запланированы на 29 марта 2015 года. Тогда еще действовала норма о том, что очередные выборы президента Украины проводятся в последнее воскресенье последнего месяца пятого года полномочий президента Украины. Виктор Янукович был избран президентом Украины в феврале 2010 года, поэтому до очередных выборов оставалось чуть больше года, если бы не Евромайдан и последовавшие за ним события. Когда 328 депутатов Верховной Рады поддержали вышеупомянутое постановление, были назначены досрочные выборы президента — на 25 мая 2014 года.
Но за два месяца до победы на этих выборах Петра Порошенко парламент изменил законодательство о президентских выборах.
Ключевых правок было несколько — запрет на фотографирование и видеофиксацию волеизъявления, разрешение на временное изменение места голосования избирателей без изменения избирательного адреса, закрепление права баллотироваться в президенты лицам, не проживающим на территории в пределах государственной границы Украины, если их место жительства зарегистрировано в Украине (эта правка позволяла Виталию Кличко баллотироваться на пост президента Украины).
Однако самое интересное изменение было внесено в сроки назначения и проведения выборов. Отныне очередные президентские выборы должны были проводиться в последнее воскресенье марта пятого года полномочий президента.
Эта поправка выглядела странной, так как если выборы проходили в мае, то и следующие должны быть тоже в мае или в начале июня (если был бы второй тур).
А так, получается, март. То есть, срок полномочий президента либо урезается на пару месяцев (если трактовать положение закона как март 2019 года), либо наоборот удлиняется (если допустить, что речь идет о марте 2020 года).
ЦИК: выборы пройдут в марте 2019 года
Заместитель главы Центризбиркома Андрей Магера на вопрос “Страны” о сроках выборов не допускает двоякое трактования.
“Очередные президентские выборы, в соответствии с законом о выборах президента Украины, должны пройти в последнее воскресенье марта пятого года полномочий президента, то есть 31 марта 2019 года”, — говорит Магера.
Парламентские выборы, если не будут назначены внеочередные, состоятся также в 2019 году — в последнее воскресенье второго месяца осени — 27 октября 2019 года.
Запасной вариант с КС
Еще до принятия закона о Конституционном суде, который усиливал влияние президента на этот орган (он вступил в силу в начале августа), разные политики прогнозировали, как его сможет использовать Порошенко.
Депутат от Радикальной партии Игорь Попов, который ранее много лет возглавлял Комитет избирателей Украины, в разговоре со “Страной” озвучивает версию, что именно Конституционный суд может помочь Петру Порошенко удержаться во власти.
“Конституционный суд играет важную роль в нескольких сценариях плана “Второй срок”. Пока что власти только оценивают каждый из сценариев, поэтому ожидаем развития событий. Это может быть и разъяснение КС о том, что к моменту конца марта 2019 Петр Порошенко ещё не закончит свои 5 конституционных лет на посту президента, поэтому президентские выборы нужно назначить в марте 2020-го года. Тогда, осенью 2019 у власти есть немного больше шансов провести успешные парламентские выборы за счет ребрендинга политических проектов и админресурса в округах. В случае же проведения президентских выборов до парламентских, для Порошенко есть угроза, что слишком много крыс убежит с властного корабля уже во второй половине 2018-го. а в случае его поражения, на выборах в Раду ни у него, ни у его политсилы не будет практически никаких шансов на достойный результат”, — говорит “Стране” Игорь Попов.
По его словам, все юристы пока считают “избирательную” арифметику именно так: 2014 год + 5 лет = 2019 год. “Но самый гуманный формированный КС может трактовать арифметику иначе”, — полагает депутат.
