Возможно, это событие будет приурочено к какой-либо знаменательной дате, например, к годовщине образования КНР 1 октября.
До этого китайскому авианосцу еще предстоит обрести имя и командира. Официально утвержденного названия у корабля до сих пор нет, а распространенное в иностранных СМИ наименование “Ши Лан” (так звали знаменитого адмирала династии Цин) действительности не соответствует, что было подтверждено на днях представителями китайского минобороны.
Как правило, боевые и вспомогательные корабли китайского флота получают идеологически нейтральные названия в честь географических объектов — от городов до озер и горных хребтов. История КНР — материя изменчивая и опасная, лишний раз ее лучше не касаться. Вероятно, что это правило будет соблюдено и сейчас.
Первый учебный курс по подготовке командиров авианосцев был разработан в военно-морской академии Гуанчжоу еще в конце 1990-х годов. Предположения Jamestown Foundation о том, что командиром корабля назначен выпускник этого курса Бай Яопин, однако, ничем пока не подтверждаются.
Почему сейчас
Главным свидетельством предстоящего выхода “Варяга” в море является сам характер освещения проекта его достройки китайскими СМИ. То, что “Варяг”, купленный в 1998 году недостроенным на Украине, станет первым китайским авианосцем, никогда не было тайной. Даже если бы у китайских властей возникло желание засекретить этот факт, сделать это было бы невозможно.
Расположение Даляньского судостроительного завода, осуществлявшего достройку “Варяга”, таково, что крупное судно здесь всегда видно с множества точек, доступных для праздной публики, например, из окон окрестных лавок и магазинов.
Неудивительно, что детальные фото достройки “Варяга” публиковались на китайских форумах почти ежедневно на протяжении последних нескольких лет. Отказ китайских властей в течение всего этого времени признавать и комментировать очевидное, видимо, был связан со стремлением избежать общественного и политического прессинга со стороны публики, желающей поскорее увидеть новую военную игрушку во всей красе.
Как только игрушка была собрана и покрашена, и ее официальной демонстрации уже ничто не могло помешать, последние причины для молчания исчезли. Первым признал факт существования проекта начальник Генштаба НОАК Чэнь Биндэ в своем июньском интервью гонконгской газете “Сянган Шанбао”. Однако полноценное и развернутое заявление на эту тему было сделано лишь в среду официальным представителем министерства обороны Гэн Яньшэном.
Зачем он нужен
Именно за заявлением Гэна последовала соответствующая важности момента кампания в китайских СМИ, суть которой можно свести к единственному тезису: “китайский авианосец — самый мирный авианосец на земле”. В китайских государственных СМИ подчеркивается, что никаких конкретных сценариев боевого применения китайского авианосца не существует, а сам проект носит главным образом репутационный характер. Особенно часто указывается, что авианосная программа не связана с обострившимися в последнее время территориальными спорами между Китаем и странами АСЕАН в Южно-Китайском море.
В мире, где авианосцы есть не то что у Аргентины с Бразилией, но даже у Таиланда, великому Китаю обходиться без авианосца неприлично — таков, по сути, главный довод в пользу правомерности и обоснованности строительства авианосца, приводимый в китайском официозе. В более развернутом виде политическая мотивация к созданию авианосца изложена в недавно изданной книге с характерным названием “Китаю нужны авианосцы” известного военного комментатора Ли Цзе.
Прежде всего, по мнению Ли Цзе, в отсутствие авианосца Китай не будет восприниматься как великая мировая держава. Во вторых, сам факт наличия авианосца будет сдерживающим фактором для потенциальных агрессоров, готовых напасть на Китай.
В третьих, что особенно важно, авианосец необходим для выполнения Китаем международных обязательств, вытекающих из его нового положения в мире. Ли Цзе говорит о возможности использования авианосца для демонстрации флага в отдаленных районах, участия в различных антитеррористических и гуманитарных операциях и тому подобных задачах.
Следует отметить, что такое применение китайского флота потребует изменения действующих принципов китайской внешней политики. В соответствии с ними, КНР пока не стремится играть первую скрипку в решении или обсуждении международных проблем, непосредственно не затрагивающих ее национальную безопасность.
Что с ним будут делать
В ближайшие годы китайский авианосец действительно будет оставаться самым мирным авианосцем в мире. Гэн подтвердил давно высказывавшееся многими наблюдателями предположение о том, что “Варяг” будет главным образом учебным и экспериментальным кораблем, готовящим почву для следующего, “настоящего” китайского авианосца.
На данный момент известно не менее трех типов самолетов, предполагаемых к базированию на “Варяге”. Это истребитель J-15 (китайское подражание Су-33), морская версия учебного самолета JL-9 и некий прототип двухмоторного палубного самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления, по внешнему виду отдаленно напоминающий американский E-2C Hawkeye. На данный момент имеются лишь отдельные некачественные фото этого самолета в интернете.
Все три типа самолетов проходят испытания и пока что к серийному производству не готовы. После их запуска в производство годы уйдут на подготовку летчиков палубной авиации. Наконец, предстоит отладка и доводка самого корабля, укомплектованного большим количеством новых для китайского флота систем — от АСУ и радиолокационных станций до новых типов зенитных артиллерийских и ракетных комплексов.
Китайская сторона не делает особого секрета из места строительства следующего, “настоящего” китайского авианосца. Топ-менеджер расположенного в Шанхае Цзяннаньского судостроительного еще в апреле 2010 года отрапортовал по телевидению о том, что его предприятие завершило подготовку к строительству авианосца. Широко известны и фото, сделанные на территории предприятия с вывешенными там транспарантами, гласящими, что завод к выполнению ответственного задания готов.
Следующий китайский авианосец едва ли будет копией “Варяга”: работы по проектированию авианосца китайцы ведут уже три десятилетия, как сами, так и с привлечением российских партнеров. Ими изучено с полдюжины иностранных образцов, начиная с отбуксированного в КНР для разделки в 1988 году австралийского “Мельбурна”, заканчивая французским “Фошем” и закупленными после распада СССР тяжелыми авианесущими крейсерами “Киев” и “Минск”. Сам советский проект “Варяга” (1143.5) в настоящее время российскими военными признается не особенно удачным, и его переработка, по-видимому, была причиной затягивания достройки корабля в Китае. А старший брат “Варяга” — единственный российский авианосец “Адмирал Кузнецов” — страдает от хронических проблем с силовой установкой, имеет слабую авиагруппу и не способен нести самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, которые разрабатываются в КНР.
Василий КАШИН
Что скажете, Аноним?
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
[11:40 26 ноября]
19:30 26 ноября
19:15 26 ноября
18:00 26 ноября
17:50 26 ноября
17:40 26 ноября
17:30 26 ноября
17:15 26 ноября
17:00 26 ноября
16:45 26 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.