В процессе того информирования о реформе (дискуссиями это даже назвать нельзя), которое вели представители правительства, стало абсолютно понятно, что принципиально ничего не изменится.
Увеличение пенсионного возраста — да, будет. Оно было неизбежно уже давно и, по большому счету, именно этот пункт, внешне весьма чувствительный, вызывал меньше всего сопротивления. Обо всех остальных новациях всерьез говорить как-то неудобно. Они примитивны, мелочны, бессистемны — ну, как всегда. Нету ответа на самые простые и самые очевидные вопросы.
Пенсионный фонд (ПФ) — это самостоятельное и самодостаточное финансовое учреждение или гигантская казенная контора, являющаяся сугубо административным механизмом? Плательщики в ПФ — кто они? Может быть, это участники фонда, чьи права и обязанности закреплены исчерпывающим документом? Участники — добровольные или крепостные? А плательщики в ПФ-работодатели — кто они для фонда? Партнеры или “терпилы”, на которых государство разверстало свои обязательства перед гражданами?
А может, в результате реформы пенсионная система стала не только прозрачной, но и единой? Единой — это когда пенсия начисляется всем без исключения гражданам и участникам пенсионной системы по единым правилам, по единым ставкам и коэффициентам? Может, в результате реформы пенсии чиновников перестанут дотироваться отчислениями с зарплат работающих в реальном секторе?
Вместо этого — популистское, демагогическое ограничение максимальной пенсии в 7600 гривен — радуйтесь, — мы вам оставили пенсию в 800 гривен, а зато другие не получат больше 7600... С виду вроде как вполне демократично и социально... А теперь вдумайтесь — что за этим предложением? а за ним — априорное признание того, что какую бы честно заработанную “белую” зарплату вы не получали, сколько бы не платили с нее налогов и начислений — все равно, вы получите не то, что заработали, а то, что вам захотят выделить...
Надо ли говорить, что неравенство сегодняшнее не в пенсиях, а в личном капитале? Да кого из миллионеров волнует пенсия, которая равна разве что доходу от одной “запасной” квартирки, сданной в аренду? Смысл в ином — человек наемного труда в глазах этих реформаторов не может в принципе рассчитывать на пенсионное обеспечение, адекватное даже не самому труду, а всего лишь его оплате! Достойной и реально обеспеченной старость может быть только у собственников капитала, остальным — включая государственных деятелей, ученых — пособие на доживание... Так что пусть в этой системе и депутаты, и министры, и губернаторы не сильно полагаются на государственную пенсию, соображают — на что ориентироваться — на государственные и народные интересы или — на приобретение собственного капитала...
А что — кто-то в ходе этой реформы дал реальную концепцию соответствия пенсий, назначенных много лет назад сегодняшнему уровню жизни и цен? Если сегодня вы определяете максимальную пенсию в 7600 грн, то следовательно, те пенсионеры, которым была назначена в свое время максимальная пенсия в 120 советских рублей (была еще максимальная надбавка 10% — итого 132) должны бы получать именно ваши максимальные 7600... Реально эти люди, заработавшие максимальную пенсию получают по тысяче гривен...
Реформа не решает основной проблемы нынешнего кризиса — безответственного, эксплуататорского, манипуляционного отношения государства к своим гражданам.Еще страшнее то, что предложенная реформа не открывает никаких перспектив для обновления, перезагрузки на прозрачных и понятных началах взаимоотношений человека и государства.
Если у кого это есть сомнения — спросите у миллионов пенсионеров и наемных работников — в результате этой реформы стали ли они больше доверять государству и программе реформ?
Спросите у финансистов и экономистов — предложенная реформа позволит аккумулировать финансовым институтам “длинные деньги”, создать ресурс для развития, ввести в оборот реальной экономики накопления тружеников?
Спросите у работодателей — реформа позволит им создать партнерские отношения со своими работниками в части пенсионных накоплений? Или драконовские начисления в пенсионный фонд по прежнему будут обескровливать современное производство, ничего не гарантируя работнику в будущем?
