Фактически речь идет о том, что Украина не выполнила одну из важных предпосылок к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС. В связи с этим мы предлагаем альтернативный План действий для ЕС из восьми пунктов, а именно:
(1) определить и обнародовать четкие условия, результатом выполнения которых Украиной будет подписание Соглашения об ассоциации;
(2) обнародовать текст Соглашения путем его “слива” в СМИ;
(3) подписать Соглашения об ассоциации с Молдовой и, возможно, с Грузией после завершения переговоров независимо от состояния дел с Украиной;
(4) предоставить этим странам перспективу членства в ЕС как такую, на которую могут претендовать другие страны Восточного партнерства в случае проведения реформ;
(5) ускорить процесс визовой либерализации с Украиной;
(6) поддержать попытки Украины ввести стандарты ЕС в отдельных секторах;
(7) наладить каналы коммуникации с отдельными украинскими олигархами;
(8) создать на территории ЕС Центр исследования и информации Украины.
Летом нынешнего года был завершен процесс парафирования Соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом, переговоры по которому были объявлены завершенными в конце 2011 года. Известно, что Соглашение предусматривает не только политическую ассоциацию между Украиной и ЕС, но и создание так называемой глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли. При условии подписания, ратификации и надлежащего выполнения Соглашения об ассоциации — самого большого соглашения ЕС с третьей страной — Украина станет неотъемлемой составляющей процесса интеграции в Европе. Этот документ введет качественно новый формат отношений между Украиной и ЕС, а его результатом станет постепенная европеизация украинской экономики, политической системы, системы публичного администрирования и т.п. Можно утверждать, что в какой-то момент выполнение Соглашения будет рассматриваться как первый шаг к обретению Украиной членства в Европейском Союзе.
Но, учитывая то, как прошли недавние выборы в Верховную Раду, перспективу подписания Соглашения об ассоциации в ближайшее время можно считать довольно неопределенной. Со времени прошлого саммита Украина—ЕС, состоявшегося в декабре 2011 года, представители ЕС неоднократно отмечали, что выборы в ВР, а именно то, насколько свободными и справедливыми они будут, станут определяющими для дальнейшего развития отношений между ЕС и Украиной.
Два других “условия” также звучали в сообщениях из Брюсселя, а именно — прекращение избирательного правосудия и выполнение приоритетов Повестки дня ассоциации между Украиной и ЕС, прежде всего осуществление судебной реформы. Нечеткая формулировка условий, собственно, даже избежание такого слова, как “условие”, и слишком осторожный способ их подачи свидетельствуют: ЕС хотел оставить себе пространство для маневра на тот случай, если Украине не удастся соответствовать этим требованиям. Впрочем, нарушения во время избирательной кампании, и особенно на этапе подсчета голосов, носили такой откровенный характер, что даже некоторым членам Центральной избирательной комиссии пришлось это признать. А замглавы ЦИК Жанна Усенко-Черная даже заметила, что эти выборы были “наиболее грязными в истории независимой Украины”.Такое развитие событий значительно сужает набор реакций и действий со стороны ЕС накануне встречи министров иностранных дел стран — членов ЕС, во время которой ЕС должен определиться с судьбой Соглашения об ассоциации и политикой относительно Украины в дальнейшем. (По информации ZN.UA, в понедельник, 19 ноября, во время встречи министров решения относительно Украины не будет, его принятие переносится на неопределенный срок. — Ред.).
Как должен был действовать ЕС в ситуации, когда вопрос подписания Соглашения об ассоциации откладывается на неопределенный срок? Мы не повторяем общих призывов к большей поддержке гражданского общества, усилению контактов между людьми или академическим обменам. Эти рекомендации остаются важными и необходимыми; впрочем, они неоднократно озвучивались, и во многом очевидны. Такие действия дадут результаты в более отдаленной перспективе, в то время как сегодня речь должна идти о срочных мерах, которые потенциально могут изменить процессы в Украине и улучшить отношения между Украиной и Евросоюзом в кратковременной перспективе. Что именно мы предлагаем ЕС?
Во-первых, изложить в одном официальном документе четкие условия, которые Украина должна выполнить для того, чтобы ЕС пошел на подписание Соглашения об ассоциации! До сих пор были только высказывания (в частности, письменные) отдельных представителей институтов ЕС относительно препятствий, которые не позволят подписать Соглашение. Таким образом, кроме представителей украинской власти (которые лучше осведомлены о позиции ЕС благодаря дипломатическим каналам) и узкого круга экспертов, немногие в Украине понимают, чего именно Брюссель ожидает от Киева, чтобы Соглашение могло быть подписано. Формулировка и способ коммуникации и подачи этих условий одинаково важны. В соответствующем документе ЕС должен в который раз четко сделать ударение на неизменности своего стремления развивать отношения ассоциации с Украиной и определить приоритетные шаги для Украины в краткосрочной перспективе. Это должны быть шаги, связанные с улучшением ситуации с правами людей и основополагающими свободами (в частности, свобода СМИ и свобода мирных собраний), реформа судопроизводства, системы и практики государственных закупок, а также улучшение бизнес-климата. Именно на этих направлениях наблюдались серьезные проблемы в течение последних лет, а для быстрого улучшения ситуации не хватает только политической воли. Документ должен быть обнародован как обращение к обществу Украины, а не только к ее власти. Тогда документ станет предметом внимания общества и инструментом адвокатуры для различных общественных и политических игроков в Украине.
