Во время очередного снегопада, в начале марта, Светлана Берзина и ее коллеги на проспекте Победы в Киеве взяли пробу снега и отправили на анализ в лабораторию в Харькове. Результаты оказались шокирующими. Но в киевской мэрии их не воспринимают всерьез.
“Страна” разбиралась в ситуации.
“А потом это попадает в Днепр, и в виде осадков нам на головы”
Важное уточнение: экологи взяли на анализ не саму смесь, которой посыпают дороги, а снег, который ею посыпали. По факту, на исследование в Украинский институт экологических проблем в Харькове поехала уже талая вода.
“Проба снега была отобрана по специальной методике для определения состава и качества сточных вод. Эта методика утверждена приказом Минприроды и является нормативным документом для проведения подобных исследований. Проба бралась на участке 10 кв.м. Отбирали не то, чем посыпали “с дороги”, а снег через час после посыпания, т.е. смешанную пробу снега. Такой подход соответствовал цели — мы хотели исследовать не смесь, которой посыпают, — а результат, т.е. качество талой воды”, — объясняет Светлана Берзина “Стране”.
По ее словам, исследование самой смеси было бы не показательно — так как попадая на дорогу, она смешивается со снегом, и когда он тает, попадает в сточные воды, на машины, одежду людей и в атмосферу (воздух и осадки). То есть, экологи оценивали ее воздействие на окружающую среду.
К тому же, к самой смеси в чистом виде у них доступа не было. Для проверки состава смеси нужно было получать официальное разрешение, а это значило бы поставить в известность коммунальщиков о предстоящем визите. А в таком случае исследование было бы невозможно без участия “заинтересованной стороны”. Анализ уже не имел бы смысла.
“Любая организация может подготовится к проверке, если ее предупредили. А предупредить по нашему законодательству необходимо. Даже если это проверка госорганами. Поэтому, даже если бы мы получали разрешение, то получили бы доступ к смеси не той, которой посыпали, а к той, к которой нас хотели бы допустить”, — отмечает Светлана Берзина.
По ее словам, экологи специально выбрали лабораторию в Харькове. “Эта лаборатория одна из лучших в стране, специализирующаяся на оценке качества сточных вод и от “заинтересованных лиц” подальше”, — говорит Берзина.
Результат исследования оказался удивительным. В пробе снега обнаружили в 130-300 раз превышение хлоридов и повышенный pH. Протокол проверки Светлана выложила на своей странице в Фейсбук.
Она акцентирует, что весь процесс, начиная с поиска машин на дорогах (по навигации), отбора и пломбирования пробы, зафиксирован на видео и оформлен документально в присутствии четырех экспертов.
“Видео мы сейчас монтируем и планируем опубликовать позже, ближе к концу расследования”, — рассказывает Светлана Берзина.
Повышенный рН свидетельствует о повышенной мылкости воды, т.е. в смесь скорее всего добавляли определенные реагенты. “Лаборатория ограничена в своих технических возможностях и точно не смогла установить, что именно это за вещества. Я предполагаю, что это могут быть ПАВы — т.н. поверхностно-активные вещества. Как правило, ПАВы — это химические смеси, которые могут содержать вещества, опасные для окружающей среды и здоровья человека”, — рассказывает Светлана.
Теперь насчет хлоридов — откуда они взялись на заснеженной дороге в таком количестве? Как говорит Светлана, это может быть как просто соль (соль состоит из натрия и хлора, химическое название соли — хлорид натрия), так и смесь содержащая другие соединения хлора.
“Хлориды — вещества очень активные в окружающей среде, хорошо растворимые в воде. Они даже могут разъесть провода, проложенные под землей. Под их воздействием может наступить коррозия труб и различных металлоконструкций. Хлориды также наносят вред обуви, одежде, машинам, лапам животных, вызывают аллергию. Мы, собственно, и решили проверить, чем у нас зимой дороги посыпают, потому что на себе заметили этот вред. Уверена, и вы замечаете, что обувь после зимней прогулки не отмывается от налета, машины портятся, у некоторых даже ткань джинсов разъедается от этой смеси”, — перечисляет опасные свойства хлоридов эксперт.
