Чрезвычайно важной задачей в Украине является сохранение здоровья наших граждан. К сожалению, сегодня оно подвергается серьезным угрозам — табакокурению, алкоголизму, широкому спектру заболеваний и т.п. Ученые доказали, что повышение цен на табачные изделия приводит к снижению потребления табака. Важным средством сокращения потребления табака населением Украины, особенно молодежью, являются ценовые и налоговые меры, определенные Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе против табака, которая была ратифицирована законом Украины №3534-IV еще 15 марта 2006 года.
Самой совершенной системой налогового регулирования рынка табака является система, внедренная Европейским сообществом. Она охватывает 27 европейских стран с разным состоянием социально-экономического развития.
Основным предназначением системы налогообложения ЕС является обеспечение финансовых поступлений в бюджеты государств (фискальная функция) и налоговое давление на цены с целью их повышения, а как следствие — снижение уровня доступности табачных изделий (функция здравоохранения). Налоги должны взиматься с сигарет, сигар, сигарилл, табака для курения, жевательного и нюхательного табаков. В наибольшей степени отработано налогообложение сигарет.
Конструкция системы налогового влияния на рынок сигарет выглядит следующим образом. В первую очередь каждое государство — член ЕС внедряет два обязательных элемента налогообложения сигарет:
— налог на добавленную стоимость, который взимается с розничной цены на сигареты;
— акцизный сбор, взимаемый по двум ставкам: специфической — установленной в твердой сумме с единицы продукции, и пропорциональной (адвалорной) — определенной в процентах к максимальной розничной цене.
Выбирая ставку акцизного сбора, подавляющее большинство государств — членов Европейского Союза отдают предпочтение специфической ставке и минимальному акцизному налогу. Ведь именно благодаря этим элементам акцизной системы осуществляется экономическое давление на производителя, который вынужден повышать цены. Таким образом, налоговые поступления от применения адвалорной ставки увеличиваются автоматически, поскольку при росте цен увеличивается база начисления адвалорного акциза.
В последние годы в Евросоюзе наблюдается тенденция не только отказа от увеличения, а кое-где даже принято решение о снижении адвалорной ставки. Вместо этого увеличиваются специфическая ставка и минимальный акцизный налог. Ориентиром для повышения ставок является один из наиболее четких показателей потребительского рынка — индекс роста потребительских цен (индекс инфляции).
Среди достижений ЕС в сфере регулирования снижения доступности табачных изделий для населения можно назвать:
— определение двух функций — фискальной и функции здравоохранения;
— введение расчетной величины “самая популярная ценовая категория” (most popular price category) сигарет, что позволяет измерять потребительский рынок, ориентируясь на поведение потребителей;
— отсутствие разницы в ценах между различными марками сигарет, что нивелирует привлекательность так называемых премиальных (дорогих) ценовых категорий как атрибута определенного социального статуса или имиджа;
— значительное подорожание табачных изделий в пределах потребительской корзины по сравнению с другими товарами ежедневного потребления.
Следствие этого — неуклонное постепенное снижение потребления табачных изделий за последние 20 лет и существенное увеличение поступлений в бюджеты государств — членов Евросоюза и, что важно, — прогнозируемость поступлений в казну за счет увеличения специфических ставок и минимального акцизного налога.
Требования по гармонизации налогообложения табака полностью отвечают рекомендациям ведущих аналитических и научно-экспертных учреждений, работающих под эгидой Всемирной организации здравоохранения, в том числе при реализации положений Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака 2003 года.
Что из опыта Европейского Союза стоит использовать в Украине? Прежде всего общеевропейскую фискальную политику на рынке табака, которая внедрена соответствующими директивами Европейского Совета и является одним из успешных примеров реализации требований указанной Рамочной конвенции с учетом реальной социально-экономической ситуации в Украине.
Ради достижения цели — уменьшения потребления гражданами Украины табачных изделий — необходимы следующие шаги.
1. Соблюдать рекомендации Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака 2003 года и использовать опыт ЕС в имплементации ее требований.
2. Определить величину налогового давления на табачные изделия, которая базируется на реальных и объективных показателях социального и экономического развития страны:
— покупательной способности населения;
— ценовой привлекательности табачных изделий;
— инфляционных индексах.
Эти меры позволят, с одной стороны, определить ценовую группу табачных изделий, к которым следует применять фискальные меры по уменьшению их доступности для населения, а с другой — не допустить роста нелегального оборота сигарет.
Какое отношение имеет европейский опыт к 1 млрд. грн., тем более к украинскому бюджету?
Самое непосредственное, потому что в Украине существует и успешно развивается “эффект налогового опережения”, который, кстати, успешно преодолели в ЕС и в целом в мире.
