Вчера этот информационный вакуум власть заполнила сполна. Утром на президентском сайте стали появляться указы сначала об освобождении, а затем о назначении высокопоставленных чиновников. Предложенная ротация в правительстве в очередной раз подтвердила: эксперты в своих прогнозах были правы лишь частично (не попали в Кабмин Борис Колесников, Сергей Тигипко, Андрей Клюев...) — лишь Президент знает, какая фамилия появится в том или ином указе.
Первым вице-премьер министром прогнозировано для многих стал председатель Нацбанка Сергей Арбузов (на него возложено обеспечение выполнения задач и полномочий в сферах аграрной политики и продовольствия, экономического развития, торговли, социальной политики, финансов, доходов и сборов). Если исходить из неформального распределения фигур в правительстве, то Арбузова относят к так называемой Семье (ближайшее окружение сына Президента Александра Януковича, а следовательно, самого Виктора Януковича). К упомянутой Семье также причисляют действующих министра внутренних дел Виталия Захарченко, министра финансов Юрия Колобова, министра аграрной политики и продовольствия Николая Присяжнюка. Все они сохранили свои должности. Сохранил свое присутствие в правительстве и Эдуард Ставицкий. Теперь он министр энергетики и угольной промышленности (ранее — министр экологии и природных ресурсов). Новый человек из окружения сына Президента в Кабмине — Александр Клименко. С ним связана самая большая реорганизация в правительстве. Он возглавил новое Министерство доходов и сборов (возложена функция по администрированию единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование). Для этого фактически ликвидировали Государственную таможенную службу (возглавлял коммунист Игорь Калетник, теперь он первый вице-спикер Верховной Рады) и Государственную налоговую службу (возглавлял Клименко).
Один из немногих, кто остался в правительстве, — это Юрий Бойко. В новом Кабмине он получил повышение до вице-спикера, который будет заниматься вопросами в сферах экологии, природных ресурсов, энергетики, угольной промышленности и промышленной политики. Как известно, Бойко эксперты относят к “группе Фирташа”. С этой же группой связывают Константина Грищенко. Освободив от должности министра иностранных дел, Президент назначил его вице-премьер-министром.
Широко представлена в правительстве “группа Ахметова”. Сюда относят нового вице-премьер-министра, который будет курировать вопросы в сферах инфраструктуры, регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Александра Вилкула (возглавлял Днепропетровскую облгосадминистрацию). Заместитель Вилкула на предыдущей должности в Днепропетровске Геннадий Темник стал министром регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Бывший генеральный директор СКМ Рината Ахметова Игорь Просолов назначен министром экономического развития и торговли. Место Сергея Тигипко заняла аутсайдер парламентских выборов лидер партии “Украина — Вперед!” Наталия Королевская. Как написал известный донецкий блоггер Frankensstein “Ее мечты сбываются”. Вместо Бориса Колесникова Министерство инфраструктуры возглавил гендиректор Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины “Укрзалізниця” Владимир Козак. Вместо Константина Грищенко Министерство иностранных дел возглавил Леонид Кожара.
Далее. Получил повышение председатель Государственной службы геологии и недр Олег Проскуряков. Теперь он министр экологии и природных ресурсов. А вот Дмитрий Саламатин останется в парламенте. Вместо него Министерство обороны возглавил Павел Лебедев (родился в Краснодарском крае Российской Федерации, курсант Ярославского Высшего военно-финансового училища). Складывается странная традиция, но в последние годы на это министерское кресло назначают людей, связанных с нашим северным соседом. Вернул Президент старую должность министра Кабинета министров, которую он сам ликвидировал в 2010 году, и назначил на это кресло своего советника и представителя в Конституционном Суде Елену Лукаш. И еще одна реорганизация. Вместо Министерства чрезвычайных ситуаций и Государственной инспекции техногенной безопасности образована Государственная служба по чрезвычайным ситуациям. Ее возглавил Михаил Болотских. До назначения работал в МЧС.