“А потом талая вода попадает в Днепр через ливневую канализацию без надлежащей очистки, и в виде осадков выпадает на город и наши головы”, — подытоживает в разговоре со “Страной” Светлана Берзина.
Чем посыпают дороги в Украине и в мире?
Эколог настаивает, что существует альтернативные методы борьбы со снегопадом и гололедом, экологически безвредные, и их давно используют во всем мире.
В Европе, к примеру, метод разбрасывания песка и прочих абразивных (твердых и мелкозернистых) материалов называют фрикционным: гололед этим способом полностью не устранить, но сцепление с дорогой улучшается. Главное условие для использования этой технологии — дороги нужно чистить практически до асфальта сразу после снегопада или во время него. В некоторых городах Европы даже существуют специальные ящики с гравием, расставленные для пешеходов, чтобы жители могли сами разбросать песок, если очень скользко.
Американцы и канадцы для очистки улиц и тротуаров используют в основном хлорид магния. MgCl2 cодержит меньше хлора, чем остальные хлориды, а его эффективность при меньшем расходе значительно выше.
Третий вариант — кальциево-магниевый ацетат. Для металлов он не вреднее воды, да и на окружающую среду оказывает небольшое влияние за счет отсутствия иона хлора. Однако этот препарат можно использовать при условиях до минус 7 °С. Популярным средством также является хлорид кальция.
Украина же до сих пор руководствуется совдеповскими нормами, которые безнадежно устарели. И даже их, как показало исследование, киевские коммунальщики не выполняют.
По идее в смеси должно быть только два компонента — соль и песок, в определенной пропорции.
“В основе песчано-соляной смеси (ППС) — речной или карьерный песок, смешанный с технической солью (хлористым натрием) в определенной пропорции. Регламентный документ Минрегиона устанавливает требование, что при температуре до —15 градусов содержание соли не должно превышать 30%. Отмечу, что это в 2 раза больше, чем в европейских стандартах. Общее количество смеси, не должно превышать 300 г/ кв.м, в исключительных случаях (на спусках, остановках, где есть необходимость экстренного торможения), можно увеличивать дозу до 500%”, — объясняет Светлана Берзина.
Правильные пропорции смеси возможно соблюсти только на производстве. Но эксперт подозревает, что судя по результатам анализа пробы, пропорции в смеси были нарушены — коммунальщики посыпали на дороги больше соли, чем следовало по стандарту. А саму смесь сделали абы как, и, вероятно, не на производстве -а, грубо говоря, где-то “во дворе”.
“Скорее всего, в целях экономии смесь готовили в “гаражных условиях”. Также очевидно, что в состав смеси добавлены и другие реагенты, помимо соли и песка. Отсюда — такой результат исследований”, — говорит Светлана Берзина.
Группа экологов уже отправила запросы в киевскую мэрию (КГГА) — с просьбой предоставить документы на то, чем посыпали дорогу (на проспекте Победы) 6 марта. Ответа пока не получили.
Что об этом говорят в киевской мэрии?
В КГГА к исследованию Берзиной отнеслись, мягко говоря, скептично.
В частности, там не могут понять, почему экологи брали пробу снега со смесью, а не самой смеси. По их мнению, если бы анализировали смесь, то это как раз и было бы показательно. А так — мол, в снег помимо смеси могло попасть все, что угодно — мусор, грязь, следы от шин авто. Так что само исследование Берзиной называют “домыслами” и поначалу даже комментировать отказываются.
“То есть анализировать саму смесь — не репрезентативно, а снег, в который могло попасть что угодно — репрезентативно?”, — задается вопросом в диалоге со “Страной” советник заместителя мэра Киева по вопросам ЖКХ Алексей Тихонов.
Он считает правильным проводить анализ самой солевой смеси. “Сейчас это сделать уже можно только на складе. Но если есть желание, в следующем году мы можем это сделать прямо из машины или трактора”, — добавляет он.
