Правительство решило подчинить “Укрзалізницю” напрямую себе, отобрав функции по управлению железной дорогой у Министерства инфраструктуры. Это решение было принято в среду утром на заседании Кабмина, о котором, кроме узкого круга посвященных, никто не знал.
“Экономическая правда” со ссылкой на свои источники сообщила, что из устава монополии убрали положения, согласно которым “Укрзалізниця” в своей деятельности руководствуется в том числе приказами Министерства инфраструктуры, а Кабинет Министров как единый акционер “Укрзалізниці” от имени государства теперь получил право подавать в наблюдательный совет компании своих представителей. К слову, Гройсман уже давно настаивал на изменении состава наблюдательного совета “Укрзалізниці”. Еще в октябре прошлого года он заявлял, что необходимо вычистить из набсовета всех чиновников и завести туда независимых профессионалов.
В результате изменений устава “Укрзалізниці” Министерство инфраструктуры потеряло право подписывать договоры с главой наблюдательного совета и председателем правления госкомпании, определять направления ее деятельности, утверждать финансовый план, годовой отчет и численность персонала. “Укрзалізниця” теперь не должна предоставлять министерству консолидированную отчетность.
Государственный секретарь Мининфраструктуры Андрей Галущак пояснил публике, что такое решение принято с целью повышения эффективности управления госкомпанией.
Председатель правления “Укрзалізниці” Войцех Балчун был очень рад такому решению. “Мы приветствует любые шаги, направленные на повышение эффективности функционирования компании”, — написал на своей странице в Facebook Войцех Балчун, который руководит украинской железнодорожной компанией с мая прошлого года.
По словам Балчуна, за неполный год ему удалось стабилизировать управление госкомпанией, упростить тендерные процедуры по закупке запчастей и топлива, увеличить количество поставщиков топлива и добиться снижения цен. “Я могу сказать, что за счет реформирования закупок мы в этом году (2016 г. — “ДС”) сэкономили 500 млн грн”, — рассказывал о своих успехах Балчун в конце прошлого года. Кроме того, “Укрзалізниця” начала кампанию по ремонту вагонов и локомотивов, маршруты скоростных поездов были продлены до Польши, и впервые за много лет госкомпания показала прибыль по итогам года — около 300 млн грн. Для сравнения: по итогам 2015 г. она получила 17 млрд грн убытков.
Однако рассказы Балчуна о своих успехах не вызывали восторга у Омеляна. Наоборот, критика министром инфраструктуры главы “Укрзалізниці” с каждым днем становилась все жестче. Омеляна раздражали низкие, по его мнению, темпы реформирования компании. “Я ожидаю гораздо лучшего результата”, — заявил в начале этой недели министр инфраструктуры и потребовал, чтобы Балчун до конца текущего месяца отчитался о проделанной работе.
Владимир Омелян возглавил Мининфраструктуры по квоте “Народного фронта” и входит в группу министров, на которых распространялось влияние теперь уже бывшего премьер-министра Арсения Яценюка. Новый глава правительства Владимир Гройсман благоволит к Балчуну. “Я считаю, что Балчун — реформатор”, — одно из последних одобрений деятельности премьером.
По мнению директора Центра транспортных стратегий Сергея Вовка, Балчун за время руководства “Укрзалізницею” мог бы сделать на своем посту значительно больше — добиться большей прозрачности в финансовых потоках и сделать более понятной тарифную политику компании. Последнее анонсированное изменение железнодорожных тарифов предполагало их повышение в текущем году на 25%. “Но не понятно, почему на 25%, а не на 27% или еще больше”, — сказал эксперт.
Сергей Вовк уверен, что хотя Балчун и освободился от критики министра инфраструктуры, однако только через полгода станет понятно, достаточно ли у него компетенции на управление “Укрзалізницею”.
“Укрзалізниця” — компания с большими финансовыми потоками и огромным влиянием на украинскую экономику. Она обеспечивает 82% грузовых и около 50% пассажирских перевозок в стране, ее годовой доход достигает 60 млрд грн, стоимость инвестиционных программ исчисляется миллиардами гривень. Эта компания — покупатель номер один дизельного топлива в стране. Поэтому, по словам Сергея Вовка, борьба за контроль над ее финансовыми потоками была всегда острой.
Очевидно, что в результате нововведения Кабмин стал ближе не только к финансовым потокам и рычагам управления госкомпанией, но к вопросу установления железнодорожных тарифов, которые всегда были очень чувствительным вопросом для украинской промышленности. Каждое запланированное повышения тарифов вызывало решительные протесты владельцев крупного бизнеса.
Например, анонсированное на этот год повышение железнодорожных тарифов бизнес оценивает в 10 млрд грн дополнительных расходов, которые понесут экспортеры металла, железорудного сырья, зерна, а также предприятия тепловой энергетики, которые по железной дороге получают уголь для своих ТЭС. Поэтому железнодорожные тарифы — действенный рычаг влияния правительства на олигархов. Что касается Мининфраструктуры, Омеляна и “Народного фронта”, то для них утешительным призом остается контроль над администрацией морских портов, где недавно была произведена замена руководства.
Александр СУКОВ