Первый заместитель парламентского комитета рассказал о том, кто отвечает в стране за энергетику, а также почему евроинтеграция приближает нас к существенному росту тарифовсе базовые решения по тарифам, ценам на газ и многим другим энергетическим вопросам принимаются не в правительстве, министерствах, Совете и НКРЭКУ, а в кабинете Офиса президента. Об этом и других нюансах современной властной структуры рассказал в интервью UBR.ua во время прямого эфира на нашей Facebook-странице первый заместитель главы комитета Верховной Рады, экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко.
Разговор получился довольно долгим, поэтому мы вынесли сюда только главные вопросы и ответы. Также ниже можно просмотреть видеоверсию полной беседы.
По вашему мнению, будут ли у льготников забирать льготы или субсидии из-за нехватки денег в бюджете?
Это практически исключено. Я уверен, что субсидианты не пострадают. Для тех, кто потерял работу, у кого доходы уменьшились, кто жилье потерял — это едва ли не единственный механизм как-то выжить. Но я убежден, что это защищенные статьи и ничего этого не будут забирать. Другое дело — что будут рассматривать арифметику, чего не было сделано вовремя планово в мирный период, и сейчас в три или пять раз будет болезненно делать во время войны и объяснять людям.
Но это миссия власти. Власть же — это не просто лозунги с трибун, красивые фотки, лозунги, видео. Это одна сторона власти, а другая — отвечать за свои решения, монопольные решения. Потому что это решения, на которые никто не влияет и ни с кем ты разделить ответственность не можешь. У вас — монокоалиция, вы — моновласть, вы за все решения персонально отвечаете, начиная с лидера этой политической силы — господина президента Владимира Зеленского.
Мы все сегодня понимаем, что так называемый центр принятия решений — это Офис президента и кабинет Офиса президента
Даже учитывая, что есть правительство, что есть Верховная Рада, мы сегодня понимаем, что так называемый центр принятия решений — это Офис президента и кабинет Офиса президента. И более того, я вам открою ужасную тайну: и тарифные решения принимаются точно не в правительстве сейчас, точно не в НКРЭКУ, и точно не в комитете у нас. Они принимаются на самом верхнем уровне.
В Офисе президента?
В кабинете Офиса президента.
А там есть специалисты по таким вопросам?
По моей информации, там проводятся окончательные совещания, где принимают участие все стейкохолдеры: министр, глава НКРЭКУ, Андрей Михайлович Герус как глава комитета [по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг], Укрэнерго, руководители компаний, Энергоатом, заместитель председателя Офиса Ростислав Шурма, который отвечает за энергетику… Они все принимают решения в этих заседаниях, докладывают президенту возможные варианты, и именно там так или иначе оно “освящается”… Дальше задача правительства — выполнить его. Так же, как и задача НКРЭКУ.
Я не думаю, что я вас очень удивил, но во время войны, когда экономика должна работать на войну, оно все только так и может работать. Моя огромная претензия к этой властной команде, что этот механизм управления и принятия решений нужно было не так суррогатно делать. Надо было принять достаточно простые изменения в законодательство Украины на время войны.
На период войны относительно управления энергетикой, управления экономикой — для этого есть механизм СНБО. Если внимательно почитать закон о национальной безопасности, у СНБО во время войны есть абсолютно полный механизм почти легитимный — контролировать, принимать или не принимать решения правительства, запрещать и так далее.
Главное лицо сегодня в энергетике — Ростислав Шурма
Это легитимный механизм — надо было определенными изменениями все это ввести в законодательное поле и тогда бы мы понимали, что за энергетику отвечает абсолютно конкретный человек, называя вещи своими именами — “энергокомиссар” Украины на период военного времени Ростислав Шурма. Он главное лицо сегодня в энергетике.
Именно он готовит окончательные решения для утверждения, он докладывает. И он согласовывает противоречия, которые существуют и будут всегда существовать между разными подотраслями — между газовиками, угольщиками, атомщиками, тепловиками, коммунальщиками. Вы же понимаете, пирог маленький, его нужно как-то более или менее справедливо поделить. Именно он. Но он почему-то у нас тайная фигура, и никто этого не знает.