Кто еще остался в Кабмине? Один из кандидатов на должность спикера Рады Александр Лавринович и дальше будет возглавлять Министерство юстиции. Немного понизили в должности Раису Богатыреву, забрав приставку “вице-премьєр”, однако оставив ее министром здравоохранения. Ну и одна из наиболее скандальных фигур в украинском правительстве, которой неоднократно пророчили увольнение, Дмитрий Табачник все-таки остался руководить Министерством образования, науки, молодежи и спорта.
На момент сдачи номера еще не было известно, кто возглавит Министерство культуры вместо Михаила Кулиняка, а также новообразованное Министерство промышленной политики Украины (реорганизованное Государственное агентство Украины по управлению государственными корпоративными правами и имуществом). Кроме этого, неизвестно какие вопросы будет курировать вице-премьер-министр Константин Грищенко.
Какими принципами и критериями руководствовался Президент при формировании правительства? Появление новых лиц — плюс. Можно допустить, что это желания Виктора Януковича предложить что-то новое, в том числе, под давлением общественности, но какое содержание они несут? Как и раньше Кабмин фактически был сформирован по определенному квотному принципу разных групп влияния. Еще одна проблема. Если взять, например, новое Министерство доходов и сборов, то можно допустить, что не человека подбирали под структуру, а наоборот, министерство формировали под человека. И это не единичные случаи. Также пока не ясно, кто будет отвечать за европейское направление. Не означает ли это, что намечается крен в сторону Таможенного союза? А вместе с этим соответствующие реорганизации и назначения. Подробности анализа нового правительства читайте ниже.
Комментарии
“НЕ ЛЮДИ ПОДБИРАЛИСЬ ПОД НУЖНЫЕ ФУНКЦИИ, А ФУНКЦИИ ПОДГОНЯЛИСЬ ПОД НУЖНЫХ ЛЮДЕЙ”
Виктор ПИНЗЕНИК, экс-министр финансов Украины, народный депутат Украины (фракция “УДАР”):
— Принципы построения нового Кабинета Министров не могут не беспокоить. Речь идет даже не о персоналиях нового состава правительства, их образовании, профессиональных или моральных качествах, а о принципах, правилах построения, соблюдение которых, при правильном подборе персон, позволяет формировать команду. Не люди подбирались под нужные функции, а функции подгонялись под нужных людей.
Так, в новом правительстве возрождены должности вице-премьер-министров. В предыдущем, за исключением первого вице-премьера, их де-факто не было, потому что они одновременно были и министрами. Вице-премьеры — это члены правительства, которые мешают работать министрам, дублируя их функции. Попытайтесь сейчас подсчитать количество ответственных за экономику. Теперь к ним прибавились еще и заместители премьера, которые будут дублировать функции министра или нескольких министров. Долго придется искать крайнего.
Как известно, в новоназначенном правительстве восстановлена должность министра Кабинета Министров. Возрождение этой должности усиливает позицию еще одного правительства в самом правительстве — аппарата Кабинета Министров, задача которого — обслуживать деятельность правительства и который не может возглавляться министром, то есть членом правительства. В этом контексте следует напомнить о существовании еще одного “правительства” — Секретариата Президента Украины.
Даже тем, кто уже привык к сюрпризам, сюрпризом стало создание Министерства доходов и сборов. Прежде всего, потому, что не может заниматься налоговой политикой (а министерства вырабатывают политику) орган, осуществляющий администрирование налогов. Это все равно что работнику ГАИ дать право самому устанавливать правила дорожного движения.
Создание такого министерства является также серьезным ударом по финансовой устойчивости страны, по управляемости финансами. Остается лишь создать министерство на базе казначейства, а Министерство финансов переименовать в министерство финансов без финансов.
Понять принципы, по которым формировалось правительство, очень сложно. Вне сомнения другое: принцип формирования эффективной, дееспособной команды здесь отсутствует.