Подумайте сами, что это за реформа, которая не дает ответа на вопрос — сколько же всего должна прошлая пенсионная система населению, как и чем этот долг будет обеспечен — помимо предвыборных обещаний и программ?
Ответьте, что это за реформа, которая предусматривает отказ от предусмотренных законами выплат — в части пересчетов, льгот детям войны и т.д.? Чиновники, неспособные выполнять действующие законы называют реформами свое предложение отменить эти законы... Двоечники предлагают отменить таблицу умножения, потому, что ее трудно учить...
А может, предлагаемая реформа дала четкие ответы на базовые соотношения пенсии и зарплаты, прожиточного минимума и уровня реальной инфляции, минимальной и максимальной зарплат и пенсии?
А если ответов на эти вопросы нет и не предвидится — очевиден вопрос иной — что происходит?
Грандиозная “залепуха” для МВФ или полная неспособность ясно и прямо отвечать на вызовы времени, наивная надежда на долготерпение и темноту народа? Циничный пиар-проект или искреннее недомыслие и скудодумие честных дураков, которые не ведут государство и общество светлой дорогой реформ, а так, — пробуют как лучше, а получается, как всегда?
Надеюсь ни у кого не вызовет сомнений то, что реформа будет принята с минимальными поправками и ретушью. Ничего не изменив, ничего не реформировав и оставив у большинства населения чувство глухой досады, даже не на саму реформу, а на то наплевательское хамское двоедушие и лицемерие с которым эта реформа задумывалась и проводится.
Зачем в свое время обязательства в соцсфере перед людьми были поделены на разные фонды, которым сверху спустили доли, проценты от фонда зарплаты? Совершенно очевидно, только для того, чтобы прямую ответственность перед людьми несло не непосредственно государство, а целая скамья таких себе зицпредседателей Фунтов, ой простите — фондов.
Потому что если государство отвечает прямо, то рано или поздно встанет вопрос о приоритетах бюджета.
И не дай бог когда-нибудь возникнет простая и понятная мысль — о том, что т. наз. “бюджет развития”, “инновационная модель”, “пилотные проекты” могут осуществляться только исключительно тогда, когда государство сполна платит по обязательствам перед собственным народом и, прежде всего, перед социально защищенными слоями, детьми и стариками. Отдайте то, что честно заработано людьми и то, что является необходимым в сегодняшних условиях, за которые вы, — власть, государство, несете ответственность.
Не надо валить на предшественников, не надо валить на кризис, козни мировой закулисы, “Газпрома” или МВФ. Они не с неба свалились, и не прилетели в виде урагана или магнитной бури. И о “Газпроме”, и о МВФ вы прекрасно знали, когда шли на выборы и заявляли о готовности взять на себя ответственность за страну. Если вам позволили взять на себя эту ответственность — нечего торговаться — мол, не знали за что беретесь. Не знали? Не устраивает? Идите в отставку. Назначайте новые выборы — пусть приходят те, кто в состоянии уже принятые законы выполнять, а не корректировать под себя. Не можете платить пенсии — не стройте стадионы, не покупайте вертолеты, не устраивайте приемы и оставьте в покое экономику. Пока государство, а точнее — власть олигархов, будет заинтересована в инвестиционной “модели” развития и от имени народа будет вкладывать миллиарды не в людей, а в экономику, отрасли, инфраструктуру, никакая социальная сфера не будет нормальной и достаточной.
Пока государство, а точнее власть, является собственником хозяйствующих субъектов и собственником огромных денежных потоков, люди с их проблемами и потребностями будут этой власти только мешать. Особенно — люди, которым надо отдавать долги.Беда в том, что любые реформы, как показывает пенсионный пример, будут являться в нынешних условиях вынужденным латанием дыр в отдельных сферах, но никак не реформами.
Переход от социалистической модели к модели либеральной в виде реставрации классического капитализма 19 века был в принципе утопией.
