Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Порт для Ахметова. Часть 2

[12:13 19 мая 2015 года ] [ Аргумент, 11 мая 2015 ]

Приватизация (концессия) порта “Южный”: реформаторский прорыв или коррупционная сделка?

11 мая завершится “скоростная” экспертная оценка стоимости активов Государственного предприятия “Морской торговый порт “Южный”. В этот день оценщик — украинское представительство международной аудиторской компания “Делойт і Туш” передаст Министерству инфраструктуры и Фонду госимущества Украины акт оценки самого уникального порта на Черноморском побережье — “Южного”: наиболее глубоководного и расположенного на транспортном перекрестье стратегического значения вблизи Босфора и дельты Дуная.

Исходя из результатов оценки, будет рассчитываться будущий концессионный платеж при передаче ГП МТП “Южный” в концессию. Или стартовая цена порта в случае, если его выставят на открытую приватизацию.

Таким образом, приватизация одного из наиболее значимых стратегических активов Украины выходит на финишную прямую. И только от первых лиц государства зависит, станет ли приватизация (концессия) порта “Южный” реформаторским прорывом или еще одним грязным, коррупционным пятном на репутации государства.

К сожалению, развитие ситуации вокруг “Южного” имеет все шансы завершиться грандиозным скандалом.

Мы уже писали о том, что уже сегодня целый ряд косвенных признаков и фактов говорит о том, что приватизация “Южного” готовится “под Ахметова” (подробности в публикации Ринат Ахметов и приватизация портов Украины: деньгами не пахнет).

Настораживает и очевидная поспешность проведения оценки порта “Южный” — необходимая процедура для передачи порта из государственного в частное управление. Именно от оценки напрямую зависит расчёт концессионной платы. Никаких логических объяснений ускорению процесса приватизации сверхприбыльного госпорта “Южного” во время фактической войны с Россией и низких цен на бизнес-активы в Украине — не существует.

В то время как Президент Украины Петр Порошенко явно не торопится расстаться со своими бизнес-активами (мотивация — отсутствие системных инвесторов, желающих покупать активы в воюющей стране), сверхприбыльное ГП “МТП “Южный” готовят к приватизации (концессии) в ускоренном режиме. Для чего меньше, чем за месяц, определяют оценщика — им стала транснациональная “Делойт і Туш”. Последняя за символическую цену — первоначально называлась сумма в 30 тыс. гривен — “на волонтерских началах” (!) обязалась выдать заказчику, Мининфраструктуры (МИУ), оценку стоимости активов огромного предприятия.

При этом сам конкурс на выбор оценщика порта “Южный” был проведен ФГИ непрозрачно. И только в конце марта общественность получила доступ к договору между Мининфраструктуры и оценщиком.

Причем оказалось, что свои услуги “Делойт і Туш” оценила даже не на сумму по конкурсу, а меньшую... И СМИ, и само Министерство инфраструктуры сообщали о стоимости оценки в 10 000 гривен, а вот в письме уже ФГИ сообщается уже иная цифра — 12 000 гривен, и иной срок процедуры оценки — в один месяц...

Кроме того, ФГИ и “Делойт і Туш” сразу засекретили и этот договор на оценку активов ГП “Морской торговый порт “Южный”, и саму сумму оплаты услуг оценщика по договору. Активистам-“общественникам” пришлось идти в суд, и уже суд своим решением обязывает ФГИ и “Делойт і Туш” открыть эти почему-то засекреченные данные.

К чему такая секретность? Вразумительного ответа нет, и это настораживает.

Но примечателен факт: не смотря на заверения руководства Минифраструктуры о том, что еще не принято принципиальное решение, продадут ли порт “Южный” с молотка или передадут в концессию, в публикуемом ответе Фонда госимущества за подписью начальника Управления оценивания имущества Ю. Федоренко однозначно утверждается: порт “Южный” готовят к концессии:

Что еще раз подтверждает подозрения о том, что будущий хозяин самого глубоководного порта на Черноморском побережье уже определен.