“ВСЕ СИЛЫ БУДУТ НАПРАВЛЕНЫ НА УКРЕПЛЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ”
Юрий КОРОЛЬЧУК, эксперт Института энергетических исследований:
— Ротации в правительстве в отношении энергетической политики говорят о целях, которые Янукович сегодня ставит перед собой. Конечно, будет продолжаться ведение переговоров с Россией, относительно цены на природный газ. Но очевидно стоит вопрос увеличить собственную добычу газа и реализовать проекты по нетрадиционному газу, что тоже будет чрезвычайно сложно. Заменить природный газ углем — к этой цели многие относятся довольно скептически. Для этого нужны средства, и немалые средства. Интересно, будет ли китайский кредит получен под это. Насколько мне известно, точно в будущем году часть денег должна прийти.
Это первые такие существенные ротации в правительстве после того, как Янукович вернул себе полномочия Президента, которые были во времена Кучмы. Вспомним, по большому счету, Кучма был главой правительства. Он назначал премьера, а тот уже согласовывал с ним министров. В данном случае происходит то же самое. Это — первая серьезная ротация, показывающая позицию в энергетическом вопросе в частности. То, что Министерство энергетики “усиливается” Ставицким, значит, что акцент будет делаться на разведку собственных месторождений как своими силами, так и с привлечением иностранных компаний для работ на Черноморском шельфе, а также на нетрадиционный газ — сланцевый и газ из твердых пород. Именно поэтому, собственно, Ставицкого и перевели. Бойко, конечно, будет руководить этими вопросами, и в первую очередь газовый и угольный вопросы останутся за ним. Он давно держит руку на пульсе этих вопросов.
Назначение Бойко, по большому счету, для Януковича обоснованно. В его глазах вице-премьер должен заниматься всеми энергетическими направлениями: начиная с газовых переговоров и заканчивая наращением добычи собственных энергоносителей, в частности это касается шельфа Черного моря.
В этом правительстве мы видим усиление энергетического блока. Понятно уже, что решить полюбовно с Москвой газовый вопрос не удастся, поэтому все силы будут направлены на укрепление энергетической независимости через диверсификацию источников. Важный момент — Янукович ставит цель привести на энергорынок Украины иностранные компании. И Shell, и Chevron, и ExxonMobil — это лишь первые ласточки того бизнеса, который придет в Украину. Власти настроены на это, потому что другого выхода у них нет, объективно в бюджете нет средств, чтобы самостоятельно развивать энергорынок.
“ЛИШЬ СМЕНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НЕРЕАЛЬНО”
Владимир ЛАНОВОЙ, президент Центра рыночных реформ, экс-вице-премьер и экс-министр экономики:
— Экономическим блоком вопросов в новом правительстве будет заниматься “молодежь” без опыта. Из всех — лишь Колобов имеет практику работы с государственными финансами. Поэтому это — довольно неожиданные назначения. Люди, не занимавшиеся экономикой в широком масштабе, а не в отдельных предприятиях, объединениях, отраслях, вряд ли смогут справиться с системными проблемами, которые сегодня переживает наша экономика. Я не вижу здесь программного, как сегодня модно говорить, креативного подхода от Президента, который бы целеустремленно решал проблемы структурного и финансово-экономического характера, накопившиеся в нашем государстве.
Кроме того, под вопросом сегодня судьба Нацбанка. Я не думаю, что сегодня так легко заменить Арбузова кем-то другим. А его назначение вице-премьером больше похоже на спасение от фиаско. Ведь в 2013 году нас действительно ожидают большие проблемы с валютным курсом и платежами.
Интересно и то, что подняли статус налоговой до уровня Министерства финансов. Это свидетельствует о том, что сам премьер-министр будет контролировать налоговую, а не как это в старой структуре делало министерство финансов. Азаров хочет контролировать все деньги в стране.
