Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

“Подняли план по кэшу”. Как перед уходом власть гребет взятки с границы

[08:00 08 мая 2019 года ] [ Страна.ua, 7 мая 2019 ]

После майских праздников на западной границе — традиционный коллапс. На выезд из Украины машины стоят в очередях по 10-17 часов.

Большинство — это заробитчане, которые возвращаются на работу в Европу из отпусков, и “челноки”, мелкие контрабандисты, зарабатывающие на перепродаже сигарет.   

В этом году, как говорят “старожилы”, автомобилей стало еще больше, впрочем, как и прогнозировалось. После введения безвиза поток украинцев в Европу вырос (но в основном едут “не на кофе”, а на работу), а вот пункты пропуска остались прежними и не справляются с возросшим наплывом. Ни расширить старые КПП, ни построить новые для разгрузки власти за два года безвиза та и не удосужились.

По быстрому — за 30 евро 

Путешественники жалуются на платный “быстрый проезд”. Не хочешь долго стоять — плати “регулировщику”, или, как их тут называют, “добровольному диспетчеру”. Это ребята в гражданском, которые, по словам очевидцев, действуют в спайке с пограничниками (те, впрочем, связь с ними отрицают, мол, не отвечают за то, что творится перед границей). 

Такса за проезд вне очереди — 25-30 евро. В день — это сотни тысяч гривен с пункта пропуска. 

Наталья Филиппова из Ровно, которая 5 мая провела 11 часов на границе в пункте пропуска “Ягодин”, рассказывает о встрече с такими “диспетчерами”.

“Мало того что польские таможенники “тщательно делают свою работу”, а на самом деле ходят друг за другом как сонные мухи, так еще и проблема с украинскими. Некоторые “хитро сделанные” предлагают другим таким же хитрым и мудрым за 100 злотых проехать без очереди. С десяток молодых людей в гражданском в полном смысле слова управляют пропуском машин на границу, а мальчики в форме послушно выполняют их указания, кого пропустить в первую очередь. Более того меня хотели “вразумить”, что я ничего не понимаю, и машины с другой очереди быстро едут, потому что это “красный пас” а мы в зеленом, и те, что за 100 злотых, нам отнюдь не мешают и не стоят перед нами, если впихнутся первыми именно в красный пасс. Дело в том, что на польской границе нет “красных” и “зеленых”, а лишь “униатские” и “все остальные автомобили”, и я с ребенком в машине, и все остальные так или иначе будут стоять потом за таким мурлом. Из этого всего следует вывод, что нам еще рановато в Европу, стыдно за украинцев перед иностранцами. Кроме того, как руководство пропускного пункта может позволить, чтобы пропуском машин управляли какие-то молодчики? Из того всего напрашивается мысль, что “добровольные диспетчеры” — те же пограничники, только после службы”, — делится ровенчанка. 

Довезти к границе без очереди “диспетчеры” предлагают за 25-30 евро. Источник фото: Facebook

Другие говорят, что деньги за проезд без очереди берут местные жители, у которых “все схвачено” на границе. 

“В пограничной же зоне все братья-сватья, вот родственники погранцов и мытныков и подрабатывают, а те, соотвественно, в доле”, — говорит нам председатель одного пограничных сел.   

“При Януковиче тут такого не було”, — нарекает в разговоре с нами житель приграничной Рава-Русской, где находится один из пунктов пропуска.

В соцсетях тем временем иронизируют по поводу приграничного коллапса: “Вот к чему привел этот безвиз”, “Едут на кофе — 100%”. Многие нарекают на то, что власти ничего не сделали для уменьшения очередей и на то, что при Порошенко больше людей из-за бедности и высоких цен вынуждены выезжать за рубеж. 

Приказали “увеличить надои”

Источники на Ягодинской таможне подтвердили “Стране”, что за быстрый проезд перед границей берут деньги — неофициально, естественно. 

“Потом делятся с пограничниками. Причем после выборов спустили приказ “увеличить надои”. Это касается не только крупной контрабанды, но даже такой мелочевки, как быстрый проезд автомобилей. Перед уходом начальство и власть хочет все подгрести, план по передаче кэша наверх вырос. Что касается очередей, то это ожидаемо. Пункты пропуска должны были расширить к наплыву после безвизового режима, но деньги как всегда разворовали и ничего не сделали”, — говорит источник.    

Самая напряженная ситуация — в пункте пропуска “Ягодин-Дорогуск” на Волыни, через который лежит самая короткая дорога на Запад. Поэтому через этот КПП едет больше всего грузовиков. Из-за долгих простоев задерживаются товары и портятся продукты, которые везут дальнобойщики.

Ад творится не только перед праздниками и после них. Подолгу приходится стоять в первый рабочий день после выходных, когда машин больше.

