АМПУ объявил тендеры на дноуглубительные работы в порту Южном более чем на 2 млрд грн (без НДС). Кто поделит один из самых лакомых госзаказов в отрасли?
На этой неделе в системе ProZorro были объявлены открытые торги по трем закупкам филиала АМПУ (“Администрации морских портов Украины”) в порту “Южном”. Все они касаются проведения дноуглубительных работ. Ожидаемая стоимость работ по всем трем лотам составляет 2,167 млрд грн без НДС (2,6 млрд с НДС). Раскрытие предложений участников должно состояться 26, 27 и 28-го декабря, срок завершения работ — декабрь 2018 — декабрь 2019 года.
Первый лот — самый дорогой, на 1,197 млрд грн (без НДС) — дноуглубление в акватории причалов №23-25, предполагает изъятие 4,4 млн кубометров грунта и доведения глубины до 16 м. Исходя из этого объема, ожидаемая стоимость работ составит около $10 за кубометр (272 грн).
Ожидаемая стоимость работ по всем трем лотам составляет 2,167 млрд грн без НДС (2,6 млрд с НДС). Раскрытие предложений участников должно состояться 26, 27 и 28-го декабря, срок завершения работ — декабрь 2018 — декабрь 2019 года
Второй — закупка работ по дноуглублению морского, внутреннего подходных каналов и операционной акватории до 21 м у причалов №5 и №6. Ожидаемая стоимость составляет 837 млн грн (без НДС), необходимо вынуть 3,44 млн кубических метров грунта.
Стоимость работ за куб — $9 (243 грн). Этот тот самый скандальный тендер, который объявлен второй раз: итоги первого, запущенного еще в феврале 2016, отменены в начале ноября. Под давлением главы Кабмина и Мининфраструктуры АМПУ перезапускает торги уже через систему ProZorro.
Третий объект торгов — работы по эксплуатационному дноуглублению у ряда причалов на сумму 131 млн грн, исходя из объема работ стоимость за куб составит 238 грн.
Много это или мало? В 2012 году “Южный” уже объявлял тендер на дноуглубление на 1,1 млрд грн (проект начала выполнять компания “Мёбиус”), только тогда объем работ по проекту составлял намного больше — 13,8 млн кубов. Или 80 грн за 1 кубический метр, что, впрочем, по курсу того года составляло те же $10. Однако, например, руководители “ТИС” любят вспоминать, что тот же подрядчик в 2006 году сделал для компании дноуглубление объемом 7,3 млн кубов за $40 млн (около $5,5 за кубометр). Так кто же претендует на сегодняшний немалый пирог?
Золотокопатели
Объявление опубликовано на украинском и на английском языке: заказчик рассчитывает на участие глобальных компаний с опытом и мировым именем. Победитель прошлого тендера, отмененного АМПУ, уже заявил, что будет снова подавать заявку. “Будем принимать участие в двух лотах, самых больших. Но это не обозначает, что мы согласились с отменой предыдущего тендера, где мы победили”, — сказал Forbes гендиректор “Ян Де Нул Украина” Андрей Розов. По его словам, на данный момент юристы компании изучают судебную практику и перспективы возможного иска к АМПУ, отменившего итоги тендера.
Напомним, в октябре АМПУ объявил победителя тендера на дноуглубление морского подходного канала и акватории причалов № 5 и №6. Им стало ООО “Ян Де Нул Украина” (по ее данным, “дочка” бельгийской группы Jan De Nul). Но проигравший участник торгов, ДП “Ван Оорд Украина”, не согласился с тем, что его заявка была отклонена на этапе рассмотрения, и обратился с жалобой в Антимонопольный комитет. АМКУ согласился с жалобой и потребовал отменить тендер. К нему присоединились министр инфраструктуры Владимир Омелян и премьер-министр Владимир Гройсман.
Причин отмены было несколько. Во-первых, неочевидность законности отклонения заявки других участников тендера (еще один участник, оспоривший отклонение его заявки — болгарская АО “Строительный и технический флот”), во-вторых — сомнение в справедливости предложенной цены победителя (998,95 млн грн, самая высокая из всех заявок). Кроме того, нардеп от БПП Сергей Лещенко заявил о наличии связи компании “Ян Де Нул” с нардепом от “Народного фронта” Сергеем Фаермарком через офшорные компании, которые, по его словам, появились в числе учредителей уже в ходе проведения тендера. На данный момент Сергей Фаермарк не ответил на вопросы Forbes. Андрей Розов, работавший когда-то помощником этого нардепа, связь с ним отрицает и уверяет, что конечный бенефициар компании — семья ее основателя Яна Де Нула.
В компании “Ван Оорд Украина” говорят, что пока не определились насчет своего дальнейшего участия в борьбе за деньги АМПУ. “Мы пока в стадии обсуждения этого вопроса. Не факт, что будем участвовать”, — сказал директор компании Игорь Тыныника. В ходе предыдущего тендера компания предложила самую низкую цену — 900,85 млн грн.