И меня это раздражает, потому что я считаю, что у меня есть профессионализм для того, чтобы позвать должностное лицо, заместителя главы Офиса президента и задать ему вопрос на закрытом заседании комитета. Подискутировать с ним, в чем-то соглашаться, в чем-то не соглашаться. Тогда я бы понимал, что я влияю на эти вопросы.
А поскольку меня, например, и нашей политической силы нет в процессе принятия решений, извините, мы на себя и ответственность абсолютно не хотим брать и не будем. Мы просто говорим: ребята, это ваши решения, вы просто будете за них отвечать. Но они точно далеко не самые эффективные, я могу это на пальцах доказать по любому направлению: по энергетике, по газовой сфере, по коммунальной, по тепловой, по всему.
Я переспрошу. Вы сказали, что Ростислав Шурма — главный по энергетике в стране фактически сегодня?
Конечно. Он является заместителем главы Офиса президента, у которого есть экономика и энергетика. Более того, летом неслучайно была утечка скриншота протокола проводимых там совещаний. Там раздаются какие-то поручения НКРЭКУ, Минэнерго. Это все есть в открытом доступе.
Если нормально подправить законы во время военного времени, это могло бы работать достаточно легитимно. Я неслучайно вам это подчеркиваю, потому что очень хорошо знаю, как предшественников нынешней власти вызывают на допросы. Ведутся дела, следствие по угольным вопросам с ОРДЛО именно за то, что нарушались — это ключевой момент — то есть превышались служебные полномочия. Поэтому я не понимаю, зачем ребята на ровном месте создают себе проблемы на будущий период. А они будут обязательно.
Помните, перед войной был большой пресс-марафон президента, и ему задали вопрос по энергоэффективности, и президент отвечал, что энергоэффективность — это электричество в доме. Какой-то не очень профессиональный ответ. Это кто-то в Офисе президента ошибся месседж-боксами, которые были подготовлены для президента как ответ на этот вопрос?
Они тогда вообще не обращали внимания. Я поработал в правительстве, я достаточно щепетильный человек с двумя образованиями, чтобы понимать, что такое документ, что такое подпись, что такое протокол, что такое, когда ты действуешь как чиновник в рамках своей компетенции, и что такое, когда ты выходишь за рамки своей компетенции.
Нас же, когда мы выходили в отставку, много “догоняли” те же “регионалы”, вызывали на допросы, проверяли. Я никому не советую из нынешних ребят, которые случайно вдруг благодаря социальному лифту попали на должности, не советую нарушать законы. Потому что будут “догонять”.
Был такой Дмитрий Вовк в НКРЭКУ, прогрессивный умный молодой человек. И где он сейчас? А где глава Фонда госимущества? А где другие? И там же вы будете, если вы нарушаете закон. А превышение законных полномочий — это очень серьезное нарушение закона.
Я не пугаю. Я просто говорю: даже во время войны государство, экономика, энергетика должны управляться в законодательном поле. Почему в Европе есть европейский энергокомиссар, а у нас во время войны ни один закон в энергетике и нормативно-правовой акт не был изменен. Больше года мы воюем, если брать активную фазу, и ничего не изменено в системе управления. А как оно может работать во время войны? Вот и последствия.
Очень неудачный экспорт электроэнергии — непрофессионально подготовились
Например?
Очень неудачный экспорт электроэнергии — непрофессионально подготовились. Для того, чтобы экспортировать электроэнергию, когда у нас ее больше, чем потребляем, то есть профицит, должно быть политическое решение. Условно президент Украины не может вместе с правительством разрешить экспорт электроэнергии, если ее не хватает в стране. Люди бы не восприняли, и это правильно.
Хотя дискуссионный вопрос. Потому что экспорт очень выгоден для энергетики экономически, он привлекает в систему дополнительные деньги, и это позволяет искать деньги на ремонты, обновление и пр. Ведь там же цена на электроэнергию в два-четыре раза больше, чем у нас. Потому экспортировать туда выгодно.
Так вот, должно быть решение Украины, техническая возможность по линиям электропередачи. Есть у нас сегодня коридоры, которые Укрэнерго обеспечило после объединения энергосистем, и они условно идут на Молдову, на Румынию, на Словакию, Венгрию, Польшу. Это и есть канал для экспорта и импорта электроэнергии и газа.
