Самым худшим вариантом развития ситуации была бы жесткая борьба за власть внутри КНДР с попыткой вмешательства извне.
О новом молодом руководителе Северной Кореи, возможных реформах и о том, как теперь будут строиться отношения КНДР с внешним миром, в интервью “Газете.Ru — Комментарии” рассказал заведующий сектором общих проблем Азиатско-Тихоокеанского региона ИМЭМО РАН Александр Федоровский.
— Как будут теперь развиваться события в КНДР? Удержит ли Ким Чен Ын власть?
— Самый сложный вопрос: сейчас это невозможно предугадать. Надо готовиться к тому, что будет какой-то переходный период, за время которого северокорейская элита должна представить своим согражданам и миру новую иерархию власти.
— Это означает, что Ким Чен Ыну нужно время? Или что лидером будет вообще не он?
— Никто не возьмется предсказывать это сегодня. Это может быть система единоличного правителя. Или система коллективного руководства. Или на вершине пирамиды останется Ким Чен Ын, но с ограниченными полномочиями, а другие участники высшего руководства каким-то образом поделят посты. Мы не знаем, кто будет руководить силовиками, армией, отвечать за внешнюю политику, экономику. Какие принципы они предложат. От этого зависит вся структура руководства.
— Можно ли понять, кто стоит за новым “великим последователем революционных идей чучхе”?
— Это будут домыслы. Мы можем представлять лишь вчерне наличие двух группировок — ориентированной на внешние связи и на внутреннюю политику. Как они будут взаимодействовать, мы пока не понимаем.
— Можно ли ожидать реформ в Северной Корее? Каких и когда?
— Руководство страны стоит перед тяжелым выбором.
На первом месте вопрос легитимности власти. Ким Чен Ир приходил к власти постепенно, его претензии на лидерство ни у кого не вызывали сомнений. Нынешний молодой руководитель был представлен чуть больше года назад и чисто номинально. И он, и другие возможные влиятельные фигуры стоят перед необходимостью легитимизации.
Для этого нужны успехи, программы, понятные для всех граждан и руководящих кругов. Возникает дилемма. Не начинать реформ — это вызов, это значит подрывать свою легитимность и вести страну в тупик. Реформировать — тоже вызов. Если они начнут перемены, нужно выбрать оптимальный вариант реформирования страны. Вначале и северокорейские граждане, и мировое сообщество будут согласны с тем, что следует определить приоритеты развития страны. Где-то через год нужно будет представлять первые результаты. Сам переходный период может затянуться на три года, но не факт, что у нынешнего руководства есть такое время.
— Почему три года?
— По аналогии с приходом Ким Чен Ира на смену Ким Ир Сену.
— А в чем принципиальное отличие нынешней ситуации от тогдашней?
— Страна в момент прихода Ким Чен Ира тоже была в трудном экономическом положении, но политическая ситуация позволяла объяснить эти трудности. Рухнула социалистическая система в Европе, СССР распался, новая Россия отошла от близких союзнических отношений. Власть в КНДР была политически легитимна, Ким Чен Ир пришел как хорошо подготовленный наследник великого руководителя. Экономическая ситуация заставляла затянуть пояса и объединиться вокруг молодого лидера. Сейчас все сложнее, любому руководителю нужно заявить о себе политически, обосновать свои претензии на власть.
Кроме того, надо показать, что новая власть способна придать импульс социально-экономическим процессам, преодолеть стагнацию и застой.
— Чего боятся Япония и Южная Корея?
— Они боятся, что новые руководители, дабы мобилизовать общество, могут пойти на какой-то конфликт. Что в пылу переходного периода возникнет искушение показать свою серьезность, готовность противостоять какому-то (реальному или гипотетическому) давлению. Северяне, в свою очередь, сами опасаются вмешательства со стороны, попыток воспользоваться ситуацией.
— Какой самый плохой сценарий развития ситуации?
— Жесткая борьба за власть внутри страны на фоне экономических проблем, возможность силовых действий, попытки взять эти конфликты под контроль извне. Этого хотелось бы избежать. При таком сценарии возможны беженцы и жертвы, но оснований говорить о нем сейчас нет. Поэтому и нужно превентивными, дипломатическими методами призывать заинтересованные стороны к сдержанности и спокойствию. Главные проблемы КНДР не внешние, а внутренние.
— На кого КНДР будет ориентироваться во внешней политике? Китай?
— В нынешних условиях у них очень небольшой выбор. Это Китай, но в ограниченных пределах — так, чтобы не оказаться под его контролем. С точки зрения интересов страны следовало бы попытаться диверсифицировать связи с другими государствами, что КНДР и пыталась в последнее время делать. Но вопрос упирается в то, на каких принципах строить отношения: соседи развивают рыночную экономику, а Северная Корея — квазирыночную, с непонятными правилами игры, непонятным правовым полем и т. д. Им нужно заниматься инвентаризацией всего своего хозяйства: экономической политики, правовых норм.
Есть приоритетные партнеры. Это США, с которыми они хотели бы нормализовать отношения, и Китай, который в последние годы оказывал существенную экономическую помощь, но уже подошел к черте, когда хотел бы видеть отдачу от этих вложений.
Александр ФЕДОРОВСКИЙ
Что скажете, Аноним?
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
[11:40 26 ноября]
19:30 26 ноября
19:15 26 ноября
18:00 26 ноября
17:50 26 ноября
17:40 26 ноября
17:30 26 ноября
17:15 26 ноября
17:00 26 ноября
16:45 26 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.