17 июня украинский парламент принял в первом чтении правительственный вариант Налогового кодекса. “За” проголосовали 247 депутатов, но свои голоса они отдали практически вслепую. Мало кто из них успел прочитать увесистый труд, в спешке поданный в Раду. Дело в том, что до недавних пор существовал лишь один проект Налогового кодекса, разработанный группой экспертов и предпринимателей во главе с депутатом, главой “Европейской партии Украины” Николаем Катеринчуком. Но принимать проект главного налогового закона страны, подготовленный еще при старой власти, “регионалы” не захотели и в срочном порядке подали альтернативный вариант.
Еще на этапе его разработки правительство анонсировало, что в документе предусмотрено снижение налога на прибыль, предоставление налоговых каникул малому бизнесу, уменьшение количества общегосударственных налогов и много других благ. Но в Раду кодекс попал в измененном виде. Вместо обещанной либерализации эксперты и оппозиция усмотрели в проекте введение жесткой системы администрирования и ущемление прав малого и среднего бизнеса. Об этом, будущем российских инвесторов в Украине и прогнозируемом провале налоговой реформы Slon.ru рассказал замглавы парламентского Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Николай Катеринчук.
— Вы один из немногих, кто успел прочитать проект правительственного Налогового кодекса. Главное, что декларирует власть, — уменьшение количества общегосударственных налогов, снижение НДС и налога на прибыль. Какие налоги отменят?
— Я бы начал с того, что в том документе, который сейчас лежит в парламенте, налоговой реформы нет. Мы можем обсуждать, какие налоги исчезают, какие появляются, но нужно использовать методику определения налоговой нагрузки либо на физическое лицо, либо на предприятие. Судя по тому, что написано в финансово-экономическом обосновании тех изменений, которые предлагаются в Налоговом кодексе правительства, речь идет об увеличении налоговой нагрузки. Правительство хочет получить от принятия этого документа 2,7 млрд гривен уже в 2011 году.
Например, когда говорится о снижении ставок налога на прибыль и НДС, то в документе видно, что через 3 года они возвращаются на нынешний уровень. То есть, их снижают на 3, 4, 5 пунктов, а через 3 года — все назад. Если говорить о малом и среднем бизнесе, которые выживают, в основном, благодаря упрощенной системе налогообложения, то на них увеличится налоговое давление, а обещанных налоговых каникул не будет. При этом не была решена главная проблема: вопрос об использовании упрощенной системы налогообложения крупными компаниями для минимизации своих расходов.
Теперь о плюсах, о которых вы спрашивали. Плюс в том, что органы местного самоуправления смогут регулировать свой инвестиционный климат, используя налоговые стимулы. То есть, ставку налога на прибыль город и район смогут регулировать, от 2 до 5%. К сожалению, ничего не было сделано с НДС. А без модернизации этого налога говорить о каких-либо реформах нельзя. Потому что это самый дорогой, в плане администрирования, самый бестолковый и самый экономически невыгодный налог, который полностью себя дискредитировал. Свою функцию стимулирования экспорта он не выполняет. Это политический налог или бонус за выигранную власть.
Но самое плохое написано во втором разделе Кодекса — это администрирование налогов. По новому Кодексу чиновник-налоговик получает практически неограниченные права. Он может делать все, что угодно с предпринимателем, с его имуществом, с деньгами на счетах, с его экономической свободой. Он в любой момент может прийти, допросить, обыскать, и предприниматель практически никак не сможет защититься.
— Насколько мне известно, налоговики могут делать все это еще до окончания судебного рассмотрения дела.
— Да. И это, по сути, отменяет презумпцию невиновности.
— Скажем так, от нового премьер-министра этого ожидали. Он, как, собственно, основатель Налоговой, давно снискал славу жесткого фискала.
— Знаете, немного подзабыл уже бизнес эти маски-шоу, атаки налоговиков. И вот теперь опять, как холодный душ. Теперь мы видим, что идеология этой “реформы” — контроль за каждой заработанной гривной и создание полицейского режима в стране. А это не активизирует предпринимательскую активность. Вообще, мне кажется, что это неприкрытая борьба крупных промышленно-финансовых групп с зародышами среднего и малого бизнеса.