Но те страны понимают, что это выгодный вид деятельности, и именно поэтому они давно поставили Украине условие: давайте мы эти аукционы на доступ к этому сечению будем делать общими, чтобы не было так, что вы зарабатываете на этом, а мы не зарабатываем. То есть должны быть синхронные аукционы, чтобы одновременно могли на какой-то международной бирже — в Украине, в Польше — продавать этот доступ, и тогда был бы паритет, конкурентность была бы.
Мы покивали головой: Укрэнерго, Минэнерго — да, да. И в очередной раз решили, что мы “да”, но “нет”. И мы не провели, не создали правовые акты для проведения этих синхронных аукционов. В результате Словакия сказала: все, ничего от вас не берем, потому что вы аукцион на поставку в Словакию провели без нас. Вот вам яркий пример.
И в результате — это подсчеты Ольги Буславец (бывший глава Минэнерго — ред.), она достаточно педантичная — она посчитала, что мы не доберем по такой модели 100 млн долларов. Это 3,5 млрд грн сегодня энергетики от этого экспорта не получают, потому что нас там ограничивают. Мы не выбираем, мы не можем экспортировать то, что мы могли.
Кстати, такая же ситуация была у газа с Оператором ГТС, когда бывший руководитель ОГТС Макогон перехитрил — не сам себя, он нас всех перехитрил. Он не договорился с венграми, с другими странами, и в результате мы физически не получили там возможности более или менее серьезные объемы газа качать туда-сюда.
Зерновой скандал — то же самое. Если у нас рынок сегодня заблокирован, понятно, что цены упали, а у них есть свои рынки, и они там цены держат достаточно высокие — зерновые, пищевые. И тут рынок открыли нашим аграриям. Они же говорят: ребята, мы вам помогаем, мы вас любим, мы деньгами помогаем мигрантам и т.д. Но вы же не можете “прибивать” наших товаропроизводителей. Именно поэтому сейчас скандалы и ограничения. То есть нужно работать нормально и не обманывать своих партнеров.
Вы написали пост по облгазам, что после того, как их передали Нафтогазу, легче не стало. Что вы имеете в виду?
Оно там так же продолжается, как и было, потому что оно, наверное, так и должно быть.
А что там за ситуация?
Ситуация трагикомическая. Я в ближайшее время на базе комитета обязательно проведу круглый стол-дискуссию по поводу того, что такое плата за распределение газа.
Это то же самое, что и плата за транспортировку, правильно?
Распределение-транспортировка, да.
Очень много людей, причем не просто рядовые опытные люди, которых я считал специалистами, экспертами, экономистами, технарями, несут ахинею, что такого вида деятельности нет, что распределение ничего не стоит, оно не имеет ценности. И что облгазы просто тупо обворовывали потребителей за счет этого распределения. Это бред.
И тот же самый Нафтогаз должен был бы объяснять — не нынешний руководитель, а предыдущий — Витренко... Раздувал это и Коболев. Потому что им выгодно было всю свою беспомощность переложить на облгазы, чтобы потом поставить политический вопрос: а давайте мы все заберем. И они начали национализацию облгазов, и не только облгазов.
Отдельный вопрос, как я к этому отношусь. Может быть, что система этой транспортировки должна быть государственной, но она точно не так проста, она точно не может входить в систему Нафтогаза, как я понимаю, потому что это тогда монополия, это противоречит европейским правилам. Это должна быть отдельная компания, занимающаяся доставкой газа.
Ну и, главное, люди должны понять, что этот вид деятельности не может быть бесплатным. Есть десятки тысяч сетей. При транспортировке газа по этим сетям он куда-то теряется, есть так называемые технологические потери, есть люди, там десятки тысяч работников работают, которым нужно платить зарплаты, они осуществляют ремонты, зарплаты, ГРМ, “шкафы” вот эти. Там достаточно сложная система, и это же нужно в какое-то село приехать на машине, перекрыть газ, если авария, сварить, переварить, сварить/разрыть/сварить. Как это может быть бесплатно?
Так, может, Нафтогаз сейчас и наладит все это?
