Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Почему ЗаЛК пытаются вернуть в госсобственность?

[15:38 30 мая 2012 года ] [ День, № 91, 30 мая 2012 ]

Эксперты называют “продажу” проекта сооружения алюминиевого завода россиянам “ситуативным решением коррумпированной власти”.

28 мая — особая дата почти для всех металлургов — День рождения технологии электрошлакового переплава (ЭШП), более 50 лет назад прижившейся в цехах крупнейших сталелитейных компаний мира и по сей день не сдавшей своих позиций. “Печи ЭШП сегодня работают на метзаводах США, Германии, Франции и Австрии. Новая печь недавно пущена в эксплуатацию в России для выполнения заказов машиностроения. ЭШП-печи большой емкости (до 250 тонн) строит Китай. Так что, электрошлаковый переплав для металлургов по-прежнему актуален”, — говорит ведущий инженер центральной заводской лаборатории ПАО “Днепроспецсталь” Станислав Давидченко.

Между тем, эта уникальная технология имеет сугубо украинские корни. Разработали ее специалисты киевского Института электросварки им. Е.О. Патона, а внедрили в производство металлурги упоминавшегося уже запорожского завода “Днепроспецсталь” (1958 г.). Это, кстати, было первое промышленное применение электрошлакового переплава не только в украинской, но и в общемировой практике.

Как любое ноу-хау такого уровня ЭШП имело как сторонников, так и противников. “Для металлургов середины 50-х электрошлаковый переплав был настоящим “котом в мешке”, ведь предложили его сварщики, а не сталевары”, — вспоминают непосредственные участники тех далеких событий. Но уже первые плавки по новой методике заставили скептиков замолчать. Полученная сталь отличалась удивительной плотностью и однородностью, а главное — низкой степенью загрязненности неметаллическими включениями. Достичь таких впечатляющих результатов сталеварам еще не удавалось.

Преимущества электрошлакового переплава по достоинству оценили и в Москве. Вскоре новая технология появилась почти во всех крупных металлургических центрах СССР. Под наблюдением украинских инженеров ее успешно освоили в Челябинске и Волгограде, на подмосковных заводах “Электросталь”, “Серп и Молот”. Но первый в Союзе (да и в Европе) специализированный цех по изготовлению стали методом электрошлакового переплава построили именно в Украине, на территории завода “Днепроспецсталь”.

Сложнее было получить международное признание. “Весть о том, что на украинском заводе осваивают электрошлаковый переплав быстро облетела весь металлургический мир, после чего в Украину потянулись делегации из США, Франции, Великобритании и других развитых стран”, — вспоминает непосредственный участник тех событий, кандидат технических наук Сергей Казаков. А в 1970 г. заключили и первый международный контракт о продаже технологии ЭШП и всего необходимого оборудования шведской фирме “Авеста”. Для помощи в освоении нового производства в Швецию даже отправили группу специалистов из Киева и Запорожья, в составе которой был и Сергей Казаков.

В 1971 г. один из крупнейших в мире производителей стали — японская компания “Ниппон Стил Корпорэйшн” организовала тендер по созданию комплекса ЭШП для производства слитков массой до 40 тонн. Нашим специалистам — сотруднику ИЭС им. Е.О. Патона Алексею Богаченко и днепроспецсталевцу Николаю Миняйло удалось доказать японцам преимущество украинской схемы плавки слитков ЭШП по сравнению с технологиями западных конкурентов — американской фирмы “Лукенз Стил”, английской “Бритиш Стил Корпорэйшн”, австрийской “Интеко” и некоторых других производителей металлургического оборудования.

— Американским и британским специалистам не удалось устранить главный недостаток их производственной технологии — ускоренное плавление центрального электрода и, как результат, образование макродефектов в осевой части слитка. Схема плавки ЭШП, разработанная киевскими и запорожскими инженерами, подобные дефекты исключала, поэтому и была выбрана японцами, — говорит Сергей Казаков.

К сожалению, украинская металлургия уже давно уступила первенство в области ЭШП своим бывшим ученикам — немцам, французам и американцам. Сегодня ведущим производителем продукции по методу электрошлакового переплава считается австрийская компания “Интеко”, а не украинские предприятия. Нам остались лишь воспоминания.

Поворот

Высокая энергоемкость производства сегодня является одной из основных проблем отечественной металлургии, подрывая конкурентоспособность отрасли на внешних рынках. Не выдерживая соперничества с иностранными производителями, некоторые заводы вынуждены сворачивать свое производство, а то и вовсе останавливаться.