Все до единого оценщики (кроме “Делойт і Туш”, конечно) однозначно утверждают, что такой объект за 1 календарный месяц (включая майские праздники) оценить невозможно. Мировая практика не знает прецедентов. Для оценки такого сложного и масштабного объекта нужно не менее полугода. А раз так, то вполне резонно можно сделать вывод, что вся информация об объекте Государственное предприятие “Морской порт Южный” у “Делойт і Туш” была уже задолго до конкурса. Или — что еще хуже — транснациональная аудиторская компания вовлечена в процесс приватизации порта под конкретного заказчика в качестве “свадебного генерала”. И таким образом просто реализуется схема по отчуждению порта в “нужные руки” с ширмой в виде конкурса выбора нужного оценщика, конкурса нужной персонально кому-то концессии и прочего.

Люди Ахметова

В свете этой версии — “прихватизации” сверхприбыльного порта под конкретного заказчика — логичным видится и недавнее назначение заместителем МИУ Юрия Васькова. До назначения в министерство Ю. Васьков фактически возглавлял Администрацию морских портов Украины. Как “хозяйничала” эта структура во времена Виктора Януковича — можно узнать из публикации Ликвидация АМПУ: чистая прибыль! Документы.

Фактически, АМПУ была создана как “надстроечная” структура в интересах “семьи” Януковичей. И, помимо “распила” государственных средств в особо крупных размерах, активно лоббировала интерес крупного российского бизнеса в портовой отрасли Украины.

В частности, бизнеса В. Новинского и Р. Ахметова. Именно в бытность Ю. Васькова руководителем АМПУ порт “Южный” стал базовым для бизнеса Р. Ахметова и постоянно обновлял свои активы за счет государства: порт готовили для передачи в концессию донецкому олигарху.

Таким образом, приход Ю. Васькова в Министерство инфраструктуры накануне приватизации порта “Южный” — и это не смотря на длинный шлейф коррупционных скандалов с его именем — не что иное, как продвижение еще одного ставленника Р. Ахметова в высшие органы власти Украины. Перевод Ю. Васькова “морским замом” в МИУ — еще и способ контролировать своим человеком процесс отчуждения порта “Южный” у государства.

Кроме того, в МИУ фактически “прописался” и представитель Р. Ахметова Александр Смирнов — гендиректор “Портинвест” — практически ежедневное присутствие! Зачем, какие вопросы этот подчиненный Р. Ахметова, представитель пусть крупного, но все же частного бизнеса, в ежедневном режиме решает в МИУ у первых лиц МИУ? Почему представитель, по сути, российского капитала открывает ногами двери в украинском министерстве?..

Ускоренная “предпродажная” подготовка порта “Южный” именно к концессии в пользу Рината Ахметова имеет и еще одну очевидную причину: неплатежеспособность Ахметова. Сегодня “богатейший человек Украины” не в состоянии платить по счетам. В апреле нынешнего года Группа “Метинвест” сообщила о том, что компания находится в состоянии дефолта. А уже в марте компания не смогла заплатить 113 млн долларов и предложила кредиторам переговоры. Долги этой компании составляют общую номинальную сумму $1,15 млрд. В долгах пребывает и энергетический актив Р. Ахметова — ДТЭК. При этом долги компании скупает “Сбербанк” России...

Совершенно понятно, что заплатить “живые” деньги, да еще и в полном объеме за порт “Южный” Р. Ахметов не в состоянии. Поэтому ему (или тем, кто за ним стоит) как воздух нужна липовая концессия. Сверхприбыльный государственный порт в концессии — это “живые”, реальные деньги, постоянный источник доходов прямо сейчас и на долгую перспективу. (Только в 2013 году порт перечислил только налогов и сборов в бюджеты разных уровней на сумму около полумиллиарда гривен). А если учесть, что за бизнесом Рината Ахметова “торчат уши” кремлевской властной группировки, то дикой, преступной видится ситуация, когда Администрация морских портов Украины, Министерство инфраструктуры (министр Андрей Пивоварский) и Кабмин “сливают” ликвидный госактив фактически Кремлю.