Да я же не против, но с сарказмом говорю: смотрите, люди, вам все время рассказывали басни, что плата за распределение придумана. Может быть. Один олигарх из Вены (речь о Дмитрии Фирташе, у которого и отобрали облгазы — ред.) грабит все население. Хороший такой миф, классный. Всем нравится. Хорошо. Забрали у этого олигарха эти облгазы, отдали НАК “Нафтогаз”, тогда же надо ожидать, что как-то снизится цена. Но нет.
Ну Нафтогаз же заберет эту платежку вторую или нет?
Нафтогаз сейчас делает как раз правильно, это то, что в свое время те (облгазы — ред.) предлагали. Он в один платеж сводит два платежа, условно 1,5-2 грн, но он не уменьшается. То есть Нафтогаз сводит их в одну платежку, но онаже никуда не делась.
То есть сумма меньше не становится?
Нет. Слава богу, что пока больше не становится. То есть об этих мифах нужно спокойно рассказывать людям. Там вся эта так называемая реформа анбандлинга, когда разорвали поставки газа и распределение, в то же время пошло повышение на газ. И она выросла — и цена на газ, и плата на распределение, а люди это восприняли как очевидный грабеж.
Давайте вызываем НКРЭКУ, представителей Нафтогаза, представителей РГК — газовиков, у кого забирали облгазы, разберемся, что с этим тарифом. И возникнет один вопрос. Как вы думаете, кто этот тариф утверждал? Они ведь не сами утвердились.
НКРЭКУ?
Да, НКРЭКУ, национальный регулятор. Тогда возникает вопрос: или НКРЭКУ утвердил правильный тариф, а если неправильный, тогда нужно было пересмотреть методику Вовка 2016 года. Надо было что-то делать, ведь шесть лет не может быть все неправильно. Они принимали весь тариф согласно этой методике. Если они правильно делали, тогда все — вопросы сняли. Значит, такой-то тариф на распределение. Если неправильно, извините, тогда уволить или расстрелять.
Но надо же точку над “и” поставить, чтобы у людей каши в голове не было, чтобы они все не были уверены, что их дурят. Потому что половина была убеждена, что их зимой дурят, что нам не хватает электроэнергии, но идет экспорт. Экспорт с 10 октября закрыт, когда первая атака была, но нет, куча людей — я по Фейсбуку вижу — экспортируют, воруют у нас нашу народную электроэнергию, куда-то экспортируют.
Надо же такие вещи доказывать и снимать на корню. Ибо за ними стоят очень опасные тенденции. Раздувается недоверие к принятию властных решений. А дальше оно рано или поздно закончится: “даешь, ура, национализировать все!”.
Витренко и Коболев довели до цугундера этот Нафтогаз, они довели его до банкротства физически
У меня возникла такая ассоциация, у нас же есть национальный миф: хороший — царь, добрый, и плохие — бояре. В данном случае облгазы — плохие бояре, а Нафтогаз — хороший царь…
100%. Витренко и Коболев довели до цугундера этот Нафтогаз, они довели его до банкротства физически, у него крайне плохое финансовое состояние, и миссия Чернышова сейчас исправить это и финансовое состояние, и более-менее разобраться с управляемостью компании, и добычу наладить.
Коболев и Витренко довели до такого, и им нужно было кого-то виновным сделать. Кто виноват? Полтавский облсовет — в провале добычи. Полтавские депутаты такие тупые невежды (иронизирует — ред.) — не давали Нафтогазу добывать газ. Ну, сейчас как-то бурят, добывают этот газ, скважины открывают. То есть виноваты Полтавский облсовет, облгазы, которые что-то там не давали все время им на розничном рынке, и трейдеры, которые тоже не давали им торговать этим газом.
В результате сегодня Нафтогаз очень неэффективно торгует газом, потому что у него сети нет. У него нет доступа к конкретному человеку, к физическому лицу. А потребитель привык ходить в свою контору. И сегодня идут панические атаки у потребителей.
Последние месяцы была целая история, когда Нафтогаз забрал некоторые облгазы, и очень много людей жаловались на последствия…
Там выстраивались очереди, что они получали платежи по непонятным долгам. Я не против национализации, но не рейдерским способом. То есть, можно было договариваться, как нормально обменяться данными, чтобы люди не страдали. Это Днепр, Кривой Рог, Харьков, Харьковская область — четыре облгаза и горгаза, которые по арестам, через АРМА переданы в НАК “Нафтогаз”.
