Американские и европейские санкции в отношении России, не сузили торговые отношения между этими странами, как ожидалось. Наоборот, некоторые из них даже укрепились. По крайней мере, в титановой сфере. И, в очередной раз — в ущерб Украине.
Санкции заработкам не помеха
Речь идет о поставках титанового сырья российской ВСМПО-АВИСМА, которое на протяжении трех последних лет успешно перестраивается с украинской ильменитовой руды и шлака на американский и норвежский.
Согласно данным консалтинговых компаний, в 2016 году поставки ильменитового концентрата с повышенным содержанием TiO2 в объеме 13,3 тыс. тонн осуществила Southern lonic Inc с американской пропиской в West Point.
Компания известна рынку как производитель химикатов. Она заработала на продажах ильменита россиянам $2,3 млн.
В 2017 году продажи ильменита ВСМПО-АВИСМА американцами резко выросли — почти в 3,5 раза до 45,7 тыс. т. А объем выручки по контрактам достиг $12,7 млн.
Большую часть поставок осуществила уже упомянутая Southern lonic Inc. К ней примкнула норвежская титановая компания TiZir TTI. Компания специализируется на дообогащении ильменита, контролируется немецкой Kronos, одним из лидеров рынка титана.
В 2018 году на рынке поставок титановой руды появляется новый игрок — Millennium Chemicals do Brazil. Под этим названием кроется второй по мировым меркам производитель диоксида титана и лидирующий производитель титановых химических продуктов — Cristal со штаб-квартирой в США.
Как мы уже сообщал БЦ, эта компания снабжает ильменитом другое российское производство — “Крымский ТИТАН”. Cristal заработал на отгрузках в оккупированный Крым почти $4 млн. Примечательно, что эта компания торговала по ценам в 2 раза выше рынка в виду отсутствия конкуренции.
Травля как инструмент конкуренции
Именно на пике роста продаж иностранцами руды для производства титана ВСМПО-АВИСМА, в Украине начинается активная кампания под названием — “остановите поставки отечественного титанового сырья в оккупированный Крым и на ВСМПО-АВИСМА”.
Якобы, Россия использует украинский титан для производства оружия.
На самом деле, усилиями американских и русских “партнеров”, украинский титан так и не был сертифицирован для мировой аэрокосмической отрасли. Теперь он имеет крайне узкий спектр покупателей, которые могут переработать украинский титан для дальнейшего потребления.
В свою очередь, отечественное титановое сырье, наравне с другими странами-поставщиками, используется мировыми потребителями для производства титана под аэрокосмическую отрасль, включая всю гражданскую авиацию.
Российское ВСМПО-АВИСМА ежегодно нуждается примерно в 120 тыс. т ильменитового концентрата. До того, как испортились отношения Киева и Москвы, примерно эти же объемы руды россиянам поставляли четыре украинских предприятия.
Например, титановый шлак и губку для ВСМПО-АВИСМА отправлял Запорожский титано-магниевый комбинат (ЗТМК). И если до конфликта с Москвой, Украина отгружала титана до 20 тыс. т в год в адрес этого предприятия, то в 2017 году поставки снизились до 5 тыс. т, а в 2018 — до 3 тыс. т.
Потери на лицо, как и выигрыш американцев и европейцев, активно занимающих освободившуюся титановую нишу за счет своих поставок шлака и губки, которые выросли до тех же 20 тыс. т в 2018 году.
Почему американцы?
ВСМПО-АВИСМУ связывают с американцами давние коммерческие отношения, а именно — с компанией Boeing, мировым лидером по производству гражданских самолетов. В 1997 году Boeing заключил первый контракт с россиянами по поставке заготовок и титановых сплавов.
По информации экспертов, именно из украинского ильменита изготавливалась продукция для Boeing. Впоследствии это сотрудничество окрепло.
В 2007 году компании создают совместное предприятие — “Урал Боинг Мануфэктуринг” (UBM) на паритетных началах на базе одного из предприятий ВСМПО-АВИСМА в городе Верхняя Салда (РФ).
В июле 2009 года СП начинает работать. На открытие приезжал лично министр торговли США Гари Лок — так важно американцам это сотрудничество. Это направление считается успешным. Ural Boeing Manufacturing работают над обработкой титановых штамповок для гражданских лайнеров.
В июне 2010 года Boeing и ВСМПО-АВИСМА объявили о подписании 5-летнего соглашения на поставку титановых штамповок и штамповок первичной механической обработки для использования на Boeing 787, 777 и 737.
В апреле 2010 предприятие UBM было сертифицировано в соответствии с требованиями международного стандарта качества в авиационной промышленности AS9100.
В настоящий момент, UBM производит титановые штамповки и штамповки первичной механической обработки для программ 737, 777 и 787. В 2011 году владельцы объявили о плане по расширению мощностей UBM на 30% за счет инвестиций в приобретение дополнительных станков, которое направлено на поддержку программы 787.