Такая участь постигла, например, Запорожский алюминиевый комбинат. Нынешняя украинская власть, уничтожившая это стратегическое предприятие высокими энерготарифами, сейчас пытается вернуть ЗАлК в госсобственность и найти ему нового, более эффективного собственника. Но вот захотят ли инвесторы вкладывать средства в устаревшее и неработающее производство комбината, большой вопрос.

Эксперты отмечают, что Запорожский алюминиевый комбинат практически остановлен, а энергоемкое металлургическое оборудование, по технологии, не должно долго простаивать (иначе оно придет в негодность). Только на восстановление производственных агрегатов и повторный пуск ЗАлКа уже сейчас понадобятся очень большие средства.

Проблемы у единственного в стране производителя первичного алюминия начались в 2005 г., после отмены правительством своего прежнего постановления об энергоснабжении ЗАлКа по льготным тарифам, в результате чего энергетическая составляющая в себестоимости продукции комбината превысила 80%.

Собственник предприятия — российская компания “РУСАЛ” — решил, что в сложившейся ситуации выгоднее будет просто остановить ставшее убыточным производство, чем вкладывать средства в его модернизацию (аналогичную политику руководство “РУСАЛа” проводит во всех странах присутствия компании, в том числе и в России). Сказано — сделано! Сегодня на Запорожском алюминиевом комбинате работает всего 500 человек из бывшего семитысячного
трудового коллектива.

Андрей ГАЙДАЙ

Комментарий

Владимир ЛАНОВОЙ, экс-министр экономики, глава Фонда госимущества Украины 1997—1998 гг.:

— Запорожский алюминиевый комбинат был продан российским владельцам с обязательным условием: построить параллельный комбинат по переработке глиноземных руд Николаевского завода именно в Украине. Ведь и тогда, и до сих пор мы реэкспортируем наши глиноземные руды в Россию, где они уже перерабатываются в алюминий. А это невыгодно для Украины.

Российская сторона подписала это соглашение и должна была выполнить обязательство. Уже прошло достаточно времени (ЗаЛК был продан российской группе “СУАЛ” в 2004 году — Ред.), а никаких шагов в строительстве нового завода не сделано. Поэтому украинская сторона может формально требовать отмены соглашения о передаче ЗаЛК.

Вопрос о возвращении в государственную собственность ЗаЛК возник именно сейчас, на мой взгляд, по причине напряжения в украино-российских отношениях. Возможно, национализация ЗаЛК — это аргумент Украины в побуждении российской стороны к покладистости относительно украинских требований. Хотя я не исключаю, что вся эта история началась из-за соблазна для украинских бизнесменов купить этот завод.

Однако вся эта история с ЗаЛК, я считаю, и так плохо пахнет уже восемь лет. Я думаю, что россияне никогда и не собирались выполнять условия соглашения приватизации, они просто забрали проект строительства нового алюминиевого комбината в Украине под себя, чтобы его не строили, а продолжали ретранспортировку нашего николаевского глинозема в Россию. Очевидно, восемь лет тому назад наша власть при продаже ЗаЛК проигнорировала этот риск. Было принято, очевидно, ситуативное решение Президента, главы правительства и председателя Фонда госимущества относительно определения покупателя и условий проведения конкурса на приватизацию ЗаЛК. Впрочем, это неудивительно. Ведь уже известна такая же история с продажей, фактически, в одни руки украинских НПЗ. Ярким примером здесь является отношение российских владельцев к украинским нефтеперерабатывающим заводам. Купив, они запустили их “в дальнее плавание”: постоянно что-то ремонтируют, переоборудуют и тому подобное. Главное, что эти заводы не покупают нефть и не перерабатывают ее. Одесский НПЗ выступает теперь лишь транспортной ветвью, потому что на территории завода есть терминал. Там просто грузят нефть и отправляют за границу на Пиренейский, Балканский полуостров через море. Россияне купили наши НПЗ, чтобы остановить их, а поставлять в Украину российское топливо и горюче-смазочные материалы, которых в РФ перепроизводство.

ЗаЛК — небольшой завод. Себестоимость производства здесь очень высока из-за малых объемов. Я не считаю ЗаЛК очень привлекательным объектом. Но при низких специальных тарифах на электроэнергию он может стать прибыльным. Достаточно лишь создать соответствующие условия для бизнеса и предложить открытый конкурс. Должны быть специальные энерготарифы. Так делают во всем мире, ведь алюминий является высоконкурентным продуктом на международных рынках. Нам таких качественных металлов не хватает в экспортной корзине.

Алла ДУБРОВЫК

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.