У Нафтогаза, насколько я понимаю, сейчас очень плохо со сбором средств за газ
НАК “Нафтогаз” обязан был с первой минуты показать качество государственного управления этими “преступными” облгазами. Но действительно люди начали получать эти платежки, и они выстроились в очереди. НКРЭКУ не отреагировала. Клянусь, лично буду разбираться, почему НКРЭКУ не отреагировала. Не думаю, что это просто так. Им выгодно было раздуть этот конфликт, и в результате проблема не решалась. И более того, у “Нафтогаза”, насколько я понимаю, сейчас очень плохо со сбором средств за газ. Это нужно иметь развитую сеть, средства платежа, сервисы разные и работать. А НАК столкнулся с большими неплатежами и долгами. И уже есть информация, что он сейчас на аутсорсинге нанимает эти коллекторские компании, которые должны выбивать такие долги.
Я его понимаю, ему нужно собирать деньги за долги. Раньше это делали трейдеры, а сейчас он обязан это делать сам. А для этого нужен большой штат работников, разветвленная сеть, юристы и т.д.
Скажите, а этот кипиш вокруг охвативших “глубинку” платежек облгаза и Нафтогаза до Киева доберется? Спрашиваю, потому что киевляне это еще не почувствовали на себе.
Киевляне не чувствуют, потому что Киевгаз не из группы РГК, он теоретически коммунальный, там совсем другое.
А Киевоблгаз?
Я так понимаю, что к нему должна была очередь дойти, но учитывая то, что не так плавно пошло по этим четырем облгазам, я думаю, что сейчас этот процесс… Думаю, Нафтогаз тоже для себя должен выбрать адекватную стратегию поведения, потому что можно до такой же ситуации и в Киевской области прийти.
Теперь долги растут, люди недовольны, платежки какие-то непонятные приходят, и как двигаться дальше, никто до конца не знает
Но и платежная ситуация по той же Киевской области сейчас очень упала, потому что никто не работает с населением. Газ идет, платежки никто не требует, то есть этим газом кредитуют. И по-моему, это стратегический просчет, это ошибка в последний год-полтора назад, когда искусственно создали основания для этого конфликта. Не продумали, как это сделать технически, чтобы не пострадали люди и тот же НАК “Нафтогаз”. Теперь долги растут, люди недовольны, платежки какие-то непонятные приходят, и как двигаться дальше, никто до конца не знает.
Расчет по тарифу на распределение для государственной компании “Газораспределительные сети Украины” — это дочка Нафтогаза, которая объединяет эти четыре облгаза — они получили всего 330 млн кубов. Для сравнения, вся газотранспортная сеть распределяет газ населения по теплокоммунэнерго — 14-15 млрд, ну, если упало, 13 млрд кубов. А им дали лицензию из расчета 330 млн кубов.
То есть НАК “Нафтогаз” будет нелегко вернуться до такой государственной монополии. Это яркий пример не до конца продуманных, просчитанных действий. И я убежден, что в свое время должностные лица, приближенные к центру принятия решений, как-то неправильно подавали ему информацию…
А чем это чревато?
Долги будут расти в НАК “Нафтогазе”, на население коллекторов запустят. Коллекторы же не будут разбираться, кто уехал, кто не уехал. Они просто через суд потребуют покрытия убытков, в том числе имуществом. Это может повлечь за собой последствия социальные.
А как ЕС ко всему этому относится. У них же анбандлинг, раздел рынка. Мы будем из-за этого в Европе?
Я с ними много общаюсь. Они отрицательно ко всему этому относятся, но говорят: нам может что-то нравиться, что-то не нравиться, мы ничего вам не можем сказать, потому что наше законодательство, которое мы имплементируем, не рассчитано на период военного времени, оно рассчитано на мирный период. Наши рынки, рынок газа, в котором они сами “провалились”, который у них сам “провалился”, вы же видите, что в Европе было из-за их модуля рынка.
В Европу с такой моделью вы не зайдете точно. Не может быть в одной компании такая концентрация. Как присоединят последнюю компанию — Укрнефтебурение, совокупный объем добычи газа составит 80%. Сети газораспределительные, хранилища. И это монополия. Я общаюсь с Чернышовым — он считает, что на период войны лучше иметь под флагом Нафтогаза, чтобы все это сохранить, но после этого нужно делать демонополизацию и деконцентрацию. То есть, это непростой процесс.