Во-вторых, текст Соглашения об ассоциации — желательна его украинская версия — должен попасть в СМИ и стать достоянием широкой аудитории! До сих пор предложение ЕС Украине является чем-то наподобие журавля в небе: многие говорят о Соглашении, но немногие его видели. Понятно, что текст Соглашения — объемный и громоздкий, переполнен юридическими терминами и фразами, которые мало о чем говорят обычному гражданину. Собственно, и нет смысла ожидать, что миллионы украинских граждан начнут интересоваться Соглашением, когда его текст станет доступным. Впрочем, журналисты, политики, бизнесмены, юристы и научные сотрудники начнут анализировать отдельные положения Соглашения, представляющие для них наибольший интерес. Хотя сначала, вероятно, текстом Соглашения заинтересуется только узкий круг “посвященных” — со временем он может стать источником цитирования и даже изменить публичный дискурс в Украине относительно содержания европейской интеграции.
В-третьих, подписать и ратифицировать соглашения об ассоциации с Молдовой и Грузией, как только переговоры с этими странами будут завершены! Что касается Грузии, безусловно, ее новое правительство еще должно продемонстрировать уважение к европейским ценностям на практике и готовность к реформам. Но не следует ждать, когда украинская власть создаст условия для подписания Соглашения, и медлить с другими странами Восточного партнерства только потому, что Украина была первой страной, с которой переговоры начаты и завершены. Таким образом ЕС убьет двух зайцев сразу: во-первых он покажет, что провозглашенный им принцип “больше за большее” (чем больше уважения к общим ценностям и политической воли к осуществлению реформ демонстрирует страна, тем на большую поддержку со стороны ЕС она может рассчитывать) применяется не только на словах, но и на практике. Во-вторых, ассоциация ЕС с Молдовой и Грузией станет важным раздражителем для украинской власти и инструментом давления на нее со стороны проевропейской части политиков и общества. Процесс переговоров относительно Соглашения с Украиной во многом смоделировал этот документ, уже не говоря о том, что и своим названием Соглашение об “ассоциации” (не соседства или еще как-нибудь) обязано Украине. Если Молдова и Грузия получат этот документ раньше Украины, это еще больше подорвет легитимность внутренней и внешней политики действующей украинской власти и откроет пространство возможностей для перемен.
В-четвертых, рассмотреть возможность предоставления Молдове, не исключено, и Грузии, пусть неблизкой, но все же однозначной перспективы членства в ЕС! Сформулировать “предложение” таким образом, чтобы было понятно, что это решение ЕС не является результатом давления со стороны Румынии относительно Молдовы и со стороны США относительно Грузии. Иначе говоря, оно должно быть преподнесено как взвешенное решение, не являющееся результатом давления или лоббирования извне. Тем более что предпосылки для такого решения со стороны ЕС заложены в принципиальных документах Европейского Союза (известная статья 49 Договора о Европейском Союзе). Очень важно, чтобы ЕС четко отметил, что такое “предложение” в перспективе касается и любой другой страны Восточного партнерства, при условиях уважения последней общих ценностей и демонстрации политической воли к осуществлению реформ. Таким образом, украинские политики и общество поймут, что шанс однажды стать членом ЕС — реальный, стоит только Украине провести необходимые реформы. Сегодня в Украине многие не верят, что ЕС когда-либо решится предоставить Украине эту перспективу. Четкая перспектива членства Молдове и Грузии, впрочем, станет и опосредствованной перспективой членства для Украины, но без каких-либо обязательств со стороны Брюсселя.
В-пятых, немедленно ускорить процесс либерализации визового режима с Украиной! Как первый шаг Европейский парламент должен как можно скорее ратифицировать уже согласованные изменения в Соглашение об упрощении оформления виз. Далее, консульства стран — членов ЕС должны стать более доброжелательными к визовым заявителям. Действующие практики стран — членов ЕС часто бьют не только по простым украинцам, но и лицам, которые вносят значительный вклад в развитие контактов между людьми Украины и ЕС, — писателям, общественным активистам и т.д. Эти практики часто связаны с избирательным трактованием и выполнением Соглашения об упрощении оформления виз и наносят ущерб имиджу ЕС в глазах десятков тысяч украинцев. Сложные процедуры оформления виз в страны ЕС выставляют Евросоюз не в лучшем свете, особенно на фоне либеральной политики России относительно украинских граждан. И наконец, ЕС должен еще раз подчеркнуть, что отмена виз для украинских граждан может стать реальностью тогда, когда Украина сделает те шаги, о которых говорится в Плане действий относительно безвизового режима. Украина еще не выполнила все требования первого, законодательного этапа этого документа, тогда как Молдова, получившая такой План позже Украины, уже готова начать выполнение второго этапа.