— Вполне логично, что “Партия регионов”, как партия крупного капитала, защищает его интересы. Какие льготы от этого Кодекса получат украинские металлурги, химики?
— В Кодекс заложены некоторые пункты, касающиеся обновления основных фондов. Потому что у нас предприятия с очень старым оборудованием, изношенным на 80%. А страна, конечно, заинтересована, в обновлении производственной базы, в новых технологиях, которые сделают нас конкурентоспособными.
Во-первых, 50% налога на прибыль теперь можно использовать как налоговый кредит для обновления основных фондов. В акцизной политике просто меняются ставки. Экологический налог выписан плохо. То есть, кто-то что-то должен платить, но непонятно: куда и сколько. Его можно обходить, нет императива. Но все равно все упирается в администрирование.
Главное — выровнять баланс ответственности между предпринимателем и властью. Сегодня предприниматель перед государством отвечает своим имуществом: его могут посадить, арестовать счета, обанкротить, а чем отвечает власть? Чем отвечает налоговик за свои действия, которые нанесли ущерб предприятию? Ничем. И пока так будет, никакая реформа не заработает, потому что будут договорные отношения между предпринимателем и чиновником, который к нему зашел и объяснил, сколько тот должен платить.
Поэтому мы в пакете с нашим Налоговым кодексом внесли изменения к Закону о государственной налоговой службе. Где предложили отвечать за незаконные действия чиновникам-налоговикам своим имуществом. Эту коррупционную схему нельзя поломать иначе.
— Многие “регионалы” вполне лояльно относятся к вашему проекту Кодекса. Есть шансы, что эту норму, о материальной ответственности налоговиков, и другие ваши поправки правительство включит в свой проект ко второму чтению?
— Нет. Никаких. Пока все будет так, как скажет премьер-министр Азаров.
— В Кодексе предусмотрены какие-то преобразования для облегчения работы в Украине иностранных инвесторов? Пока они чувствуют себя тут не очень комфортно.
— Пока не будет решен вопрос о судебной практике, о реформе Налоговой службы, о ее кадровом составе, ни о каких инвестициях говорить нельзя, даже если выпишем супер налоговое законодательство. Ведь как у нас заведено? Приходят налоговики и говорят, что вот у нас есть план от Минфина, поэтому платите миллион гривен. Инвесторы говорят, что мы же уже платили, а им отвечают, что тогда откроем уголовное дело. Потом бухгалтер пьет валериану, и работа компании заблокирована. Такая схема работы инвесторам не подходит.
— А для российского бизнеса, который сейчас активно заходит на украинский рынок, в Кодексе предусмотрены особые условия и льготы?
— Знаете, наши уже поняли, что это будет выглядеть так: “Дружба дружбой, но денежки врозь”. То есть, россияне готовы на нас заработать, вместе с нами — нет. Думаю, что в условиях кризиса необратимо поглощение украинской металлургической и химической промышленности, того же авиапрома российским капиталом. При этом часть россиянам продадут наши олигархи и хорошо при этом заработают, потому что их активы — спекулятивный капитал, нажитый сомнительным путем еще в 90-е. Часть наши соседи купят у государства — тот же “Укртелеком”. А когда речь идет о таких серьезных сделках, общие подходы и кодексы не работают. Российский бизнес заплатит столько налогов, сколько посчитает нужным.
— Если все будет сделано так, как хочет “Партия регионов”, то это очень хороший привет от новой власти старой, которая за 5 лет так и не смогла принять ваш вариант кодекса.
— Это не привет, а хороший удар по лицу всем нам, Ющенко, Тимошенко.
— Но ведь отчасти вашими усилиями Ющенко стал президентом [Катеринчук представлял интересы кандидата в президенты Виктора Ющенко в судебном процессе относительно признания незаконными результатов второго тура на президентских выборах 2004 года — slon.ru]. И вы поддерживали Тимошенко на последних президентских выборах, почему они ваш Кодекс не приняли?