Европа точно и гарантированно на каждой встрече на каждом документе акцентированно, настойчиво заявляет: рынок газа, рынок электроэнергии, демонополизация, энергопакеты европейские, интеграция газотранспортных систем, интеграция энергосети — это залог вашего вхождения в Евросоюз. Без этого ничего не будет — не будет никакой евроинтеграции.
А кто украинцам объяснит, что когда будет интеграция рынков газового, угольного, электрического, это приведет к выравниванию цен на электроэнергию?
И здесь мы переходим к тому, с чего начали. А кто украинцам наконец-то объяснит, что когда будет интеграция рынков газового, угольного, электрического, это приведет к выравниванию цен на электроэнергию? Мы же понимаем это или нет? Рано или поздно это приведет к выравниванию цен для потребителей, в том числе, к сожалению, для населения.
И это надо населению говорить, иначе какая-то патовая ситуация. Соцопрос: 85% украинцев выступают за срочную евроинтеграцию. Это понятно — мы в евроинтеграции видим свою экономическую и военную защиту от агрессора.
Но что-то никто не показывает, что евроинтеграция — это принятие их нормативно-правовых актов европейских пакетов, и в том числе и выравнивание того, о чем говорим. И, безусловно, сейчас нужно в первую очередь работать над повышением уровня доходов, чтобы доходы украинцев выравнивались с европейскими, иначе все, кто сможет работать, поедут туда за зарплатой, которая в два-три раза больше. А здесь мы останемся с нашими тарифами европейскими.
Вопрос от зрителя: что будет с долгами по коммуналке в поврежденном жилье в Херсоне?
Надо разбираться по каждому индивидуальному случаю. Но если разрушено жилье, шансов на их возвращение нет. Однако надо понять: это кто-то сжег газ, кто-то сжег уголь, выработал электроэнергию, выплатил зарплату работникам, транспортировал эту электроэнергию или газ. Долги же кто-то потратил? Компаниям мы тоже прощаем? Ладно, частников мы бросаем, а государственных?
Я не вижу, чтобы над этой проблемой системно работали. Пока есть моратории на взыскание, на отключение, но информация о том, что Нафтогаз с коллекторами начинает работать для взыскания долгов, реалистична. Мне и вам это может не нравиться. Но можно понимать Нафтогаз и Чернышова, ему нужно газ закачивать на зиму, а для этого нужно деньги получить за тот газ, который он уже поставил.
Это очень непростой вопрос. И меня раздражает, что правительство не очень на нем концентрируется. А есть парадные поездки премьера, чиновников, они очень любят громкие конференции…
Вопрос по качеству холодной воды. В Святошинском районе холодная вода желтого цвета, на 100% не спасают фильтры…
Это из-за наводнения. По закону это не питьевая вода, и за нее не имеют права выставлять тариф. Власти должны сказать: у вас вода не питьевая, она не соответствует лицензионным условиям. А если она не питьевая, то техническая, совсем другая стоимость. Это если по закону.
Еще вопрос. В новостройке установлены счетчики, которые имеют возможность автоматической передачи показателей, но тепловики этого не делают…
У меня скептическое отношение к квартирным счетчикам. У нас по закону домовой учет. Он является коммерческим устройством учета. Физика любой услуги разная. Электрический ток течет по проводкам, в квартире — счетчик, точно измеряющий, сколько мы потребили. Мы отключились — счетчик покажет ноль.
Вода — примерно так же, но там есть такой нюанс, как кражи воды, и у них есть какие-то непонятные мне “утечки”. И 15% утечек водники позволяют включить в тариф. У них общий процент краж, расходов — 30%.
Воровство по системе или дому?
Есть на каждом доме домовой прибор учета воды. Водники в дом загнали и сдали условно говоря зданию количество воды, дальше начинается не их хозяйство. Это результат решительных реформ Алены Бабак и Ко. Дальше начинается все, что внутри, это уже имущество людей. Внутренняя разводка, подвалы, дыры, краны, оборудование, счетчики, квартирные или еще какие — это все на людях.
