Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Потемкинские деревни обойдутся в 50 млрд.

[17:50 18 ноября 2010 года ] [ Комментарии, № 43, 12 ноября 2010 ]

Реализация всех заявленных властями крупномасштабных проектов возможна лишь в случае, если на эти нужды направить пятую часть украинского бюджета.

В этом году власть изменила тактику обещаний. Вместо рассказов о возможности профинансировать из бюджета все и сразу, теперь упор делается на привлечение инвестиций. Правда, чиновники не говорят о том, что привлечение инвестиций тоже требует государственного финансирования. И реализация всех заявленных проектов потянет ежегодно не менее чем на 55 млрд. казенных средств

Никто не спорит, что привлечение инвестиций для Украины является одним из приоритетов. И, конечно же, если речь идет о небольших проектах, инвестору в первую очередь нужен климат. Что неоднократно подчеркивалось властями. Однако сегодня политики делают ставку на капитальные мегапроекты стоимостью миллиарды. А реализовать их полностью за деньги инвесторов не получится ни при каких условиях.

Если взять, к примеру, самый громкий украинский проект последних годов — подготовку к проведению чемпионата Европы по футболу, — можно увидеть, что попытки государства переложить максимум финансовых проблем на плечи частных инвесторов успехом не увенчались. Программа подготовки к Евро-2012 корректировалась десяток раз, но главное, что следует отметить, — за последние два года ее стоимость выросла на 16,5 млрд. грн. Причем доля государства в этом мегапроекте увеличилась с 21,4 до 32,9 млрд. грн. и теперь составляет 26%.

Если смотреть по конкретным ранее реализованным проектам — модернизация энергетики и углепрома, — там государственное финансирование составляло от 20 до 50 и более процентов. Другими словами, инвестор (или пул инвесторов) в большинстве случаев категорически отказывается нести все риски. И оптимальной минимизацией рисков для него является или получение объекта в частную собственность, или соинвестирование со стороны государства.

Кстати, на прошлой неделе вступил в силу закон о государственно-частном партнерстве. Чиновники особо подчеркивали и подчеркивают, что он предусматривает различные виды сотрудничества — от государственных контрактов до концессионных соглашений. И только однажды из уст представителей Кабмина прозвучало, что речь может идти и о соинвестировании проектов. А вот независимые эксперты как раз в этом пункте видят основной прорыв — по сравнению с тем же Законом “О концессиях”, который предусматривает возможность предоставления концессионеру лишь дотаций, компенсаций и льгот, да и то исключительно в отношении убыточных или низкорентабельных объектов концессии. И именно поэтому вложение средств в госактивы было неинтересно инвесторам (если, конечно, не существовало кулуарных договоренностей о дальнейшей судьбе объекта). В этой связи возникает вопрос: а готово ли государство самостоятельно вложить хотя бы 25—30% инвестиций в столь нужные и широко рекламируемые проекты?

За последние месяцы власть наобещала многое, но, чтобы понять размах планируемого привлечения инвестиций, достаточно посмотреть на проекты, стоимость которых оценивается в миллиарды. Кроме вышеупомянутого Евро-2012 все проекты властей условно можно разделить на три категории. Первая — это рожденные ситуацией. Так, после паводков в Прикарпатье Кабмин пообещал комплексную программу по предупреждению разрушительных ударов стихии на 10 млрд. (на пять лет). А после трагедии на железнодорожном переезде в Марганце вроде планируется выделить 8 млрд. грн. на оборудование переездов мостами (по 2 млрд. в год). Вторая группа — это проекты “в интересах спонсоров”. Как политических, так и экономических. Сюда можно отнести и планы построить мост через Керченский пролив (1,4—1,6 млрд.), и необходимость срочного вложения средств в освоение месторождений газа на Черноморском и Азовском шельфах (7 млрд. за пять лет), и создание СП по производству элементов ядерного топлива (4 млрд.). А также массу других принятых в этом году программ — от доступного жилья (89 млрд. грн. на восемь лет, в том числе 23 млрд. за счет госбюджета) до “Украинского угля” (планируется за бюджетный счет перед приватизацией сделать шахты максимально привлекательными — 107 млрд. грн. на шесть лет, из которых 47 млрд. — бюджетные деньги).