Иногда они возвращаются
Еще одна компания с мировым именем, которая надеется заработать на дноуглублении в Южном — ООО “Боскалис Юкрейн”. Она является “дочкой” голландской Boskalis International B.V., которая в свою очередь входит в группу Royal Boskalis Westminster N.V. По иронии, в начале 2016 года эта глобальная группа поглотила лидера немецкого рынка дноуглубительных работ Strabag Wasserbau, более известную как Mӧbius Wasserbau, дочерняя структура которой до 2015 года активно работала в Украине. Именно “Мёбиус Констракшн Юкрейн” в 2012 году получила несколько подрядов на сумму около 2 млрд грн в “Южном”. Но в 2015, выполнив только часть работ (доведя дноуглубление до 18,5 м вместо ожидаемых 21м), забрала из Украины всю технику и свернула деятельность. “В Украине начался кризис, и заказчик просто перестал платить деньги, требуя чтоб подрядчик со своей стороны продолжал выполнять обязательства”, — объясняет Александр Самошин, директор “Боскалис Юкрейн”.
Бывший директор “Мёбиус Констракшн Юкрейн” Олег Заступайло вспоминает, что заказчик (тогда порт “Южный”) изменил проект, разделив его на 3 этапа, и “Мёбиус” ограничилась выполнением первого из них. Тем не менее, это позволило “Южному” увеличить допустимую осадку судов, заходящих в порт, и поднять портовые сборы.
К слову, “Боскалис” уже подавала заявку на участие в предыдущем тендере в феврале, однако не прошла предвалификационный отбор. “По формальной причине — не был переведен один документ”, — говорит Самошин. Юридически у компании не было возможности спорить с этим, отмечает он, хотя и сомневается, должна ли была такая незначительная формальность стать поводом к тому, чтобы “снять с дистанции такого серьезного участника”.
Ни у одной из перечисленных компаний нет опыта работы в Украине, говорят игроки рынка. Хотя присматриваются к нашим проектам они уже давно. Так, “Ван Оорд Украина” была зарегистрирована в Украине еще в 2004 году, “Боскалис Юкрейн” в 2010, “Ян Де Нул Украина” — в 2013.
Есть в Украине и собственные игроки, имеющие немалый опыт на поприще дноуглубления — “Черномортехфлот”, “Усть-Дунайводпуть”, “Техфлот” , “Укрводпуть”. Однако мощности техники, которой они располагают, могут не позволить им выполнить работы в срок. Периодически на тендерах появляются имена игроков “второго эшелона”, например, “Маст-Буд”, “Инфлот-Данубиус”, “Техморгидрострой-Николаев”, “Лигос УА” и других, но все они не работают со значительными объемами и не имеют соответствующей техники, а встречаются преимущественно на субподрядах.
Замерли в ожидании
Среди бенефициаров тендера будут не только те, кто непосредственно получит заказы, но и косвенные — компании-операторы причалов, которым глубокая вода необходима для реализации своих бизнес-проектов в части строительства терминалов. Так, первый и самый крупный лот связан с проектом компании Cargill и ее партнера “МВ Карго” (компания совладельцев “ТИС” Андрея Ставницера и его брата Егора Гребенникова). “МВ Карго” совместно с Cargill и при участии кредита ЕБРР планирует построить зерновой терминал мощностью 5 млн тонн в год и стоимостью $130 млн.
В феврале этого года инициаторы проекта подписали меморандум с АМПУ, в котором частные инвесторы обязались построить терминал, а государство в лице АМПУ — провести дноуглубление в акватории будущих причалов. Причем одно из условий подписанного соглашения — Cargill входит в уставный капитал “МВ Карго” только после завершения дноуглубления. Соответственно, все частные инвестиции зайдут в порт также уже после этого, так как “МВ Карго” со своей стороны вносит в проект только принадлежащие ей земельные участки (9 га прибрежной зоны и 16 га под склады будущего терминала).
В непосредственной близости от причалов № 5 и 6 далее располагаются причалы №8-9 и №10-11. Здесь компания “Портинвест” Рината Ахметова планирует построить экспортно-импортный терминал для сыпучих грузов мощность 18 млн тонн в год примерно за 200 млн долл (на землях ООО “Причалы Коминтерна”, которую “Портинвест” приобрел в 2012 году). Далее, между “Причалами Коминтерна” и терминалами группы “ТИС” располагаются земли группы “Укрлэндфарминг” Олега Бахматюка. Порт “Южный” — главный приоритет в инвестиционных проектах компании, тут планируется построить терминал с объемом перевалки до 15 млн тонн в год и стоимостью $500 млн.
Екатерина ГРЕБЕНИК
Что скажете, Аноним?
[12:15 25 ноября]
[10:10 25 ноября]
21:00 25 ноября
16:00 25 ноября
14:30 25 ноября
14:00 25 ноября
13:30 25 ноября
12:30 25 ноября
12:00 25 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.