В 2009—2010 годах отечественная налогово-бюджетная система столкнулась с проблемой резкого уменьшения поступлений в государственный бюджет в первые налоговые периоды (два-три месяца) после вступления в силу законов об увеличении ставок акциза на табачные изделия. Вместе с тем потребительский рынок табачных изделий в эти периоды был полностью насыщен (и даже перенасыщен) продукцией по ценам, установленным производителями без учета повышенного налогового давления.
Анализ существующей ситуации свидетельствует о том, что производители табачных изделий — плательщики акцизного сбора в период до вступления в силу повышенных ставок интенсивно насыщают рынок продукцией в пределах трех-четырехмесячной нормы потребления, платят акцизный сбор по ставкам до их повышения и, таким образом, получают возможность сохранять доходность операций с сигаретами и присутствие на рынке без увеличения налоговых платежей.
Такое поведение производителей сигарет всякий раз после повышения ставок акциза приводит к уменьшению годового объема плановых поступлений в государственный бюджет, а также к срыву помесячных планов выполнения доходов бюджета по акцизному сбору.
Так, с 1 мая 2009 года ставки акцизного сбора в денежном выражении на сигареты с фильтром были увеличены в 1,6 раза, на сигареты без фильтра — в 2,24 раза. Ставка в процентах к обороту продукции была повышена на 4 процентных пункта.
В этих условиях после повышения ставок акцизного сбора расчетный объем поступлений в государственный бюджет должен был составить около 950 млн. грн. в месяц. Но в июне 2009 года он равнялся только 587,40 млн. грн., а в июле — 718 млн. грн. Плановых показателей поступлений достигли только в сентябре—октябре 2009 года (см. рис.). В целом вследствие применения вышеописанного механизма минимизации государственный бюджет недополучил в 2009 году около 760 млн. грн.
Аналогичная ситуация наблюдается и в 2010 году, когда с 1 июля ставки акциза в денежном выражении на сигареты с фильтром были увеличены в 1,3 раза, а в процентах к обороту продукции — на 5 процентных пунктов.
Ежемесячные расчетные объемы поступлений от акциза с учетом данного повышения должны составить 1507 млн. грн. Но в августе текущего года поступило только 742 млн. грн., а в сентябре — 1191 млн. грн.
(см. рис.). Следовательно, только за три месяца 2010 года государственный бюджет недополучил 1 млрд. 344 млн. грн., что составляет около 16% от запланированных дополнительных поступлений в госбюджет, а год еще не завершился!
Последствиями подобных действий табачных предприятий является значительное снижение поступлений в государственный бюджет (до 50% от помесячного плана) и перенасыщение рынка дешевой табачной продукцией. При этом низкие цены на табачные изделия делают их более доступными для молодежи и детей.
Верховная Рада Украины уже имела возможность урегулировать эти вопросы благодаря предложениям народных депутатов фракции Партии регионов к проекту Налогового кодекса.
Механизм противодействия этому предполагает установление временных лимитов продукции, которые плательщик акцизного налога на табачные изделия может реализовывать с уплатой акциза по ставкам до их повышения. Превышение лимитов реализации влечет за собой начисление акцизного налога на табачные изделия по повышенным ставкам с учетом повышенного минимального налогового обязательства. Кстати, аналогичный механизм противодействия внедрен большинством государств, в частности он действует в Великобритании, Венгрии, Германии, Испании, Латвии, Литве, Нидерландах, Польше, Словении, США, Чехии, Швейцарии.
К сожалению, вынуждены констатировать, что вышеупомянутые предложения не были учтены при окончательном голосовании проекта Налогового кодекса Украины. Но такие механизмы противодействия минимизации табачными предприятиями платежей по акцизному налогу являются крайне необходимыми. Их отсутствие наносит ущерб не только государственному бюджету Украины, но и местным бюджетам. Ведь по инициативе правительства, озвученной на пленарном заседании парламента 19 ноября этого года, “50% сверхплановых поступлений от акциза останутся органам местного самоуправления”.
Следовательно, на данном этапе необходимо безотлагательно исправить допущенные ошибки и еще до вступления нового Налогового кодекса в силу включить в него предохранители эффекта “налогового опережения”. Как представляется, наиболее целесообразным будет вмешаться президенту Украины и инициировать усиление экономического стимула для предотвращения “налогового опережения”, а бюджетному комитету Верховной Рады Украины — взять под контроль вопросы минимизации налогов табачными компаниями. Подобные меры позволят ежегодно увеличивать поступления в бюджет страны как минимум на несколько миллиардов гривен за счет введения европейских норм администрирования акцизов на табак.
Ирина ГОРИНА, народный депутат Украины
Что скажете, Аноним?
[07:24 02 ноября]
[23:37 01 ноября]
[22:16 01 ноября]
13:30 02 ноября
13:00 02 ноября
12:30 02 ноября
12:00 02 ноября
11:30 02 ноября
11:00 02 ноября
10:30 02 ноября
09:30 02 ноября
09:00 02 ноября
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
[09:45 17 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.