К концу 2011 года штат сотрудников UBM превысил 100 человек, а производственные площади компании — 10 000 квадратных метров. Окончательная обработка штамповок осуществляется Boeing на производственном предприятии в городе Портланд, штат Орегон, США. А также — другими субподрядчиками.
Кроме того, титановая стружка из UBM отправляется назад в ВСМПО-АВИСМА, обеспечивая эффективный замкнутый цикл поставок.
В ноябре 2013 Boeing и “Ростех”, куда входит ВСМПО-АВИСМА, подписывают меморандум о взаимопонимании по строительству второго завода в рамках совместного предприятия Ural Boeing Manufacturing (UBM). Планировалось, что завод будет построен в “титановой долине” на Урале.
В декабре 2016 года Boeing и ВСМПО-АВИСМА объявили о планах по расширению предприятия Ural Boeing Manufacturing. И в сентябре 2018 года была открыта новая производственная площадка совместного предприятия на территории особой экономической зоны “Титановая долина” в Свердловской области.
Новое предприятие осуществляет механообработку титановых штамповок для самолетных программ Boeing Commercial Airplanes, включая новые модели 737 MAX, семейства 787 и 777X. Россияне хвастаются, что основная балка шасси на самолете-мечте — модели Boeing Dream Liner 787 — российская.
И это при том, что санкции со стороны США были введены в конце 2017 года лично против главы “Ростеха” Сергея Чемезова, что он российскому изданию “КоммерсантЪ” прокомментировал в декабре 2017 года, как “конкретный пример недобросовестной конкуренции”. И сообщил, что по нему ограничения не ударили, а корпорации коснулись.
Двойные стандарты или кампания по устранению
Очевидно, речь идет о двойных стандартах в отношениях между русскими и американцами. Иначе как объяснить тот факт, что американские компании ринулись сокращать дефицит поставок титанового сырья на ВСМПО-АВИСМА в ущерб украинским такими высокими темпами?
Украинских поставщиков обвинили, по сути, в измене национальным интересам, что является абсурдом, учитывая стратегическую важность титана и титанового сырья, выгоды для украинского бюджета от его экспорта.
В настоящее время ВСМПО-АВИСМА обеспечивает 60% поставок титанового сырья для Boeing, 80% — Airbus, 100% — Embrayer, 100% — Rolce-Royes, а также — 100% для Bombardier.
И ни одна страна не кричит о ракетах и вооружении, мирно покупая гражданский титан, в отличии от Украины, которая старается регулярно милитаризировать данный бизнес.
Назовем вещи своими именами. ЗТМК, “Мотор-Сич”, ОГХК, “Антонов” — украинских поставщиков осознанно и грубо выбрасывают из престижнейшего премиального рынка гражданского самолетостроения, прикрываясь идеей якобы нанесения вреда собственному народу.
Циничная кампания, исход которой только один — пассажиры всего мира больше не будут летать на Boeing или Airbus из украинского титана. Да и на украинских самолетах тоже.
Андрей БОНДАРЕНКО
"пассажиры всего мира больше не будут летать на Boeing или Airbus из украинского титана. Да и на украинских самолетах тоже." а когда пассаиры всего мира, кроме Африки летали на украинских самолетах?) Американский Боинг использует украинские мозги, и это уже хорошо, чем просиживать штаны за бесплатно на АНТК итд
Раньше сырье для крымского титана было внутренними поставками, а это до 300 тыс тонн. А теперь оно экспортное, типа в Европу, откуда контрабандой в Крым. Ависма это порядка 100-150 тыс тонн. То есть по сути ничего не поменялось, только был упадок на период устаканивания.
Или автор некомпетентен, или России (и не только) срочно надо очень много титана. Вообще, похоже, что началась гонка вооружений и титан будут брать в любых доступных объёмах за любые деньги…
Экспорт концентрата титановых руд из Украины 2015 г. - 295 тыс. тонн, 2016 г. - 463 тыс. тонн (+57%), 2017-м - 583 тыс. тонн.(+26%). ГОКи Фирташа вообще удваивают производство: https://www.minprom.ua/news/248830.html О каких проблемах пишет сей автор статьи? Спрос на украинские титановые руды сумасшедший.
Никто не сомневается что украинский майдан был американской спецоперацией по переделу постсоветских рынков сбыта. Уничтожение украинской промышленности и захват иностранцами украинских рынков сбыта - вот за что убивали небесную сотню.
Что скажете, Аноним?
[16:52 23 ноября]
[14:19 23 ноября]
[07:00 23 ноября]
13:00 23 ноября
12:30 23 ноября
11:00 23 ноября
10:30 23 ноября
10:00 23 ноября
09:00 23 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.