К сожалению, государство Украина — плохой, неэффективный собственник. В случае передачи порта в концессию у Р. Ахметова будут все возможности вместо оплаты “живыми” деньгами “впаривать” государству какие-нибудь НДС-облигации, делать взаимозачеты по разным прочим долгам, например, за электроэнергию. А при обилии его ставленников во всех органах управления государством он это реализует блестяще. Как обычно. Потом будем иметь ситуацию, подобную с “Аэросвіт” — то есть, когда начнутся проблемы и с этим бизнесом, государство получит претензию, что во всех бедах виновато оно одно; дельцы уже схему “откатали”.

Сегодня есть два пути цивилизованного и эффективного разрешения ситуации:

  1. максимально активная и честная работа МИУ, АМПУ по наведению порядка в порту “Южный”; подготовка к акционированию предприятия со 100% собственностью государства, подготовка акций к продаже и продажа контрольного пакета стратегическому, профильному инвестору за реальные деньги на открытом аукционе. При этом в условиях приватизации четко должно быть прописано, что к ней не допускается российский капитал и компании с российскими “корнями”. В принципе.
  2. Если деньги нужны государству срочно, то цена за такой объект должна быть не менее 10-12 летней чистой выручки от деятельности подобных предприятий, т.е. не менее 360-400 млн. долларов единоразово, плюс компенсация за новые портовые краны и дноуглубление, которое было сделано в предыдущие три года за счет государства. При этом в условиях приватизации четко должно быть прописано, что к ней не допускается российский капитал и компании с российскими “корнями”, а только — стратегические, профильные инвесторы с мировыми именами.

При этом перед продажей порта “Южный” и вообще последней “большой приватизацией” чиновникам и депутатам стоит изрядно потрудиться головами.

Ведь наше законодательство вообще не готово к так называемым “длинным сделкам”, так как в договорах нельзя указывать цены платежей в иностранной валюте, а только в гривне. А та же концессия так желанна на целых 50 лет. Да за пять десятилетий гривна может вообще исчезнуть...

И будет так, как это сделали ныне покойники Кирпа и Чечетов с Днепро-Бугским портом — то есть получает государство по 917 тысяч (по другим данным — не более 300 тысяч) гривен в месяц с порта, приносящего Олегу Дерипаске миллиарды в год. Да ему в судах теперь проще и дешевле отбиваться, чем платить за порт справедливую цену...

С учетом же того, что произошло в конце прошлого года с поставками южноафриканского угля, стране жизненно важно оставить хотя бы один глубоководный порт в собственности государства. Так как в следующий раз закупаемый государством уголь для покрытия дефицита русского газа (и т.д., и т.п.), будет уже обрабатываться на условиях концессионера (весьма вероятно, что СКМ) — со всеми вытекающими последствиями... Кто частный бизнес заставит работать по государственным расценкам, то есть так, как “работали” еще осенью и зимой в порту южноафриканский уголь?

Фактически об этом говорит и министр экономики Айварас Абрамавичус: в госсобственности надо оставить только стратегические предприятия. А порт “Южный” — именно стратегическое предприятие; второго такого в Украине нет!

Но это если думать о судьбе порта “Южный” с государственнических позиций.

Увы. В это время глава МИУ пиарит “воздушные” проекты с привлечением “брендовых инвесторов”... Мол, международные стивидорные компании в очереди стоят к портам Украины. Когда у министра попросили озвучить названия фирм потенциальных инвесторов, он замялся...

В очередь за Ахметовым никто становиться не хочет?

Константин ИВАНЧЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.