В-шестых, поддержать попытки Украины ввести европейские стандарты в тех секторах, которые важны для будущего Соглашения об ассоциации, где уже наблюдается прогресс и нет откровенного противостояния или блокирования процесса адаптации со стороны заинтересованных влиятельных лиц! Приземленные технические стандарты должны быть внедрены рано или поздно в любом случае. Если есть возможность достичь прогресса в таких сферах уже сегодня, не дожидаясь официальных рамок Соглашения об ассоциации, то этой возможностью необходимо воспользоваться. Такая подготовка ускорит и упростит выполнение Соглашения, когда оно вступит в силу.
В-седьмых, найти каналы коммуникации с отдельными украинскими олигархами! Политика в Украине, как и во многих других постсоветских странах, — это двойная игра. То, что происходит в публичной сфере, часто является только вершиной айсберга или даже подменой понятий, тогда как реальные решения часто принимаются за кулисами, и далеко не теми людьми или учреждениями, которые наделены формальными полномочиями их принимать. Нахождение каналов коммуникации с ними не означает, что ЕС принимает “сомнительное” происхождение состояний этих лиц или соглашается с поддерживаемыми ими непрозрачными и неконкурентными правилами игры. Речь идет о том, что ЕС может использовать дополнительные каналы влияния на Украину за пределами традиционного партнера — официальной украинской власти. Цель — донести непосредственно до них информацию о том, какие выгоды Соглашение об ассоциации даст украинской экономике и самим олигархам, в чьих руках сосредоточена значительная доля украинской экономики, и какие шаги, соответственно, ЕС ждет от Украины. Безусловно, выполнение Соглашения в краткосрочной перспективе потребует значительных затрат, связанных с внедрением стандартов. ЕС должен предусмотреть предоставление соответствующей поддержки при условии наличия политической воли к проведению реформ. Такой прямой диалог с некоторыми серыми кардиналами украинской политики может способствовать положительным сдвигам на официальном уровне.
В-восьмых, создать Центр исследования и информации Украины, цель которого повысить осведомленность о современной Украине — ее политике, экономике, праве, обществе, культуре и т.д. Такой центр должен публиковать недельный аналитический бюллетень, а также ежемесячный специализированный журнал по разным вопросам, касающимся Украины. Он также мог бы организовывать ежегодные конференции, ежемесячные экспертные круглые столы, другие публичные мероприятия с участием исследователей из академической среды, представителей аналитических центров, журналистов, общественных активистов и политиков стран ЕС, которые интересуются и контактируют с Украиной.
Причиной многих проблем в отношениях между Украиной и ЕС в течение последних двадцати лет стала огромная нехватка знаний, а соответственно — и внимания к Украине, территориально самой большой европейской стране, со стороны разных государств Европы. Даже высокие должностные лица министерств иностранных дел многих стран ЕС, представители международных организаций, влиятельные журналисты ведущих европейских СМИ и эксперты аналитических центров часто оперируют распространенными стереотипами и клише, когда речь идет об Украине. Ни у одной из стран —членов ЕС нет эквивалента Гарвардского института украинских исследований в Массачусетсе или Канадского института украинских студий в Альберте. Существует необходимость в создании хотя бы одного центра, который бы регулярно готовил и издавал тематические публикации и глубокие исследования, открываюшие современную Украину. Такой центр мог бы частично или полностью финансироваться украинской стороной; однако компетентность его исследований, профессиональная репутация, отстраненность от заангажированных лиц и положение над политикой должны быть обеспечены таким образом, чтобы эти составляющие не вызывали сомнений.
Вышеперечисленные меры, при условии их незамедлительного и одновременного выполнения, могут принести ощутимые результаты в отношения между Украиной и ЕС на протяжении, скажем, следующих трех—пяти лет. Они не требуют значительных затрат со стороны ЕС, но могут способствовать изменению баланса сил в Украине в пользу тех групп общества, которые заинтересованы в реформах и приближении к ЕС. Кроме того, они могут существенно улучшить восприятие Украины и ЕС друг другом. Украина — важная страна для трансатлантической безопасности. Удачная трансформация Украины положительно скажется на трансформационных процессах на постсоветском пространстве и в Черноморском регионе. Если процесс создания украинского государства потерпит неудачу, негативные последствия могут стать ощутимыми далеко за пределами Украины.
Что скажете, Аноним?
[07:00 27 декабря]
[13:00 26 декабря]
[07:00 26 декабря]
08:10 27 декабря
08:00 27 декабря
07:50 27 декабря
07:40 27 декабря
07:30 27 декабря
19:00 26 декабря
18:50 26 декабря
18:40 26 декабря
18:25 26 декабря
16:00 26 декабря
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.