“Есть такая возможность — задержаться еще на год. Логика тут такая — всё в нашей власти, если во власти все наши, — говорит “Стране” политолог Андрей Золотарев. — Безусловно, сейчас все будут говорить, что это не так, но мы знаем, что то, что кажется невероятным сегодня, может оказаться политической реальностью завтра. Порошенко надо сформировать беспроигрышную конфигурацию из тех, у кого он гарантированно выиграет. Поэтому и рассматривается вариант с подбором оптимального спарринг-партнера. Но если удобного он не найдет, или ближе к выборам появится проблема, что сам Порошенко не попадает во второй тур, то ничто не мешает ему задействовать Конституционный суд с планом “Б” — продлить президентство еще на год. А в крайнем случае будет еще и план “В” — устроить политреформу и избежать выборов, заняв эту должность во второй раз после решающего голосования в парламенте”.
Однако, зам главы ЦИК Андрей Магера с планом “Б” не согласен. “Очередные выборы должны пройти во время пятого года полномочий. После 25 мая 2019 года истечет пять лет полномочий и начнется шестой год полномочий. В законодательстве четко речь идет о пятом годе. Нет никакой проблемы в том, что президент не добудет на должности два месяца. А вот првысить срок на год — это не регламентировано законом. Поэтому я лично не вижу никакой другой даты, кроме марта-2019”, — считает Магера.
Впрочем, собеседник “Страны” не отрицает, что КС может рассудить по-другому.
В конце концов, в прошлом году тоже никто не ожидал, что Конституционный суд легализует формулу: “завтра — это не только завтра, но и послезавтра, послепослезавтра или когда-нибудь в следующем году”. Но именно такой вывод сделал КС, объявив, что парламент имеет право менять Конституцию страны не только на двух сессиях подряд, но и на одной, а потом любой очередной сессии.
В свою очередь, политолог Вадим Карасев говорит “Стране”, если КС все-таки решит продлить срок правления Порошенко, то еще не известно, не окажется ли это для нынешнего гаранта медвежьей услугой.
“По всей логике, лишний год нужен был бы президенту, чтобы на выборах осенью 2019 года увидеть, какая сложится конфигурация сил в парламенте и только потом решать, как поступать с президентскими выборами. Но сегодня у Порошенко более выигрышная позиция, чем в условном 2019 году. У него уже сейчас есть контроль над парламентом, финансовые рычаги, силовые методы и прочее. Поэтому чтобы продлить свое правление на второй срок, ему не нужно ждать, когда парламент выступит его противником на выборах. Ему нужно будет определяться сейчас — то ли это спарринг-партнер, то ли политреформа. Когда в парламент зайдут его оппоненты, а нынешние союзники окажутся за бортом, еще не известно, какая его ждет судьба. А он рисковать не станет”, — считает Карасев.
Реальна ли досрочная перезагрузка
Источники “Страны” в провластных фракциях Рады подтверждают, что в последние месяцы активно ходят разговоры о двух возможных сценариях развития ситуации в Украине — дотянуть до 2019 года или устроить перезагрузку парламента. Большинство собеседников “Страны” сходятся во мнении, что сам Порошенко на перезагрузку не настроен, потому что у него недостаточно ресурсов для победы.
Несмотря на это, многие политтехнологи Банковой и западные консультанты активно доказывают президенту, что ему выгоднее провести выборы сейчас, а не в 2019 году. Тем более, за последнее время было достигнуто ряд “перемог”, которые может использовать президент. Это и получение безвиза, и прогнозируемое повышение пенсий с 1 октября, и кампания по снятию неприкосновенности с народных депутатов, которую можно активно распиарить и поставить ее локомотива — генпрокурора Юрия Луценко — во главе президентской партии на парламентских выборах.
“Президент так активно во всех своих заявлениях говорит о том, что досрочных выборов ни за что не будет, что подготовку к ним не начали только самые ленивые, - рассказывает “Стране” высопоставленный депутат из одной из оппозиционных политсил. — Логика Порошенко проста — усыпить бдительность оппонентов, а самому разогнаться и выстрелить. Поэтому все штабы сидят в состоянии напряженности. Никому не хочется узнать о том, что осенью пройдут досрочные выборы, когда уже будут выкуплены все площади и все эфирное время под рекламу пропрезидентскими силами”.