Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Перед грибами снимают шляпы

Украинский рынок грибов еще далек от насыщения. Однако наиболее успешно развивается субрынок шампиньонов. Причиной тому — и более высокий спрос, и особенности производства.

По данным “Маркетинговой компании “Синергия”, в 2009 г. было произведено 40 тыс. т грибов, что в 26 раз больше уровня 2000 г. На 2010 г. прогнозировался рост еще на 5 тыс. т. Производители оценивают рост рынка на уровне 8-12% в год.

Как отметил руководитель категории консервации ГК “Верес” Александр Чередниченко, в 2010 г. наблюдалось восстановление грибного рынка, устанавливались положительные тенденции к выходу на позиции потребления начала второго квартала 2008 г.

“Присутствие импортного производителя заметно усилилось. При этом национальные производители укрепили свои позиции и в периоды предновогоднего повышенного спроса полностью восполнили запросы покупателей”,— отметил он. Так, “Верес”, в частности, в 2010 г. нарастил объемы производства грибов. “Продажи маринованных шампиньонов выросли более чем на 30%, а экспорт ГК “Верес” увеличился больше, чем в два раза”,— отмечают в компании.

Потребление грибов и грибной продукции в Украине в среднем составляет 1,0-1,5 кг на душу населения в год, тогда как в Европе этот показатель — 4,5-6,5 кг. Таким образом, чтобы достичь среднеевропейских норм потребления, Украине необходимо производить грибов в четыре раза больше по сравнению с объемами, производимыми на сегодняшний день. “Маринованные грибы для жителей Украины и России постепенно становятся продуктом регулярного, а не только праздничного потребления. Потребление растет”,— отмечает Александр Чередниченко.

Между тем наиболее успешно развивается сегмент шампиньонов — это объясняется наличием перерабатывающих предприятий и отсутствием резких колебаний закупочных цен. К тому же шампиньоны пользуются большим спросом у потребителей. Развитие производства вешенок сдерживает отсутствие перерабатывающих предприятий. Тенденция укрупнения грибопроизводителей также способствует развитию субрынка шампиньонов, так как производство вешенок не может быть таким же крупным, как производство шампиньонов. Кроме того, вешенки очень требовательны к климатическим условиям, поэтому предприятия, выращивающие вешенки, работают сезонно.

Ценовое лукошко

Средняя цена продажи шампиньона с хозяйств в Киевской области в январе-феврале 2011 г. была на 12% ниже аналогичного показателя за 2010 г. По Киевской области — в абсолютных цифрах — она составляла 15 грн./кг в 2011 г. и почти 17 грн. в 2010 г. На сегодня для многих производителей стала очевидна невозможность продать гриб по 22-23 грн./кг. Судя по количеству предложений, у производителей образовались излишки гриба, и для его продажи необходимо будет снижать цену.

Причины снижения цен большинство производителей связывает со снижением спроса, которое вызвано снижением доходов населения.

Безусловно, такое снижение средней цены не могло не сказаться на рентабельности грибных хозяйств, особенно учитывая рост себестоимости. За последние полгода существенно выросли цены на компост, электроэнергию и ряд других ресурсов, используемых в грибном производстве. По данным участников рынка, в конце 2009-го — начале 2010 г. стоимость компоста составляла около 900 грн./т, а в декабре 2010 г.— январе 2011-го большинство производителей гриба закупали компост по ценам около 1300 грн./т. Учитывая, что стоимость компоста составляет около 50% себестоимости производства гриба, такое повышение цен увеличивает себестоимость производства на 12-18%.

Грибной сезон

В грибном бизнесе ощущается сезонность. Как правило, повышенным спросом грибы пользуются в преддверии праздников, особенно накануне Нового года, Рождества и 8 Марта, а также во время поста. Спад спроса наблюдается с середины весны до середины осени, когда на рынке появляется множество свежих овощей и фруктов.

Как отмечают аналитики “Маркетинговой компании “Синергия”, рынок грибов в Киевской области перенасыщен, поэтому на нем практически отсутствует конкуренция, а 30-40% выращенной здесь продукции поставляются в другие области Украины. “Слабое развитие промышленного грибопроизводства в западном регионе страны связано, прежде всего, с традицией сбора лесных грибов, а также близостью с Польшей (крупнейшим импортером шампиньонов в Европе)”,— отмечают в компании.

Консервированные, сушеные и замороженные грибы наибольшим спросом пользуются в г. Киеве и городах-миллионниках. Это связано с более высоким уровнем доходов населения, наличием большого количества розничных сетей и развитым сегментом “КаБаРе”. Лидерами продаж этих видов продукции являются: Киевская, Днепропетровская, Донецкая, Харьковская и Одесская области.

По данным исследований, 67% населения Украины систематически используют в своем питании грибы. Кроме того, Украина постепенно приобщается к мировой тенденции потреблять грибы с лекарственными свойствами: шиитаке, кольцевик, ганодерму и другие.

Анастасия АРАСЛАНОВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.