Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Плюс $5 млрд в год или черная дыра. Вырастут ли инвестиции с налогом на выведенный капитал

[08:15 12 декабря 2018 года ] [ Деловая столица, 11 декабря 2018 ]

Ключевая составляющая налоговой реформы в Украине — замена налога на прибыль предприятий налогом на выведенный капитал (НнВК). То есть реинвестированные в бизнес средства налогом не облагаются. Поднимет ли это показатели по инвестициям?

Ключевая составляющая налоговой реформы в Украине — замена налога на прибыль предприятий налогом на выведенный капитал (НнВК). То есть реинвестированные в бизнес средства налогом не облагаются. Поднимет ли это показатели по инвестициям?

Задача введения НнВК — стимулировать предпринимателей реинвестировать доходы. Этот налог должен заменить собой налог на прибыль, так как если деньги обращаются в бизнесе, они создают добавленную стоимость, обеспечивают рабочие места, наполняют Пенсионный фонд и дают поступления от всех других налогов. Изымать часть прибыли на этом этапе — глупость с точки зрения развития экономики.

Правила нового налога таковы: прибыль, полученная предприятием, не облагается налогом. Налог по ставке 15% “включается”, только когда прибыль выплачивается в форме дивидендов или какой-то другой либо платятся проценты по кредитам, страховые платежи, инвестиции за пределами Украины, роялти и т. д.

Теоретически все выглядит красиво: эффектом от нового налога должен стать рост инвестиций в производство, новые рабочие места, выход бизнесов из тени, рост поступлений по НДС, рост ВВП и т. д. Проблема, однако, в том, что в украинских условиях результат может быть каким угодно. Потому и прогнозы развития событий звучат самые различные.

Это тот самый случай, который иллюстрирует пословицу: “Эксперты по экономике дают прогнозы не потому, что знают, как будет, а потому, что их спрашивают”.

Сторонники введения НнВК апеллируют к удачному опыту Эстонии, где похожая модель действует с 2000 г. Сперва за введением налога последовал спад поступлений в бюджет, но спустя три года показатели восстановились и существенно вырос объем инвестиций, что и было главной целью реформы. В Украине НнВК должен решить еще одну задачу — поспособствовать развитию малого и среднего бизнеса.

По оценке издания focus.ua, ежегодно бизнес выводит из Украины $10—11 млрд, или порядка 10% ВВП. Как минимум значительная часть этих средств могла бы обратиться во внутренние инвестиции.

По расчетам Минэкономики, в 2019—2021 гг. инвестиционная составляющая ВВП при введении налога на выведенный капитал будет ежегодно расти на 17,4%, тогда как при текущей модели — на 9,2%. Доля инвестиций в структуре ВВП при НнВК вырастет до 21,4% против 20% сейчас.

“Налог на выведенный капитал антикоррупционный, антиофшорный, стимулирующий инвестиции. Во-первых, существующий налог на прибыль вычисляется сложно и предполагает высокую степень дискреции (высокий вес собственного мнения) налогового инспектора, что порождает коррупцию, — сказал в комментарии для “ДС” вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Валерий Пекар. — Во-вторых, крупный бизнес уклоняется от него с помощью офшоров и разных хитрых схем (завышенные роялти, например). В-третьих, нынешний налог вымывает оборотные средства предприятий, а нам сейчас как воздух нужны инвестиции и новые рабочие места. Налог на выведенный капитал решает эти три проблемы”.

По оценке Украинского института будущего, введение НнВК даст за следующие пять лет 600—800 млрд грн ($20—25 млрд) только внутренних инвестиций, 100—150 млрд грн в год дополнительных оборотных средств бизнеса за счет отмены налога на прибыль и 5—6% реального роста экономики в год (мультипликативный эффект от инвестиций в перспективе пяти лет).

Естественно, смена налоговой модели приведет к уменьшению поступлений в бюджет по конкретной статье в краткосрочном периоде. В первые два года реформы сумма потерь составит 21—30 млрд грн ($0,7—1,0 млрд) в год или около 0,6—0,7% ВВП. При этом доходы бюджета в Украине ежегодно растут на 130—230 млрд грн, или на 20—40% в год (2015—2017 гг.). Расходы увеличиваются аналогичными темпами, на 150—220 млрд грн в год.

Критики нового налога указывают на огромные бюджетные потери, неизбежные в первые годы действия НнВП. Суммы за год называются разные — от 25 млрд  (Администрация президента) до 40—50 млрд грн (Офис крупных налогоплательщиков ГФС).

“То, что предлагается в законопроекте с НнВК, будет означать создание черной дыры и пробоины в доходах бюджета. Даже в радужных расчетах сумма потерь бюджета достигала 46—50 млрд грн. Знаете, чем сторонники законопроекта предлагали компенсировать эти потери? Налогом на прибыль (!) и авансовой оплатой НнВК! По их расчетам, “авансом” можно будет взыскать 45 млрд грн, а “переток налога на прибыль за четвертый квартал 2018” даст 23 млрд грн, — говорит экс-замминистра финансов Украины, вице-президент Совета независимых бухгалтеров и аудиторов Елена Макеева. — То есть размер дыры составит разницу между почти 100 млрд грн налога на прибыль и 23 млрд грн от НнВК (да и те не являются надежными)”.

В целом же, по мнению эксперта, пока нет доказанной причинно-следственной связи между НнВК и экономическим ростом. Слишком мало стран прибегло к таким экспериментам, как отмена налога на прибыль. К тому же потребуется тщательное сравнение обстоятельств, при которых проводились эти эксперименты за рубежом и которые имеются в Украине.

“Также спрошу, откуда такая щедрость — давать возможность отсрочить уплату налога на неопределенное время, независимо от того, является ли поведение плательщика социально желаемым? Например, можно давать льготы тем, кто инвестирует, выплачивает высокие заработные платы, обновляет оборудование и тому подобное. Для этого может использоваться ускоренная амортизация и другие стимулы, которые будут побуждать бизнес инвестировать в обновление своих производств, — считает Елена Макеева. — Упрощенная система выглядит более привлекательной с точки зрения уплаты налогов и дешевле по сравнению с налогами на зарплату и НнВК. В результате схемы по уклонению от налогов с использованием упрощенной системы становятся более выгодными при условии внедрения предлагаемой модели НнВК, поскольку почти не оставляют шансов контролерам оспорить транзакции с “несвязанными” упрощенцами”.

Как считает экс-замминистра финансов, налоговые льготы и преференции — это то, что создает неравенство среди налогоплательщиков. Действующий НКУ содержит более 300 налоговых льгот: их нивелирование, а не введение НнВК, создаст равные условия налогообложения. Однако НнВК предлагается ввести без пересмотра существующих льгот и преференций, без сокращения специальных режимов налогообложения.

Денис ЛАВНИКЕВИЧ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.