“Я подчеркиваю, что для анализа были взяты не посыпочные материалы, а вода. Кроме того, хлориды образуются в результате реакции одних веществ с другими. Поэтому здесь много сопроводительных факторов, которые нужно учитывать”, — комментирует “Стране” Юлия Грамотная, советник профильного заместителя главы КГГА Петра Пантелеева.
К тому же, в мэрии интересуются — почему киевскую воду тестировали в Харькове?
“Я не против введения новых технологий и учета мнения экологов, но только в тех случаях, когда нас критикуют справедливо. Жаль, что единственное, за счет чего дают о себе знать наши экологи это бешеная критика всех действий власти. Это при том, что сама Светлана к нам не обращалась и не предлагала провести экспертизу смеси”, — отмечает Юлия Грамотная.
Правда, на это Светлана Берзина отвечает, что специально провела исследование в Харькове, чтобы как можно меньше оно зависело от столичных властей.
Так все-таки, что же за средства используются для посыпания дорог от гололеда и снега зимой?
“Если бы коммунальщики посыпали снег хлором, это было бы боевое химическое оружие”
Обслуживанием дорог занимается КК “Киевавтодор” и его районные подразделения КП “ШЕУ”. Сами эти КП и закупают посыпочный материал для дорог через систему “Прозорро”.
В одном из киевских ШЕУ “Стране” сказали, что используют только соль и песок, больше никакими другими веществами дороги не посыпают. В основном, потому, что соль и песок — самое дешевое, что можно найти для этих целей.
Юлия Грамотная также уверяет: для посыпки дорог используют только два вида посыпочного материала — соль и песок. Никаких других реагентов не добавляют.
То же самое нам сообщил советник заместителя мэра Киева по вопросам ЖКХ Алексей Тихонов.
“Если у вас спресованный и утрамбованный снег либо лед, то соль бесполезна. В этом случае используют песок. Потому что кварц имеет очень развитую поверхность и убирает скольжение”, — объясняет “Стране” тонкости столичной борьбы с гололедом Алексей Тихонов. “Если же у вас каша, жидкий и тающий снег — используют соль, так как солевой раствор имеет более низкую температуру замерзания. Соль не даст воде замерзнуть. Как правило, используют промышленную соль, неочищенную — на вид как “артемовская соль”.
“Песок и соль — это наиболее безопасные реагенты, учитывая цену, — комментирует Юлия Грамотная. — Для всего остального — необходимы тщательные исследования и средства, скорее всего значительно более высокие. В Автодоре общались с коллегами дорожниками из городов Италии, Германии, Швейцарии — многие из них, наоборот, отказались от дорогостоящих реагентов и вернулись к соли. Ведь другие реагенты в десятки раз дороже, а эффект не столь разнится”.
В мэрии искренне удивляются — откуда в пробе взялось такое заоблачное превышение нормы хлоридов. И о каком нарушении норм использования смеси может идти речь.
“Формула соли NaCl — натрий хлор. Но если вы растворите соль в воде, то вы не отравитесь. Мало того, солевой раствор рекомендуют для промывки слизистой. Соль не приводит к повышению хлора в снегу. Потому результата анализа я не понимаю, и что это за методика — не знаю. Если бы коммунальщики посыпали снег хлором, это было бы боевое химическое оружие”, — комментирует Алексей Тихонов.
Как бы там ни было, в конце апреля эколог Светлана Берзина планирует вынести вопрос влияния этой смеси на окружающую среду на расширенное заседание общественного совета при Минприроды, который она возглавляет. И если понадобится, проведет повторную, более тщательную экспертизу — уже в европейской лаборатории, чтобы ни у кого не возникало сомнений в ее достоверности.
Анастасия ТОВТ
Что скажете, Аноним?
[13:40 26 ноября]
[11:40 26 ноября]
16:00 26 ноября
15:40 26 ноября
14:45 26 ноября
14:30 26 ноября
14:10 26 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.