В Украине рынок труда сложный, непрогнозируемый и довольно проблемный. На нем много безработных (на конец лета — 275 тыс. чел.) и вместе с тем не хватает необходимых кадров, особенно рабочих профессий.
По оценкам Минэкономразвития, потребность в специалистах и рабочих кадрах на рынке труда на 2019 г. составит около 385,06 тыс. чел., в 2020-м она достигнет 399,57 тыс., в 2021-м — 413,77 тыс., в 2022-м — 442,54 тысяч человек.
На рынке труда — дисбаланс
Причин такого положения несколько. Одна из основных — несовершенная система подготовки специалистов рабочих профессий. Она досталась Украине в наследство от бывшего СССР. Но вместо модернизации во времена независимости большинство учебных заведений (ПТУ) просто повысили свой статус, переименовавшись в лицеи, высшие профессиональные училища, центры профтехобразования.
Однако на повышение уровня подготовки рабочих кадров такое переформатирование не повлияло. Наоборот: квалификация преподавателей и подготовленных ими специалистов из года в год снижалась, как и количество учебных заведений и желающих поступать в них.
В Украине воцарился тренд на получение высшего образования, что не только привело к падению его качества и престижа, но почти поставило крест на системе подготовки квалифицированных рабочих. Довершили же дело — экономический кризис и массовое закрытие предприятий, вызвавшие высвобождение значительного количества работников, заставив их искать работу в другом месте.
Поэтому за годы независимости сеть ПТУ сократилась на 40% (с прежних 1251 до 756), а количество подготовленных рабочих уменьшилось более чем наполовину: с 338 тыс. выпускников в 1991-м до 152 тыс. в 2016-м.
Сейчас экономическая ситуация стабилизировалась, и у предприятий возросла потребность в квалифицированных кадрах, которых стало катастрофически не хватать. И не только потому, что система профтехобразования не справляется (готовит не тех, не так и не столько), но и по причине активных миграционных процессов.
При таких условиях украинские работодатели паникуют. Чтобы удержать специалистов, кто-то повышает зарплату. Например, средняя зарплата работников одного из ведущих производителей и поставщиков торгового оборудования, которое находится в Луцке, составляет более 18 тыс. грн.
Еще выше заработки в металлургии. По данным Федерации металлургов, средняя заработная плата украинского сталевара в январе 2019 г. составляла 26 206 грн, а по некоторым профессиям и квалификациям — еще выше. Так, огнеупорщик, газовщик доменной печи, люковый получают около 30—40 тыс.
Но так делают далеко не все. Более солидарны работодатели в своих сетованиях на существенный профессионально-квалификационный дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда. Дескать, до сих пор 75% выпускников наших школ получают высшее образование и лишь 25% — профессионально-техническое. Как следствие, почти 44% безработных — с высшим образованием, а в отдельных больших городах эта цифра достигает 90%.
Аналогичны и официальные данные Государственной службы занятости. Расхождение между спросом и предложением на рынке труда впечатляющее. Скажем, свыше 40% вакансий в 2015 г. нуждались в кадрах со средним профессиональным образованием, и только 27% вакансий — с высшим.
Такая ситуация не меняется годами: даже несмотря на то, что сейчас средняя заработная плата юриста в Украине, согласно данным work.ua, составляет 10 тыс. грн, количество желающих приобретать рабочую профессию не очень растет. Работодатели и дальше испытывают существенный дефицит кадров и продолжают жаловаться на несоответствие знаний и умений, полученных выпускниками учебных заведений, нуждам производства.
Чего хотят работодатели
Наиболее затребованными на рынке труда остаются рабочие в таких отраслях как промышленное производство, торговля, строительство, сельское хозяйство, легкая промышленность. Что касается профессий — то это слесарь по ремонту автомобилей, электрогазосварщик, электросварщик ручной сварки, водитель автотранспортных средств, штукатур, облицовщик-плиточник, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования, продавец, швея.
В Федерации металлургов заявляют, что в их отрасли трудятся 70% рабочих с профессионально-техническим образованием и только 30% — с высшим. Например, на одном из металлургических гигантов (”Запорожсталь”) заняты рабочие около 200 профессий, из которых профтехобразование готовит только 30. Потому работодатель вынужден получать лицензию в МОН и учить себе кадры самостоятельно.
Солидарны с коллегами и в Федерации работодателей. Там утверждают, что у всех выпускников (независимо от уровня их теоретической подготовки) фиксируется оторванность знаний от практики, неподготовленность к работе в бизнесе и непонимание того, как он работает.
Дуальное образование
Работодатели ссылаются на то, что в мире давно преодолели разрыв между теоретическими знаниями и практическими навыками, образованием и производством, повысили качество подготовки квалифицированных кадров с учетом требований работодателей. И сделали это с помощью дуального образования.
По словам советника председателя ФРУ Владимира Ковтунца, два государства в Европе полноценно реализовали дуальное образование — Германия и Австрия. Там сейчас самый низкий процент безработицы на континенте среди молодежи.
Дело в том, что в дуальном образовании его соискатель приобретает компетенции, которые нельзя получить ни в аудитории, ни во время прохождения практики. Поэтому такой высокий уровень трудоустройства в вышеупомянутых странах: свыше 60% соискателей дуального образования устраиваются в компании, в которых они учились, и обычно продолжительное время оттуда не увольняются.
Именно за такую форму обучения выступает Федерация работодателей. Ее руководитель Дмитрий Олейник убежден, что дуальное образование помогает приобретать действительно нужные знания и квалификации, а главное — иметь работу и заработную плату уже во время обучения и гарантированное рабочее место после его окончания. Кроме того, это значительно приближает теоретическую часть образования к практической и повышает качество знаний выпускников.
Прогресс дается нелегко
И, кажется, работодателей наконец услышали: на нехватку квалифицированных рабочих обратило внимание правительство. В 2016 г. оно определило перечень профессий общегосударственного значения. В списке свыше 90% профессий, которым обучают в системе профессионально-технического образования (сварщики, станочники, слесари, монтажники, фрезеровщики, мотористы и машинисты). Всего в перечне 25 позиций, к которым в прошлом году добавили еще шесть. Таких специалистов должны готовить за средства государственного бюджета.
Но сразу на ситуацию существенно это не повлияло. Желающих приобретать рабочие специальности мало, не хватает преподавателей, и материально-техническая база для обучения — не на надлежащем уровне. В прошлом году в столице на дневную форму обучения зачислили только немного более половины абитуриентов на бюджетные места. А в этом году вступительную кампанию в учреждения профтехобразования продлили на месяц, однако желаемых результатов это не дало.
Выпускники школ не бросились массово штурмовать учреждения профтехобразования. Тренд на тотальное получение дипломов вузов никуда не делся, а дипломированные юристы и экономисты за прилавками магазинов и барными стойками — и в дальнейшем не редкость.
На сегодняшний день лишь около 14% (по другим данным — 20%) выпускников школ приобретают профессиональное образование. Остальные ориентируются на получение высшего, добровольно тратя время и средства на овладение специальностями, которые не понадобятся ни им, ни обществу.
В Европе, которая уже упоминалась в связи с дуальным образованием, в среднем 40% выпускников учреждений среднего образования получают профессиональное образование, а в таких странах как Чехия, Хорватия, Австрия и Финляндия этот показатель достигает 70% и более.