Не более, чем пиар-моделью, апеллировавшей к потребности в экономической свободе каждого человека — в духе Просвещения и по образу Робинзона Крузо. Но в конце 20 века говорить о классическом капитализме со свободной конкуренцией и свободной реализацией личности было наивностью, если не глупостью. Или подлостью.
В результате 20 века социальные связи и структура общества как на Западе, так и на Востоке настолько усложнились и приняли глобальный характер, что разговоры о мире свободы, воплощенном в экономической самостоятельности свободно хозяйствующих субъектов, стали даже не сказкой а так, — детской считалочкой. Проверка экономических результатов социалистического хозяйствования жесткими условиями рынка и экономической целесообразности была и до сих пор является необходимой. Но беда в том, что реальных экономических реформ либерального характера так и не было осуществлено. Государство стало еще более громоздким, еще менее демократичным.
Государство, его административный аппарат превратились в особого рода клан людей, живущих по иным законам, нежели все остальное население страны. Нет, это не правящий класс, в превращении в который винили чиновничество советской поры. Сегодня чиновничество — это люмпен, обслуживающий интересы реальных хозяев страны: олигархии, сочитающей политическую и экономическую власть и превратившей государство в глобальный механизм эксплуатации людей наемного труда, самозанятого населения, мелкого и среднего бизнеса.
Потрясает омерзительный цинизм, с которым проблему увеличения пенсий, их достойного размера или даже просто законного размера увязывают с размерами поступлений в ПФ. А кто придумал и сам ПФ, государство в государстве, и размеры отчислений в него? Господь Бог? А почему бы не увязать, например, размеры пенсий с НДС? Почему с каждой копейки, уплаченной пенсионером за литр обезжиренного молока или социального хлеба, колбасы из белковой эмульсии и свиной шкурки, сыра из казеина с пальмовым маслом, взымается тот самый НДС, который является гарантированным бонусом для экспортеров? Или этот НДС получит немощная старуха, ежедневно несущая свой бидон к молокозаводовской машине за 20-30 гривен — за ежедневный труд по обслуживанию, кормлению, доению кормилицы-коровы? Нет, конечно — весь НДС — кормильцам-экспортерам...
Впрочем, говорят не всем экспортерам НДС возвращают автоматически-механически и с удовольствием... Даже не всем металлургам.
“АрселорМиттал Кривой Рог” не может получить должок в 2,4 млрд грн. Это при том, что нехитрым выкручиванием рук их подвигли на патриотическое решение — половину возвращаемого им НДС сразу направлять на авансирование налога на прибыль. Ради того, чтобы получить хотя бы половину этого возмещения, законопослушные индусы проавансировали налог на прибыль на несколько лет вперед. А иначе вообще бы ничего не получили...
Выходит, мало нынешнему государству просто не отдавать, присваивать то, что ему не принадлежит. Нужно еще и хапануть наперед, авансом за будущие поколения. Кстати, и повод очень хороший — дефицит Пенсионного фонда...
Совершенно очевидно — власть использует инерционное отношение народа к государству как к реальному гаранту социального и экономического развития страны, манипулирует общественными приоритетами, целями и задачами для выполнения сугубо тактических эгоистических задач. А задача одна — формирование и преумножение собственного капитала, завершение трансформации переродившейся номенклатуры и расцветшего после развала СССР криминалитета в правящий класс миллиардеров и мультимиллионеров.
В этом их пособником и подручным выступает современное чиновничество.Заметьте, живущее как бы по особому пенсионному закону, по другим правилам и нормативам. И если эти другие правила имели какое-то логическое обоснование для военных, то как-то сложновато объяснить почему инспектор районного отдела народного образования получит пенсию как госслужащий в 80-90% оклада, а директор школы, сделавший для народного образования наверняка не меньше- 50%. А ведь ответ прост — государственный аппарат в нынешних условиях выполняет роль буфера, успокоителя, утихомиривателя, а то и усмирителя людей реального труда, мелкого и среднего бизнеса.