— Во-первых, любому премьер-министру отказываться от НДС не выгодно. Потому, что благодаря НДС он кредитует дыры в госбюджете. Это, так скажем, беспроцентный кредит от предпринимателей, который взял, а через полгода, может быть, отдашь. И еще подумаешь — кому. Поэтому в кризис этого делать не хотели. И у нас не было большинства в Раде. Было 222, 223 депутата [при необходимых 226 голосах — Slon.ru].
— Тимошенко не могла добыть пару голосов? У “регионалов” это получается без проблем.
— Если бы была заинтересованность, то голоса, конечно, нашлись бы. Но мы бы потом напоролись на вето Ющенко. То есть, когда появлялся интерес к Кодексу со стороны Тимошенко, Ющенко грозился заветировать, и наоборот. Вот такой был пинг-понг, а мы оказались заложниками этой игры.
— Вряд ли Кодекс делали и теперь форсировано принимают исключительно назло Тимошенко. Это попытка выстроить централизованную налоговую вертикаль наряду с административной?
— Да. Власти сейчас нужно сделать две вещи. Первое, закрепить конституционно президентскую республику. Потому что Украина — это парламентско-президентская республика, но, по сути, она уже президентская. Второе, нужно получить тотальный контроль над всеми финансово-экономическими процессами, которые происходят в стране. Если эти две вещи не склеить, то очень скоро все развалится. Власть это отлично понимает. А через реформу все это можно реализовать красиво. Или вы думаете, Азаров и Тигипко не могли выписать нормы администрирования иначе? Могли, но им нужно именно так.
— То есть, “регионалы” уверены, что они у власти надолго?
— Да. Они авансы раздают на сто лет вперед. Но они завалят налоговую реформу, потому что она защищает интересы исключительно олигархического бизнеса, а не среднего класса. И средний класс скажет свое слово. Ведь в 2004 году революция не взялась ниоткуда. Она состоялась благодаря среднему и малому бизнесу. Люди устали от маски-шоу. Они выразили свой протест против той же “азаровщины”. А теперь у нас в экономике произошло много изменений. Произошла большая капитализация, появилось много инвесторов, у нас 40 тысяч миллионеров появилось, и не все они в “Партии регионов”. Да и для самих “регионалов” Кодекс этот невыгоден. Они не смогут бегать по каждому вопросу к Азарову. Им нужно выходить на какую-то европейскую модель. Быть независимыми от власти, если они честно работают.
— Правительство и президент декларируют огромное желание интегрировать страну в ЕС. Как Европа отреагирует на Налоговый кодекс Азарова?
— Этот Кодекс не отвечает ни одному из принципов налоговых отношений, которые закреплены в Хартии налоговых отношений. Думаю, скоро мы услышим нелестные оценки.
— Очевидно, что налоговая реформа, которая не нравится оппозиции, не последняя идея правительства. Как вы будете противостоять такой завидной активности власти? Есть ли шансы на объединение оппозиционных партий?
— Сейчас у власти “медовый месяц” с народом. Власть пообещала, что изменит ситуацию к лучшему, и люди ждут. Это терпение закончится весной, “поэтому” регионалы стремятся провести местные выборы к этому времени. И тогда оппозиции нужно будет объединиться.
Катерина КОБЕРНИК
Навіть німецькому і радянському авторитаризму прийшов кінець. Може до наступних виборів народ дотерпить.ЦЕ окозамилювання, нахабство, знущання, свавілля, здирництво з боку влади, а середньому підприємництву приходить капєц.
Навіть німецькому і радянському авторитаризму прийшов кінець. Може до наступних виборів народ дотерпить.ЦЕ окозамилювання, нахабство, знущання, свавілля, здирництво з боку влади, а седньому підприємництву приходить капєц.
Что скажете, Аноним?
[17:10 27 ноября]
[13:15 27 ноября]
[11:19 27 ноября]
17:40 27 ноября
17:00 27 ноября
16:50 27 ноября
16:40 27 ноября
16:30 27 ноября
16:20 27 ноября
16:10 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.