И наконец, третья группа — это национальные проекты, с которыми уже четвертый месяц носится власть. Правда, только на прошлой неделе чиновники смогли хотя бы приблизительно подсчитать, сколько нужно денег на реализацию этих планов. По словам руководителя рабочей группы Владислава Каськива, предполагается привлечение $15 млрд. в течение четырех-пяти последующих лет (получается по 24 млрд. грн. ежегодно). Хотя и в этом можно усомниться, учитывая тот факт, что только подготовка к подаче заявки в МОК по поводу проведения Олимпиады-2022, СПГ-терминал и “Природная энергия” тянут, по оценкам экспертов (и ряда политиков), на эту сумму. Но даже исходя из озвученных цифр получается, что как непосредственно правительственные проекты, так и инвестиционные (исходя из предпосылок, что на госбюджет придется лишь 20—30% расходов) требуют ежегодного финансирования в размере 40 млрд. грн.

Регионы тоже стараются не отставать. К местным выборам почти все области разработали собственные программы развития, и каждая требует значительного бюджетного финансирования. Упор, конечно же, тоже делается на привлечение инвестиций в самые проблематичные сферы, но местные власти прямолинейнее. Мол, часть денег мы привлечем, но львиную долю ждем из бюджета. Наиболее ярким примером региональных аппетитов является проект Государственной программы развития транспортной инфраструктуры Крыма, одобренный Советом министров АРК. Предполагается, что за десять лет в эту сферу должно быть вложено около $10 млрд. При этом из запланированных 81,62 млрд. грн. из госбюджета должно быть выделено 53 млрд., и только 1% от суммы даст Крым и местные советы. Остальные регионы оказались поскромнее — их запросы от 3 до 30 млрд. на семь—десять лет. В итоге получается, чтобы удовлетворить запросы только местных властей, необходимо ежегодно выделять из госбюджета на развитие порядка 35 млрд. грн. Хотя вряд ли об этом стоит говорить после выборов.

Получается, что, по самым скромным подсчетам, начиная со следующего года капитальные расходы украинского бюджета должны вырасти на 50 млрд. И это в дополнение к тем программам, которые приняты раньше и должны продолжать финансироваться (порядка 15 млрд. грн.) В свою очередь, Кабмин уже четко дал понять, что, несмотря на все обещания бюджета развития в 2011 году, речь будет идти о намного более скромных суммах. По словам премьер-министра Николая Азарова, порядка 30 млрд. грн. Эксперты, правда, говорят, что увеличить втрое по сравнению с прошлым годом капитальные вложения из бюджета нереально. Тем более что кроме этого власти хотят привлечь кредитов на 50 млрд. Доходы бюджета, который в этом году трещит по швам, вряд ли в следующем году серьезно увеличатся даже при новом Налоговом кодексе. А тут еще и запланированный пик выплат по уже имеющемуся долгу — 53,5 млрд. грн. Так что кто-то останется без средств. И по старой традиции, видимо, это будет как раз бюджет развития.

Виктория ПОДА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
[2010-11-18 18:18:33] [ Аноним с адреса 178.95.10.* ]

А чему удивляться то? После того как проФФесор стал царём-королём, у нас все идёт по рассеянским лекалам: там пилят буджет через нацпроекты типа зимней олимпиады в субтропиках, прокладки всевозможных трубопроводов в 10 раз дороже реальной стоимости и т.д., у нас же через Евро 2010 и будут через строительство моста через Керченский пролив (вообще совместный проект распила!), тоннеля под Ай-Петри, олимпиады "на Буковине" да мало ли чего еще можно придумать как освоить то бабло, которое "повалит" после усиления налогового прессинга! Как то ж красиво это нужно обставлять, втихаря как по старинке уже не стыришь - в Европу все таки стремимся, в цивилизацию!

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.