Но водопроводчики говорят: мы вам в дом загнали условно 500 кубов в месяц. Что хотите с ними делайте, но вы нам должны заплатить за 500 кубов по такой-то цене. И дальше ищут какую-нибудь методику, как же это справедливо распределить. Какую ни ищи методику, все равно что-то будет не то.
И в тепле вообще ужасная ситуация. Потому что вода физически передвигается по трубам, а тепло у нас иначе распространяется — методом конвекции. То есть через воздух, стены, перегородки и прочее, тепло не только по батареям и по трубам внутренним, оно распространяется по дому любым другим способом: дымовентканалы, перегородки, через места общего пользования. То есть дом отапливается в целом.
А тут человек такой хитрый-хитрый, ему кажется, какой я хитрый “пацан из Дарницы”. Я себе обустроил квартирный счетчик, потом я его на минимум поставил, чтобы ноль иногда вообще показывал. Там где-то электричеством подогрелся, там еще что-то, все равно у меня 18 градусов есть. Если мы замерзнем, то электричеством догреемся. Но у меня ноль, и я ничего не должен, говорит. Я не греюсь.
Ну да, люди так и думают…
Какие замечательные люди! А я задаю вопрос: а если у вас на нуле этот кран, почему не ноль градусов в квартире. Почему у вас 17-18? Значит кто-то вас догревает? Кто?
Соседи?
Браво! Больше некому. Сосед сверху, сосед снизу, сбоку или через подъезд, через места общего пользования. Ну кто-то же вас догревает? Потому тепловики так же намаялись с этим и говорят: вот мы вам подвели к дому количество тепла и все. Домовой прибор учета у нас должен был быть 100%, но Киев как-то умудряется держать 88%. То есть 12% без приборов домового учета, там вообще обманывают людей, потому что по нормам объемы выставляют.
Но там, где есть домовой учет, есть методика согласно приказу Минрегиона, которая разбрасывает эти показания домового учету между людьми. В зависимости от того, есть счетчик, нет счетчика, что показывает счетчик, когда сдал, когда не сдал. И оттуда оказываются эти места общего пользования (МОП), которые все ненавидят и говорят: да мы их не греем, почему они у нас в платежке 50%. Потому что эта методика такая: все, что не в квартире, закидывает в места общего пользования. Ибо дом — как целостное инженерно-техническое сооружение.
Так вы скажите: нужно брать квартирный счетчик или нет?
Теоретически, если 100% учет, если все жильцы дома принимают эту методику и не ссорятся с ней, и у вас есть гражданская ментальность, и вы будете реально на самодисциплине прикручивать, ограничивать, тогда, пожалуй, счетчик не лишний, потому что он будет стимулировать ограничивать использование.
Если бы тепловики хотели действительно, чтобы люди им доверяли, они бы счета выставляли по-другому
Если “жлобская” ментальность, и ты будешь думать так: ничего я ограничивать не буду, потому что все равно что-то соседи там такое делают, и у людей начинается раздрай, они начинают сравнивать платежки, вряд ли…
Но здесь тепловики всегда жульничают. Если бы тепловики хотели действительно, чтобы люди им доверяли, они бы счета выставляли по-другому. Они бы за каждый дом на каждый месяц выставляли бы так. Вот показатели домового устройства учета на условно 100 квартир, а вот показатели и начисления на эти 100 квартир, и в сумме оно должно соответствовать друг другу. Я убежден, что там зарыта собака.
То есть фактически по домовому одно количество, навыставляли чего-то другого, но свести и проверить люди сами не смогут, это же 100 платежек. А тепловики это прячут и не показывают, потому что это тайна.
Пишет нам Ирина. Жителям освобожденных территорий приходят платежки за коммунальные услуги, которыми пользовались россияне, расселявшиеся в их домах. Поставщики коммунальных услуг угрожают отключением и взиманием долгов через суд. Как будет решаться проблема?
Поставщики формально действуют: вот там по такому адресу у нас зарегистрированный потребитель, и там такое-то потребление. А те им говорят, а ведь он был оккупирован. Ну, ладно, тогда заактируйте, что в этот период жили не вы, а оккупанты. И нужно тогда все равно искать политическое решение. Кто должен покрыть эти долги поставщикам? Иначе с поставщика это спросит тот, кто его снабжает.