Говорят, что ключевой задачей этого правительства молодых станет спасти всеми способами бюджет на 2013 год. Но я бы не делал таких выводов. Они точно ничего не вытянут, “ручные” способы ничего не дадут. Лишь сменой исполнителей решить проблему государственных финансов нереально.
“СОХРАНИЛАСЬ КВОТА МОСКВЫ...”
Андрей МОХНИК, народный депутат Украины, партия “Свобода”:
— Учитывая то, что объединили Налоговую администрацию и Таможенную службу в единое Министерство доходов и сборов, это будет правительство грабежа украинцев. Поскольку эти два органа осуществляли разные по своей сути полномочия, то, очевидно, что сейчас максимальный упор будет делаться на усиление этого нового министерства.
Расклады в середине Кабмина свидетельствуют об усилении Семьи. Это и назначение первым вице-премьером Арбузова, министром доходов и сборов Клименко, остались — министр внутренних дел Захарченко, министр финансов Колобов. Также мы видим, что присутствуют и представители группы Ахметова и группы Фирташа. Соответственно на должностях вице-премьеров — Вилкул и Бойко. Позорным является то, что сохранилась квота Москвы, Табачник — снова на должности министра образования. Он и в дальнейшем будет вести антиукраинскую политику, диверсию против украинского национального образования, что является просто недопустимым.
Как видим, Колесникова заменили Вилкулом. Проведение Евро-2012 и того, что происходило с его подготовкой, свидетельствует о том, что даже для Януковича фигура Колесникова является проблематичной. Кроме того, публичная составляющая “хюндаизации” Украины сыграла против него.
Если говорить о новых лицах, то можем вспомнить министра социальной политики Королевскую. Все это насмешка над украинцами. Что может понимать в социальной защите человек, который просто не считает денеги? Теперь окончательно понятно, что это проект олигархов.
Что касается Кожары. Его миссия по дискредитации “Свободы”, например, в Великобритании, провалилась. Думаю, это провальная кандидатура на должности министра иностранных дел. Очевидно, таким изменением Янукович пытается продемонстрировать определенное изменение внешнеполитического вектора, но сама фигура министра иностранных дел будет мало на это влиять, поскольку внешний вектор Украины зависит от решения внутриполитических проблем, в частности, относительно избирательного правосудия, политзаключенных и т. п.
Ожидать, что данное правительство принесет что-то хорошее Украине, не приходится. Думаю, новый Кабмин будет переходным. Премьер-министр Азаров занимает эту должность до первого серьезного испытания для этого правительства. Это будет связано с тем, что социально-экономическая ситуация в Украине катится в пропасть. Выступления людей, акции протеста будут катализатором того, что произойдет смена правительства.
“БАНКОВСКОЕ ЛОББИ РАСПРОСТРАНИТ СВОЕ ВЛИЯНИЕ И НА ВСЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО”
Виктор СУСЛОВ, финансовый эксперт:
— Экономическую политику власти можно оценивать достаточно критично. Я могу сказать, что в борьбе за стабильность в итоге 2012 года достигнута пиррова победа. Это подтверждается теми решениями, которые принял Президент Украины по формированию нового правительства. Изменения в его кадровом составе настолько серьезные, что их нельзя трактовать иначе как недовольство прежней политикой, уровнем компетентности и квалификации многих отдельных министров.
