В четверг, 7 февраля, Верховная Рада закрепила в Конституции Украины курс на европейскую интеграцию и вступление в НАТО. Однако этот шаг парламентариев никак не повлияет на перспективы Украины в вопросе вступления в Европейский Союз и НАТО. Такое мнение высказал “Апострофу” дипломат, главный советник Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Василий Филипчук.
Конституция в цивилизованных странах — это документ, определяющий основные принципы функционирования государства на десятилетия или даже сотни лет. А внешнеполитические инструменты меняются и адаптируются к международной ситуации, внутренним политическим и экономическим интересам и приоритетам, внешним вызовам, угрозам и так далее. Поэтому в европейских странах внешнеполитические цели и задания фиксируются не в Конституции, а в соответствующих нормативных актах — policies, государственных политиках.
В одних случаях это — законы, а чаще решения правительств или вообще — внешнеполитических ведомств. Есть только одно исключение, когда внешнемолитическая цель — вступление в ЕС и НАТО — было зафиксировано в Конституции. Такой страной была маленькая Черногория, которая из-за очень “особых” отношений с Сербией решила включить этот пункт в Конституцию. Ни одна другая страна Европы — ни те, которые вступили в ЕС или НАТО, ни те, которые вступали — этого не делали.
Другое дело — вступление в ЕС. Когда страна вступает в ЕС, тогда действительно нужен референдум и даже изменения в Конституцию, поскольку часть суверенных конституционных прав передается наднациональному органу — Еврокомиссии. В таком случае есть потребность в конституционных изменениях. Но для того, чтобы идти в том или ином направлении, нет необходимости фиксировать это в Конституции, поскольку Конституция четко указывает, что основы внешней политики закреплены за Верховной Радой, а внедрение относится к функциям президента, как и представительствам Украины за рубежом. Поэтому Верховная Рада и принимается документ, который называется “Основы внутренней и внешней политики”, где фиксируются те или иные внешнеполитические цели и задачи. Если что-то меняется, то соответственно такие изменения вносятся в этот закон. При этом нет никакой практической, теоретической или любой другой необходимости вносить изменения в Конституцию.
Зачем нужно было вносить изменения в Конституцию Украины сейчас? Очевидно, перед выборами нет реального прогресса по важным для общества вопросам и власти нужно что-то показать. И значительно проще найти пару слов для изменений в Конституции, чем продемонстрировать например реальный прогресс в борьбе с коррупцией или контрабандой, ремонт дорог или повышение уровня жизни.
Но эти изменения в Конституцию не будут иметь каких либо последствий для наших отношений с ЕС и НАТО. Украинцы продемонстрировали свои европейские стремления на Майдане, когда люди шли под пули с флагами Европейского Союза. Сейчас нужно демонстрировать амбиции реальными реформами, а не словами — даже в таком серьезном документе как Конституция Украины.
О вступлении в ЕС
Отношения с ЕС определены на многие десятилетия вперед. В Соглашении об ассоциации четко предусмотрено, что вопрос о будущих отношениях сторон остается открытым. А в заявлении ЕС от 15 декабря 2016 года, когда было завершено ратификацию Соглашения об ассоциации, четко указано, что это соглашение не предоставляет нам статуса кандидата и не создает предпосылок для предоставления такого статуса в будущем.
Что бы мы ни писали, есть согласованный документ, который является частью вступления в силу Соглашения об ассоциации — и именно он определяет наши отношения на 30-40 лет. В свое время и президент Еврокомиссии Юнкер, и канцлер ФРГ Меркель, и другие руководители государств ЕС неоднократно говорили, что как минимум на 20-30 лет вопрос вступления Украины в ЕС снимается с повестки дня. Есть соглашение — выполняйте, а все остальное не имеет никакого значения. Можно на всех стенах писать ЕС — но это никоим образом не повлияет на отношения с Евросоюзом.
По НАТО ситуация другая. Она заключается в том, что в 2008 году было четко зафиксировано, что будущее Украины в НАТО. Но это была пилюля, чтобы подсластить решение не давать нам План действий по членству (ПДЧ).
На сегодня подавляющее большинство стран-членов против того, чтобы нам давать ПДЧ или принимать Украину в состав стран-членов НАТО. Да, по большому счету мы отвечаем большинству критериев членства в НАТО, но НАТО — это альянс, в уставе которого написано, что вступление новой страны должно усиливать общую безопасность стран-членов НАТО. У нас же прямой конфликт с Россией, и от того, как мы его урегулируем и будут определяться наши перспективы вступления в НАТО.
Вступление Украины в НАТО сейчас является “билетом на войну” с Россией для стран НАТО. А они не планируют в ближайшие десятилетия входить в прямое военное столкновение с РФ. Поэтому вопрос о вступлении в НАТО будет зависеть прежде всего от того, как мы урегулируем отношения с Россией. И только после того, как конфликт будет урегулирован, можно будет всерьез говорить о вступлении Украины в альянс. При этом не имеет никакого значения, будет зафиксирована эта цель в нашей Конституции или нет.
Большая часть быдла разводится на такие мульки. Думать то нечем.
Что скажете, Аноним?
[16:52 23 ноября]
[14:19 23 ноября]
[07:00 23 ноября]
13:00 23 ноября
12:30 23 ноября
11:00 23 ноября
10:30 23 ноября
10:00 23 ноября
09:00 23 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.