Опубликованные более десяти лет назад аудиозаписи, якобы тайно сделанные майором президентской охраны, стали в Украине причиной одного из самых громких политических скандалов. Масштаб действа был столь неслыханным, что появились даже разговоры об инсценировке пленок майора. В феврале 2003 года с таким предложением выступил Иван Драч. “Я даже уже предложил Богдану Сильвестровичу Ступке, — рассказывал тогда поэт и парламентарий. — Говорю, ты уже столько ролей играл: Чингисхана, Хмельницкого, Мазепу. Тебе еще нужно сыграть президента Кучму. Давай, я берусь за текст — это нужно будет разрешение просить у того майора Мельниченко — и сделаем такой интересный спектакль”.
С тех пор прошло уже более восьми лет, но Ступка так и не стал Кучмой, зато успел побывать Бульбой. Между тем, открытие Генпрокуратурой дела против Леонида Кучмы реанимировало интерес общества к злосчастным пленкам. Может, и правда пора доставать уже пропахшую нафталином идею со спектаклем?
“Эта тема не имеет будущего, — убежден театральный режиссер и продюсер, экс-директор Одесского оперного театра Сергей Проскурня. — Будущее имеет фигура Гии Гонгадзе, моего друга, об утрате которого я никогда не перестану грустить. А все, что происходило тогда вокруг Гии, — это уже исчезающая сегодня политическая натура. Я не вижу тут никаких поводов для серьезного театрального эксперимента”.
По словам Проскурни, он и 8 лет назад воспринял эту идею скорее как шутку. Даже, скорее, как черный юмор по поводу назначения в 1999 году Богдана Ступки министром культуры. “Все тогда гадали, кого же пригласит министром культуры премьер-министр Ющенко. И тут они посетили какое-то мероприятие в филармонии, и Богдан Сильвестрович спросил: “Леонид Данилович, кого вы видите министром культуры?” На что Кучма и говорит: “А почему бы вам не попробовать?” Я присутствовал при этом”, — рассказал режиссер. Так что слова Драча о том, что Богдан Ступка может сыграть роль Леонида Кучмы, можно считать завуалированной издевкой.
Тем не менее, скандальные записи все же могли бы выйти на подмостки. Но беда в том, что подходящих театров в стране попросту нет. “Во многих странах мира, за исключением Украины, сейчас чрезвычайно модна документальная драма, — говорит Проскурня. — В Москве, например, есть “Театр.doc”. И все, кто идет в этот полуразрушенный подвал в центре Москвы, понимают, что им предложат импровизацию на тему российско-грузинского конфликта, войны в Афганистане или бомбардировок Ливии. Это публицистический театр, рожденный для того, чтобы реагировать на вызовы современности, публика за этим туда и идет”. Режиссер считает, что если бы подобные театры действовали бы и в Украине, спектакль по пленкам Мельниченко имел бы успех. Правда, успех был бы локальным, ведь такими проблемами интересуется небольшой сегмент людей, а сам спектакль наверняка ставили бы на аматорском уровне. Впрочем, отмечает Проскурня, “у нас ведь и политика аматорская — не политика, а экономика под маской политики”.
Между тем, не все театральные деятели относятся к идее спектакля по пленкам Мельниченко столь же критично. “Я считаю, что пленки будут вечно актуальны, хоть в 2003 году, хоть сейчас”, — говорит режиссер и театральный продюсер Мирослав Гринишин, в свое время поставивший нашумевший во Львове спектакль “У.Б.Н.” (“Украинский буржуазный националист”). Гринишин отмечает, что после “У.Б.Н” планировал поставить по этим пленкам спектакль на сцене львовского Театра имени Заньковецкой. “Остановили, во-первых, финансы, а во-вторых, директор. С ним были проблемы и тогда, когда мы “У.Б.Н” делали, а если бы мы захотели там пленки поставить, он бы там вообще…”, — сетует режиссер.
Но Гринишин все же использовал скандальные записи Мельниченко во благо искусства. Правда, не в качестве отдельного произведения, а при оформлении программки уже упомянутого спектакля “У.Б.Н”. Последняя состояла из 3-х частей: на нижнем были представлены слегка размытые тексты расшифровок скандальных пленок, после — отрывки из произведений Тараса Шевченко, Дмитрия Донцова, Евгения Маланюка, а также информация о спектакле. “Когда директору доложили о расшифровках пленок на наших программках, он их все собрал и выбросил из театра, — вспоминает режиссер. — Ему тогда звонил глава Администрации Владимир Литвин, а мы взяли как раз те места, где шла речь о ликвидации Гонгадзе”. Гринишин говорит, что именно после этих разборок у него появилась идея поставить спектакль по пленкам Мельниченко.
Впрочем, Гринишин и сейчас бы не отказался бы от представления “по Мельниченко”: “Сам материал для постановки — “в десятку”. Это же просто сок! Сегодняшние депутаты, чиновники, бюрократы — они же так думают, общаются так между собой! Единственное, что нужно было бы простроить костяк, историю, и на нее уж наложить эту драматургию”. Правда, тут же добавляет, что это должен быть частный проект, поскольку ни один театр не согласиться ставит такую вещь: директора опасаются, как бы чего не вышло.
Впрочем, сам Иван Драч, предложивший инсценировать пленки восемь лет назад, сегодня относится к своей идее без былого энтузиазма: “Спектакль был интересен тогда, когда президентом был Кучма, а сейчас что? Сейчас уже другая ситуация, да и Богдан Ступка болен...”
Так что, вряд ли украинцы в ближайшее время смогут увидеть на сцене старое-новое представление “по пленкам Мельниченко”. А ведь это, как отметил Мирослав Гринишин, была бы “с элементами гротеска, комедийными моментами, но, конечно,— драма”.
Олекса ШКАТОВ
Что скажете, Аноним?
[16:52 23 ноября]
[14:19 23 ноября]
[07:00 23 ноября]
13:00 23 ноября
12:30 23 ноября
11:00 23 ноября
10:30 23 ноября
10:00 23 ноября
09:00 23 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.