Но не могу не сказать, что в этом году Нацбанк добился определенного успеха в административном воздействии на сознание людей. Очень многие люди рискуют держать свои средства в гривне. Продолжится ли и усилится ли такая линия после назначения экс-главы НБУ Арбузова первым премьер-министром, а затем, возможно, и премьером, сейчас сказать трудно. Но вероятность этого довольно высока. Проводимые кадровые изменения показывают, какой будет система власти в стране. Например, министром финансов назначен Колобов, который раньше работал замом у Арбузова. Министром экономики — господин Прасолов, являющийся главой Совета Нацбанка. Можно предполагать, что главой Нацбанка теперь станет один из заместителей Арбузова. Все эти кадры будут представлять и один регион, и одно учреждение. Так что банковское лобби резко усилится и распространит свое влияние и на все правительство. Какой будет результат, сказать трудно, но понятно, что политика правительства и НБУ будет абсолютно согласованной, хотя ранее в Украине часто возникали проблемы в их отношениях. Теперь эта политика будет находиться в одних руках. Напомню, что среди ошибок НБУ было, в частности, вторжение в сферу налогообложения. От него шли инициативы вроде введения уголовной ответственности за спекуляцию валютой. А это сфера полномочий правительства. Это неприемлемо, с точки зрения мировой практики. Теперь такие инициативы могут появиться от правительства.
А вот назначение Королевской министром социальной политики может означать, что ей решили дать возможность реализовать свои предвыборные обещания — зарплату в тысячу евро и пенсию в пятьсот евро.
Ярослав ЖАЛИЛО, президент Центра антикризисных исследований:
— Национальный банк показал свою эффективность в антикризисном регулировании, в частности на валютном рынке, но не проявил готовности работать в стратегическом формате, то есть в направлении создания условий для расширения инвестиционного кредитования и для расширения возможностей денежного предложения. Задачей Нацбанка (по-видимому, руководство им и всей финансовой сферой будет возложено на Арбузова) состоит в том, чтобы сформировать видение собственного участия в решении стратегических задач экономики — макроэкономического роста и валютной стабильности — как взаимодополняющих направлений. НБУ придется формировать новую модель политики, связанной с тем, что у нас будет строиться новая модель экономики. В ней внутреннее потребление и внутренний спрос, а не ориентация на экспорт будут движущими силами. Теперь курс гривны будет не таким стабильным, а приток иностранной валюты замедлится. Новая модель, во всяком случае, в переходной период, будет строиться на усилении администрирования на финансовых рынках, и ее главной задачей становится получение так называемых длинных денег.
Валентин ЗЕМЛЯНСКИЙ, независимый эксперт в области энергетики:
— Назначение экс-главы Минэнергоугля Юрия Бойко вице-премьером было бы понятным и логичным, если бы был зафиксирован прогресс на газовых переговорах с Россией. Но его, как все знают, пока что нет. Может быть, это какой-то аванс за уже достигнутые, но еще не обнародованные договоренности? Сказать трудно, пока мы не знаем распределения ролей и полномочий в правительстве. Не исключено, что таким образом Бойко просто отодвигают от конкретных дел, или, наоборот, его могут сделать ответственным за ход переговоров с Россией и Евросоюзом в области энергетики. Ситуация прояснится, как только мы узнаем, кто будет во главе “Нафтогаза Украины”. Если останется человек Бойко — Батулин, то станет понятно, что экс-министр получил карт-бланш. Если на улице Хмельницкого появится новый начальник, то это может означать, что у Бойко в качестве вице-премьера теперь примерно такие же полномочия, какие были у Хорошковского...
“ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ОН НЕ СТАЛ “ПРАВИТЕЛЬСТВОМ КАПИТУЛЯЦИИ”
Валерий ЧАЛЫЙ, заместитель генерального директора Центра им. А. Разумкова, бывший заместитель министра иностранных дел:
— Действительно, сегодня стоит говорить не столько о персоналиях (а во внешнеполитическом блоке — все знакомые нам лица), как о задачах, ориентирах, которые определяются для этого состава правительства. Странно, что в Указе Президента о распределении полномочий между руководством Кабмина не определено евроинтеграционное направление. Логично, что за него должен был бы отвечать назначенный вице-премьер-министром Константин Грищенко. Но на этом посту “без портфеля” будет трудно координировать работу министерств и ведомств для достижения приоритетных целей в 2013 году, Тем более, когда бюджет уже утвержден. Возможен вариант: создание Государственного совета по вопросам евроинтеграции во главе с Президентом Украины и утверждение нового институционного механизма євроинтеграции.
