Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Принуждение к переговорам: почему Москва и Киев вернулись к “нормандскому формату”

[18:12 01 февраля 2022 года ] [ forbes.ru, 31 января 2022 ]

На фоне мрачных прогнозов о военном столкновении Россия и Украина неожиданно для многих возобновили обсуждение судьбы Донбасса. Однако речи о снижении напряженности в регионе пока не идет, считает политический обозреватель Константин Скоркин

Несогласие сторон

26 января в Париже впервые за два года прошла встреча советников глав государств “нормандской четверки”: России, Украины, Германии и Франции. Переговоры должны продолжиться в Берлине ориентировочно 9 февраля. Очевидно, что встреча состоялась по инициативе европейских посредников — в Берлине и Париже крайне встревожены риском военного конфликта в центре Европы, грозящего энергетическим кризисом и потоками беженцев. Если начнется стрельба, то с высокой долей вероятности это произойдет именно в Донбассе, поэтому нужен хотя бы какой-то механизм консультаций о ситуации в регионе.

Украине, со своей стороны, необходимо зафиксировать свое присутствие в переговорном процессе, чтобы не было ощущения, будто судьба страны решается великими державами без ее участия. А для России важно продемонстрировать перед очередным раундом переговоров с американцами свою готовность к дипломатическому решению кризиса в Восточной Европе, что особенно актуально на фоне регулярных заявлений в западных СМИ о готовящейся со дня на день военной операции Российской армии против Украины. 

Однако, несмотря на общее стремление к мирному урегулированию, у Киева и Москвы концептуально противоположные подходы к проблеме Донбасса. Украина требует признания России стороной конфликта и пересмотра заключенных в 2015 году вторых Минских соглашений, в частности восстановления своего суверенитета над неподконтрольной ныне частью Донбасса до проведения выборов на этих территориях (соглашения предусматривают обратный порядок — сначала выборы, потом контроль). Россия, напротив, считает конфликт в Донбассе внутриукраинской проблемой, решить которую должны прямые переговоры киевских властей и самопровозглашенных ЛНР-ДНР, и обвиняет Украину в отказе от выполнения Минска-2. 

На разрешение этого политического тупика на встрече в Париже никто и не надеялся — ее задачей было скорое разблокирование переговоров и попытка обсудить второстепенные гуманитарные вопросы. Накануне встречи стороны сделали символические жесты: правительство Украины отозвало из Верховной рады закон о переходном периоде для Донбасса, вызвавший негативные оценки как в ДНР-ЛНР, так и в Москве, а сами республики перенесли очередной форум “Русский Донбасс”, где должно было обсуждаться дальнейшее сближение региона с Россией. 

Что еще важнее, в течение 10 дней накануне парижской встречи по обе стороны донбасского фронта фиксировалось прекращение обстрелов. Это, пожалуй, единственная значимая тема, по которой удалось прийти к согласию в ходе восьмичасовых переговоров в Париже. В итоговом коммюнике стороны поддержали режим прекращения огня на основании договоренностей от 22 июля 2020 года вне зависимости от политических разногласий. Это важно в условиях нынешнего обострения ситуации, когда любой провокации в Донбассе достаточно, чтобы события приняли необратимый характер. Теперь же можно надеяться хотя бы на решение гуманитарных вопросов, таких как обмен пленными между Украиной и ЛНР-ДНР или либерализация пропускного режима на линии разграничения в Донбассе. 

Красные линии

Но, несмотря на некоторый прогресс, в условиях военной истерии сторонам очень трудно “продать” минскую повестку на внутреннем политическом рынке. Российская политика все сильнее погружается в атмосферу милитаризма, думские фракции стремятся перещеголять друг друга в радикальных заявлениях. Вначале КПРФ выступила в поддержку признания независимости ЛНР и ДНР, что фактически означало бы выход России из Минских соглашений, на буквальном исполнении которых Москва настаивала все эти годы. Затем, чтобы перебить эффект ура-патриотического демарша коммунистов, правящая “Единая Россия” предложила начать поставки военной продукции ЛНР и ДНР, что в целом равносильно их признанию. Последнее, кстати, застало врасплох российского представителя на переговорах Дмитрия Козака, который осторожно дезавуировал инициативы депутатов. В любом случае решающее слово остается за Кремлем, а там сбрасывать Минск со счетов пока не собираются.

Еще сложнее ситуация на Украине с ее высококонкурентной политикой и острой внутриэлитной борьбой. Восприятие Минских соглашений как завуалированной формы капитуляции перед Путиным остается в центре острых политических дебатов, грозящих в любой момент обернуться кризисом власти. Накануне переговоров в Париже произошла резонансная утечка в СМИ, согласно которой украинский представитель, глава офиса президента Андрей Ермак якобы собирался дать согласие на прямые переговоры с сепаратистами, что является красной линией для национал-патриотов. Утечка вызвала бурю негодования, Ермак был вынужден давать публичное опровержение: “Никаких прямых переговоров с сепаратистами не было и не будет”. Кроме того, администрация президента Украины подвергается нападкам со стороны приверженцев экс-президента Петра Порошенко, обвиняющих Зеленского и Ермака в работе на Россию, следствием чего стал, например, провал спецоперации украинской разведки по захвату бойцов ЧВК “Вагнера” в Минске.

Власть, впрочем, не остается в долгу: против Порошенко возбуждено уголовное дело по подозрению в государственной измене: его обвиняют в том, что в 2014-2015 годах он поддержал поставки угля из неподконтрольной Украине части Донбасса, способствуя тем самым финансированию ЛНР-ДНР, признанных Киевом террористическими организациями. На этом фоне острой политической борьбы президенту Зеленскому все сложнее балансировать между алармизмом Запада, угрозами Москвы и кипящим котлом внутренних противоречий. 

 

Тот факт, что участники парижской встречи договорились вновь встретиться через две недели в Берлине, вселяет некоторый оптимизм. Однако переоценивать значимость “нормандского формата” не стоит — на фоне сложных переговоров между Россией и США с их союзниками по НАТО о структуре глобальной безопасности этот трек остается второстепенным, отзеркаливающим основную повестку. Если в отношениях Москвы и Вашингтона не будет прогресса, то и переговоры по Донбассу будут пробуксовывать. А вот если в отношениях России и Запада будет достигнуто хоть какое-то взаимопонимание, то на Киев могут надавить с обеих сторон ради глобальной политической разрядки.

Для Украины эта ситуация является патовой: перед страной, по сути, стоит выбор между бесконечной эскалацией, плачевно отражающейся на экономике, с постоянным риском военного конфликта и вынужденными уступками, на которые придется пойти не только под давлением Москвы, но и западных союзников.  

Константин СКОРКИН

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.