“Условий в сервисной зоне нет никаких, туалетов на хватает. Бывает, пока спим ночью бензин крадут. С той стороны границы, в Польше, такого нет”, — говорит нам один из дальнобойщиков, который часто ездит через “Ягодин”.

Украинские пограничники кивают на польских коллег - многочасовые очереди объясняют более тщательными проверками транспорта и личных вещей водителей.

Увеличили план до $3000 с автобуса

По информации Госпогранслужбы, автобусы проверяют дольше, а легковушки — выборочно, когда польские таможенники будут проводить спецоперации, например, по поиску контрабандистов.

“На границе вообще бардак творится. Много автобусов с заробитчанами, плюс таможенники усилили проверки после безвиза”, — сказала “Стране” Ирина Верещук, бывший мэр Рава-Русской.

По ее мнению, власти Украины и Польши не уделяют внимания этой проблеме. “Об этих очередях уже ходят легенды. А на самом деле — была бы добрая воля руководителей, все можно было бы решить”, — говорит Верещук.

О бардаке говорит и источник “Страны” среди бывших сотрудников Черновицкой таможни. По его словам, на границе возродили старую коррупционную схему.  

“Обороты контрабаса — на миллиарды долларов. При Порошенко потоки выросли в несколько раз. Руководство заставляет начальников отделов таможенного оформления пропускать через границу Украины с Румынией контрабандные товары из Турции, Китая, каждая смена обязана платить мзду. У них есть план — 2-2,5 тысяч долларов с автобуса с турецким и китайским товаром за смену. А это десятки бусов за пару часов. После проигрыша на выборах план подняли до 3 тысяч. Обычно контрабанду везут ночью, на время оформления на таможне “пропадает свет”, — говорит источник. 

Штурмовики с пешего 

Длинные очереди и на единственном пешем переходе в “Шегинях”, в которых застревают и наши, и поляки. 

“Простояла 4 часа под дождем в бесконечной очереди. Грязь, мусор, туалетов нет (на польской стороне один открыт). Полная дезинформация, к кому должны обращаться граждане ЕС и граждане стран, не входящих в ЕС”, — жалуется нам Моника Вербовская, жительница Варшавы, которая шла через пеший переход 6 мая. 

Чтобы пешком пройти в Польшу, нужно отстоять 4 часа. Фото: Моника Вербовская

О переходе через “Шегини” слагают легенды, а после введения безвиза поход превратился в дикий штурм. 

“Если вы думали, что когда-нибудь видели людей, опустившихся на дно и превратившихся в зверей, вы их не видели, — делится путешественница Нина, автор блога “Попутно”. — Граница разделена на три зоны. Первая — где паспортный и таможенный контроль, вход туда — через турникет. Перед турникетом есть загородка. Плотно набитая человеческими телами очередь в ней стоит около 2,5 часов. Перед загородкой есть еще длинная пешеходная зона от украинской границы. И перед ней, в зависимости от степени везения, приходится стоять около часа.

Типичный преодолевающий границу вооружен тележкой-кравчучкой или сумкой а-ля как для спортивной формы, крепко сбит и отлично владеет искусством удара локтем. В очереди он порой курит, порой щелкает семечки, порой выпивает что-то. Язык общения — матерный. В толпе много как опытных пересекателей границы, эдаких штурмовиков, так и тех, кто делает это от случая к случаю. Если говорить о принадлежности к конкретной языковой группе, то это крепкая смесь украинского и польского. Когда ворота открываются, они изо всех сил бегут вперед, плотно сжимая впередистоящих. Это та самая неконтролируемая толпа, которая может задавить. Любое движение сопровождается криками — одни кричат от боли и страха, другие — от усилия. Со стороны выглядит так, будто дикари собрались и дерутся за цветные стеклышки не на жизнь, а на смерть. Это все очень и очень страшно.

Польские пограничники посматривают на происходящее, но не вмешиваются, когда начинается самое “мясо”. Они прикрикивают на тех, кто пытается пролезть без очереди или втихаря открыть заслон. И отправляют их в конец толпы в наказание.

Попасть к польским пограничникам можно двумя способами — через очередь для украинцев и для европейцев. Европейцев намного меньше, поэтому охранник время от времени открывает калиточку в их очередь. Сюда можно проситься, если вы больны (нужна справка, даже у дамы с большим беременным животом ее попросили), если у вас велосипед, билеты на автобус, поезд, экзамен или другое срочное дело. Также через заветную калиточку могут пропустить просто так, по доброте душевной. Например, если на улице слишком холодно. Или если поляков совсем нет. Если не будут приняты меры для расширения границы, проход через “Шегини” — слишком неприятное занятие”.

Александра ХАРЧЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.