Впрочем, несмотря на перемещения в составе властной команды, пока не видно качественных изменений в подходах. Более того, так называемый “кастинг” среди тяжеловесов, за то, кто будет “главным евроинтегратором”, а скорее коммуникатором с Брюсселем закончился, как говорят, на взлете: в составе правительства не будет ни Валерия Хорошковского, ни Петра Порошенко, ни Андрея Клюева, ни даже, Сергея Тигипко. Следовательно, реальные евроинтеграционные усилия могут переместиться из правительственных кабинетов в парламентские и внепарламентские круги.
Не хотел бы сглазить, но именно это правительство может очутиться перед вызовом сдачи интересов Украины и возвращения в совсем другом интеграционном направлении. Мы увидим не по назначениям, а по конкретным решениям и действиям, существуют ли такие угрозы и риски. В любом случае, это правительство скорее — временное. Главное, чтобы оно не стало “правительством капитуляции”.
Если говорить о назначении на должность руководителя внешнеполитического ведомства, то считаю его ожидаемой неожиданностью. Кандидатура Леонида Кожары обсуждалась в экспертных кругах, как в Украине, так и за ее пределами уже довольно долго. Но все же ожидалось, что он возглавит профильный комитет ВР, ведь сегодня Леонид Кожара “набрал обороты” не только как дипломат, но и как политик и один из руководителей Партии регионов. В то же время, его профессиональный опыт, личные качества и приобретенные международные контакты полностью позволяют быть активным министром. Вместе с тем, не секрет, что сегодня ключевые решения в сфере внешней и интеграционной политики принимаются не на Михайловской, а на Банковой. Удастся ли ему изменить такую ситуацию и вернуть МИДу роль главной координирующей структуры во внешнеполитической сфере, вообще будет ли он ставить такую задачу, мы увидим впоследствии. Мне кажется, что этот министр будет более открытым для дискуссии, к общению с журналистами, экспертами, что он и демонстрировал своей предыдущей деятельностью. Думаю, стоит сохранять эту открытость и в дальнейшем. Это повысило бы прозрачность, прогнозируемость и действий министра, и в целом внешнеполитического ведомства. Я не уверен, что Министерство иностранных дел может в дальнейшем вести линию так называемой экономизации. Думаю, что новому министру нужно было бы поставить вопрос относительно функций и целей работы министерства. Ведь эта экономическая часть должна была бы, естественно, быть сферой ответственности министерства экономического развития и торговли.
Более важны не сами изменения в правительстве, а какую линию занимает сам Президент Украины. Очевидно, что Виктор Янукович до сих пор пытается усидеть на двух стульях — и европейском, и евразийском. Но время определения интеграционного направления стремительно проходит. К этому Украину подталкивают и Москва, и Брюссель. Решение по направлению интеграции нужно будет принять до осени следующего года. Ведь президент России хочет сформировать Евразийский союз до 2015 года. В этих часовых рамках нужно, чтобы Украина определилась уже к середине следующего года. Брюссель же готовит саммит “Восточного партнерства” в ноябре следующего года в Вильнюсе — это по-видимому дедлайн, крайняя дата для того, чтобы принять решение о подписании Соглашения об ассоциации. И в этом плане очень важной будет позиция тех членов правительства, которые визируют соответствующие международные документы. Таким образом, мы увидим, станет ли это правительство в целом правительством капитуляции перед Таможенным союзом, перед нашими северо-восточными партнерами. Или все же оно, по крайней мере, будет придерживаться определенного законами Украины и другими нормативно-правовыми актами направления на евроинтеграцию.