Они же поставляют не свой ресурс, они же где-то взяли этот газ. Если это облгаз, то на него уже Оператор ГТС повесит, и тогда они обанкротятся. То есть, это решение нельзя искать исключительно между поставщиками и потребителями. Это по всей цепи нужно замкнуть и понять, что, если мы там денег не получаем, то тогда не должно пострадать каждое звено в этой цепочке.
С долгами нужно разбираться. Долги обладают такой особенностью: они все равно рано или поздно нас догоняют
Такая глупая ситуация, непростая. Здесь главное, чтобы государство и депутаты правильно решили, что они запретили отключать. Но с долгами нужно разбираться. Долги обладают такой особенностью: они все равно рано или поздно нас догоняют. 5 или 10 лет — все равно, если что-то когда-то не оплатил, это не гарантирует, что кто-то не придет с твоими долгами и не начнет вышибать это. И я настоятельно советую: контролируйте свои долги, не запускайте их. Ибо это рано или поздно может повлечь за собой потерю имущества в том числе
Будет ли подорожание газа для населения?
Вообще не вижу рисков повышения цены. Не найдется в стране такой человек, который рискнет с этим. Ключевой вопрос — газ для тепла, или центральное теплоснабжение. Имеющаяся цена абсолютно достаточно позволяет Нафтогазу как монопольному игроку на рынке для населения нормально вести экономику, добывать газ через государственную компанию Укргаздобыча. Он там не заработает много, но и в убыток не сможет попасть.
Не вижу я в перспективе в ближайшие годы, учитывая платежеспособность населения, повышения цены на газ для населения. Здесь вопрос, скорее, в том, что будет с бизнесом. Сейчас коммерческая цена газа уменьшилась. В Украине она составляет 11-12 грн за куб. Но вспоминаем, что недавно было и 50 грн, и 60 грн. И вот как бизнесу выживать в этой ситуации — это отдельный разговор. Но население не будет страдать.
Электроэнергия — я понимаю, что все хотят, чтобы электроэнергия была бесплатной, а еще 50% хотят, чтобы им доплачивали за это. Выйди на улицы и спроси: ты хочешь, чтобы тебе доплачивали за электроэнергию? Каждый второй скажет: конечно, хочу. Ну, жизнь по-другому устроена.
Я допускаю, что правительство повысит цену на электроэнергию. Как они будут это делать, в каких категориях — трудно сказать. Но когда-то НКРЭКУ посчитала, что, кажется, 60% населения потребляет до 150 кВт/ч. Если 150 кВт/ч в месяц на 1 грн повысить тариф, это 150 грн дополнительных в месяц. Сами считайте: это смертельно или не смертельно, там субсидии, там еще что-то, но такова может быть цена этого вопроса.
Электроэнергию для населения физически и юридически поставляет Энергоатом. У него себестоимость кВт-ч — 60 копеек. Он снабжает сегодня для населения по 12 копеек, это цена электроэнергии как товара. К этим 12 копейкам прибавляется 40 копеек Укрэнерго — это цена удержания высоковольтной нашей системы оператора передач. И еще тариф облэнерго в разных областях — от 90 копеек до 1,3-1,4 грн. Вот вам и 1,5 грн: среднее между 1,44 грн и 1,68 грн.
То есть Энергоатом на каждом кВт-ч теряет 48 коп. То есть ему нужно найти эти 48 копеек, тогда он будет по нулям за поставку электроэнергии для населения, а то, что он на коммерсантах продает — это будет его прибыль. Нормальная модель. Если взять объемы, то это примерно то, что производит Энергоатом в условиях того, что ЗАЭС отвалилась от нас. Это будет цена вопроса 25-30 млрд грн, которые таким образом сбалансируют ситуацию. Все остальное — это отдельные программы для сетей, высоковольтных, областных. Это отдельные программы, как восстанавливать, за какие средства то, что пострадало от ракетных ударов.
Алексей ЕРМОЛЕНКО
Что скажете, Аноним?
[07:24 02 ноября]
[23:37 01 ноября]
[22:16 01 ноября]
13:30 02 ноября
13:00 02 ноября
12:30 02 ноября
12:00 02 ноября
11:30 02 ноября
11:00 02 ноября
10:30 02 ноября
09:30 02 ноября
09:00 02 ноября
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
[09:45 17 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.