Примечательно, что на подобный шаг украинская сторона пошла спустя несколько дней после визита Президента Украины Владимира Зеленского в Кишинев на празднование 30-летия независимости Молдовы.
После торжеств в Молдове на встрече глав государств, где присутствовали президент Молдовы Майя Санду, президент Польши Анджей Дуда и президент Румынии Клаус Йоханнис, Владимир Зеленский заявил, что “Крымская платформа может стать площадкой для решения и других региональных конфликтов, а не только для деоккупации украинского полуострова”. Тем самым украинский президент дал недвусмысленный намек молдавской коллеге, напомнив о непризнанной ПМР.
Почему же Молдова открещивается от ограничительных мер и просит отсрочку? Что это — очередная политическая игра Санду на внутренний электорат Молдовы, размолвка с Киевом или попытка сделать неприятное дело руками Украины?
Письма из Кишинева: впустить нельзя отказать
Как рассказал “Апострофу” политолог Виталий Кулик, идея о запрете перемещения на приднестровских автомобильных номерах существует с 2006 года. За это время Кабинет Министров и ряд профильных украинских государственных органов приняли более двух десятков различных решений о запрете приднестровских номеров. При этом, всегда эти инициативы рассматривались после получения писем от молдавской стороны, которые педалировали данный вопрос. Хотя делалось это странно — то, призывая Киев запретить въезд приднестровских автомобилей, то — наоборот — отложить введение данного решения. Фактически Кишинев, похоже, при помощи таких маневров торговался с руководством ПМР, а также с Россией — главным “бенефициаром” существования этого непризнанного квази-государства.
“Перед тем как правительство Украины приняло решение о запрете, мы также получили письмо от молдавской стороны с просьбой исполнить это наше обязательство о приднестровских номерах. Напомню, мы согласовали эту позицию о запрете приднестровских номеров еще при Ющенко. Однако Молдова постоянно оттягивала или пыталась использовать этот вопрос в каких-то своих интересах. Иногда, бывало, так, что мы получали два взаимоисключающие письма от Кишинева: утром — о запрете, а вечером — о разрешении. Сейчас, я думаю, что, когда мы получили три письма на протяжении последнего времени о приднестровских номерах — с разной позицией Кишинева — в нашем Кабмине решили, что в конце концов надо как-то определиться в этом вопросе и не выглядеть как идиоты. Собственно говоря, перерегистрация приднестровских номеров — это вопрос стоимостью от 100 до 300 евро”, — объяснил Виталий Кулик.
В то же время, глава аналитического центра гражданского общества в Республике Молдова WatchDog Валериу Паша видит в существовании приднестровских номеров абсурд, вызванный самим существованием ПМР.
“Это один из многих вопросов переговорной рутины — наконец-то решили взяться за эти номера по прошествии почти 30 лет. На территории Украины и Молдовы передвигаются номера, не существующие юридически… Это небольшая часть выхода из абсолютного абсурда. Только украинская сторона это приняла, а молдавская — и дальше будет жить в абсурде”, — говорит эксперт.
Всему виной фактор Чауса?
В СМИ в связи с этим появилась теория, что резкие действия официального Киева были вызваны неформальными договоренностями между Санду и Зеленским. Их суть, по мнению некоторых журналистов, состоит в отвлечении внимания от истории с похищением судьи Николая Чауса.
Впрочем, по словам Кулика, введенный Украиной запрет вряд ли связан с этим скандалом.
“Если бы вопрос решился прекращением контактов или ограничением поставок на молдавский металлургический завод в Рыбнице, или если бы поднимались вопросы газа и электричества, или если бы были какие-то отключения — я бы сказал, что да, это определенный реверанс и попытка убрать казус Чауса в украино-молдавских отношениях. Номера — очень старая история, в которой надо было ставить точку над “і”, потому что многие из этих автомобилей, которые транзитом идут через Приднестровье — угнаны в ЕС или на Балканах. Их просто перегоняют и ставят приднестровские номера, потом их перепродают или же разбирают. Это тоже довольно известная история. Но я не сказал бы что это точка. Я не исключаю, что украинский Кабмин тоже может пересмотреть это решение”, — считает политолог.
Впрочем, эксперт Валериу Паша отмечает, что история с похищением Чауса не сильно беспокоит простых граждан Молдовы, хоть российская пропаганда и использовала этот случай для своей деятельности.
Молдова боится злить Кремль
Эксперт Национального института стратегических исследований Артем Филипенко полагает, что такие переносы связаны с желанием нового руководства Молдовы не обострять отношений с Россией, а сосредоточиться на решении внутренних вопросов.
“Понятно, что им надо решать вопрос цены на российский газ, но речь идет все-таки о межгосударственных отношениях Украины и Молдовы. Но где гарантия того, что в январе следующего года Кишинев не попросит Киев перенести еще на какой-то срок? Ведь очевидно, что Приднестровье фактически саботирует выдачу нейтральных номеров. В конце концов, зачем они им нужны, если в Украину и так пускали до последнего времени? Сейчас Украина делает за Молдову ее работу, подталкивая Приднестровье к ускорению выдачи нейтральных номеров и фактически к интеграции в молдавское правовое поле”, — считает он.
В то же время, по словам эксперта Валериу Паши, нет какого-то однозначного мнения касательно того, правильно ли сделали молдавские власти, попросив отсрочку на полгода: ”Дело в том, что у непризнанных приднестровских властей всегда была тактика, которая состоит в том, чтобы сказать, что они не готовы, а люди пострадают от этого решения. Правильным ли шагом была просьба Молдовы к Украине на отсрочку в полгода? На этот вопрос сложно однозначно ответить, поскольку в публичном пространстве сейчас очень мало информации”.
Стоит понимать, что вопрос приднестровских номеров используется Молдовой как инструмент политического давления на Приднестровье. Сейчас решение Киева — очень в масть Кишиневу, поскольку в Приднестровье сейчас происходят так называемые президентские выборы.
Блокирование выезда автомобилей на номерах так называемой ПМР автоматически бьет по избирателю, и ограничения проезда на приднестровских номерах — это однозначно не в пользу действующей власти и крупнейшей бизнес-группы “Шериф”, которая находится при власти, контролируя так называемого президента ПМР Вадима Красносельского.