“МЫ СТОИМ НА МЕСТЕ И ПРЕДСТАВЛЯЕМ, ЧТО ВЕСЬ МИР ВЕРТИТСЯ ВОКРУГ НАС”
Владимир ГОРБАЧ, политический аналитик Института Евроатлантического сотрудничества:
— Мне кажется, что новые назначения в правительстве продиктованы внутренней логикой формирования всего нового правительства Азарова. На первый план выходят люди, приближенные к Януковичу лично (или к его семье) или, по крайней мере, к Партии регионов, как Леонид Кожара. А люди, которых связывали с группой РосУкрэнерго, — либо в отставке, как Хорошковский, либо в ранге вице-премьера, как Бойко, который возглавлял ранее министерство энергетики и угольной промышленности с Грищенко, но без особых полномочий.
Что касается внешней политики, то здесь министр Грищенко действительно “приелся”. Хотя я лично не склонен связывать провалы внешнеполитические с фигурой бывшего министра, но тем не менее это ассоциируется именно с персоной Грищенко как исполнителя. К величайшему сожалению, он остался дипломатом, на министерской должности исполнителем, но не стал политиком. Его сейчас назначили фактически на должность вице-премьера без портфеля, он может заниматься своим профессиональным направлением. Это может быть та же евроинтеграция, которая была у Хорошковского. Это могут быть отношения с МВФ или какими-то иностранцами, где нужно общаться на английском языке. Но фигура вице-премьера без портфеля, без реальных полномочий — это сигнал для всех остальных о том, что так просто людей не увольняют из правительства. Каждому пытаются найти какую-то достойную должность.
Вряд ли что-то изменится во внешней политике Украины. Внешняя политика нынешней Украины Януковича формируется не в министерстве иностранных дел, не в правительстве. Она формируется в Администрации Президента и, собственно, действиями самого Президента, в том числе его действиями во внутренней политике.
Я не думаю, что с назначением этого правительства можно поднимать вопрос о том, что мы куда-то идем. Если мы идем, то по кругу. Замена людей в правительстве ни о чем не говорит. Потому что эти люди просто исполнители. Они будут выполнять любые поручения любого нынешнего украинского президента. У них нет своего собственного мнения, которое бы они отстаивали. Я бы не ждал никаких изменений. Мы никуда не идем, стоим на месте и представляем, что весь мир вертится вокруг нас. Как недавно сказал Леонид Кожара, все хотят иметь дело с Украиной, а Украина выбирает. Это иллюзия.
Я думаю, что переговорщиком с ЕС будет Грищенко, а Кожара будет руководить Украиной в ОБСЕ и министерство придется перестроить под выполнение этой функции. А внешней политикой Президента Януковича будет заниматься Администрация Президента.
На мой взгляд, фактор внешнего давления России на Президента Януковича влиял и влияет. Впрочем, я думаю, что россияне совершили ту же психологическую ошибку, что и Запад. Они в свое время пережали Януковича. В данном случае после заявлений Зурабова, что Украине дается полгода для присоединения к Таможенному союзу, Янукович будет защищаться и назначать на все должности вокруг себя лояльных лично к себе людей. Его реакция на это давление — максимально “окружить” себя со всех сторон своими людьми.
Для чего? Чтобы не идти никуда. Ни в Таможенный союз, ни в Европейский Союз. Это не является целью Януковича. Главная цель для него — чтобы его оставили в покое, чтобы он руководил Украиной так, как он хочет. А это не предусматривает никакой интеграции, ни в какую сторону. Это предусматривает изоляцию. Самоизоляция является настоящей целью нынешнего Президента. Он играет в самостоятельного и независимого игрока, которому никто не указ.
А это стагнация и разрушение на самом деле. В конце концов россияне ждут, пока экономическая и политическая ситуация заставит его скатиться просто в их карман. Но он об этом не думает. Он этого не планирует и может себе это позволить как крайний вариант, когда у него не будет другого способа сохранить и возобновить свою власть.
Виктор ЧУМАК, народный депутат Украины (“УДАР”):
— Изменились лица, но не изменилась государственная политика. Потому что политика определяется не теми политиками. И они вообще себя политиками не считают. Они считают, что являются там людьми Президента.
Я думаю, что никаких кардинальных изменений не будет. Прорывных реформаторских идей за этими людьми пока не наблюдалось. Тем более что большинство из них пришли в эту сферу не из публичной политики. Более того, эти назначения, а тем более указ об изменении подчинения центральных органов исполнительной власти, показали полный провал административной реформы. Министерства создаются и ликвидируются под человека. Не под идею, не под стратегию, не под государственную политику, а просто под людей. Скажите, где в мире есть Министерство доходов и сборов?
Судя по присутствию определенных лиц в новом правительстве, можно сказать, что здесь некоторые группы влияния утратили свои позиции, в то время как группа “Семьи” нарастила. Что здесь делить, когда все назначения делаются по признаку личной преданности президенту. Да и группы влияния в нынешнем правительстве относительны. Если возникнет вопрос относительно выбора патрона, то здесь даже никто не задумается.
Для Королевской — это компенсация за непрохождение в Верховную Раду. Это человек “свой”, из своего региона, который, возможно, был задействован в проекте раскола оппозиции, оттягивания голосов оппозиционных партий.
Вилкул достаточно неожиданно получил должность. Хотя он как экс-губернатор Днепропетровской области проявил себя абсолютно лояльно к Президенту и команде. Наверно, у него есть какие-то не публичные заслуги, о которых мы не можем знать.
Интересно, почему оставили Табачника. Фактически, только он остался одиозным министром в этом правительстве. Вероятно, политика противопоставления “Русского мира” украинской идее все-таки господствует в голове тех, кто принимает решения.
Это — правительство мажоров-камикадзе. Скорее всего, оно долго не проработает. Конечно, сохранит свое кресло Арбузов, которого сейчас взяли на “практику”. Его сделали первым вице-премьером, чтобы он немного поучился, узнал специфику управления. Ближе к осени в этом правительстве пошатнутся кресла. Ведь объективно, кроме того, что эти люди непригодны для реформаторской работы, реальная ситуация в стране такова, что если политика будет сохранена, то развивать экономику нет никакой возможности. На кого-то нужно будет это повесить.
Таможенный союз — это огромный страх украинских олигархов, и даже тех, кто приближен к семье, перед процедурами, перед правилами и скорее всего перед персоналиями, которые олицетворяют Таможенный союз. И здесь мы будем иметь неопределенность. Скорее всего, в ближайшее время присоединения к Таможенному союзу не будет, но спекуляции все-таки останутся. Хотя сейчас в этом ключе есть очень опасная деятельность коммунистов и “Украинского выбора” Медведчука. Это на сегодняшний день более опасно, чем деятельность правительства и деятельность президента.
Александр ДОНИЙ, народный депутат Украины, политолог:
— Новый Кабинет Министров — это правительство еще не реформаторов, но уже не герантократов (“власть старцев”. — Ред.), как об этом писали журналисты. Если не принимать во внимание Азарова, то средний возраст Кабинета Министров — приблизительно 40 лет. Также это правительство “Cемьи”. Все станет логичным, если поменять местами премьера Николая Азарова и первого вице-премьера Сергея Арбузова.
Кроме того, в новом правительстве, так же, как и в предыдущем, интересы Путина будет отстаивать министр образования Дмитрий Табачник. Янукович не в состоянии сменить эту должность, не учитывая ни политические, ни коррупционные скандалы, связанные с этим лицом.
Самое лучшее, на что способны вновь назначенные чиновники, — это реформы. На данный момент важнейшей задачей для правительства должна стать демонополизация и выведение экономики из тени, но маловероятно, что правительство сможет с этим справиться. Поэтому теперь основная задача нового правительства — всеми возможными способами вытянуть Бюджет-2013.
Что скажете, Аноним?
[16:52 23 ноября]
[14:19 23 ноября]
[07:00 23 ноября]
13:00 23 ноября
12:30 23 ноября
11:00 23 ноября
10:30 23 ноября
10:00 23 ноября
09:00 23 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.