О налоговой реформе вспоминать не будем, пенсионная будет иметь примерно тот же эффект и значение. Технология их проведения уже проявилась со всей очевидностью: два-три скандальных положения в роли отвлекающих маневров, реальное закручивание гаек, направленное на еще большее ужесточение условий жизни основной массы населения, увеличение разрыва между бедными и богатыми, полное подчинение государства монополиям.
Ах да, к итогам пенсионной реформы следует отнести и блистательно решенную нынешней властью проблему участия “социального” вице-премьера Сергея Тигипко в будущих выборах. Сергей Леонидович может, конечно, тешить себя иллюзиями по поводу того, что он последователен и логичен, доказывая необходимость тех или иных шагов, но это — так, для внутреннего пользования и мемуаров — если они кому-нибудь будут интересны.
Тем, кто когда-то всерьез видел в нем если не реформатора, но, по крайней мере, честного прагматика, который следуя объективной логике и здравому смыслу сможет сломить инерцию глобального дерибана, и стать выше дрязг тупо- и остроконечников внутри этого самого дерибана, сегодня отчетливо поняли, что вся сила этой “сильной” политсилы направлена на сохранение собственного status quo, а серьезная многозначительность напоминает то ли забавную рекламу 90-х (”наступит день когда я все скажу поэтому вопросу”), то ли дутую многозначительность “спокойной силы” одного генерала, не побрезговавшего откровенным провокаторством ради синекуры...
Ну а простому человеку, не отягощенному рассматриванием и сравнением политических звезд, после представленной пенсионной реформы образ ее автора будет если не просто противен, то уж во всяком случае не вызовет надежд и энтузиазма. Наоборот, скорее предопределит чуть брезгливое отношение как к дурному запаху в общественном месте.Так что у власти двойной успех — и реформу не проводили, все изменения провели только в выгодную власти сторону, и одного из возможных конкурентов слегка, но безвозвратно опустили.
Очевидно, что говорить о нынешней власти и о каких-либо реформах, необходимых стране, а не самой власти уже не приходится. Если у кого-то и были иллюзии по этому поводу, если кто-то надеялся на то, что высота положения и ответственность задач заставят власть думать не только о продолжении пира победителей, но и о чуме, на фоне которой этот пир победителей проистекает, то последние иллюзии рассеяны и развеяны.Власть не должна удивляться тому, что после так называемой реформы вера в ее благие намерения и профессионализм не сможет удержаться пенсионной на сколько-нибудь значимом уровне. Шансы на обновление, модернизацию и консолидацию общества, объективно существовавшие после построения вертикали власти и консолидации власти, исчерпаны.
Трудно представить себе какими должны быть политические и экономические инициативы и достижения, чтобы нынешняя власть смогла произвести серьезную перезагрузку своих отношений с социумом, обществом. Не видно ни концепции, ни приоритетов, ни объективности, ни порядочности. Да что там — нету и простого чувства меры...
В стране, где основная масса населения все еще верит в государство как едва ли не в Богом данный механизм управления и справедливости, и не очень задумывается над глобальными проблемами, а некое меньшинство уже научилось использовать этот механизм сугубо в своих целях, сложнее всех должно быть тем, кто давно сформировал свое отношение и к остро- и к тупоконечникам словами шекспировского Меркуцио: “Чума, чума на оба ваших дома! Я из-за них пойду червям на пищу”, произнесенные им перед смертью...
Поневоле сравнишь с этим предсмертным отчаянием ответственную общественную мысль, объективный анализ, осознание глобальных и национальных процессов в реальной сложности и полноте, умирающее стремление интеллигенции и интеллектуалов, особенно молодых, реально работать для общества. Одни уйдут в пиарщики, будут хихикать в передних над своими работодателями, другие сядут на гранты, третьи — уедут.Все это похоже на уже очевидные итоги периода.
Беда только в том, что итоги очевидны, а периоду длиться еще долго...
Юрий ГАВРИЛОВ
Если итог известен, то какой смысл бороться? А если не бороться, то зачем жаловаться? Остается ненависть. А тем, кого ненавидят 45-46 млн. людей, жизнь будет не в радость и сдохнут они, сгорев заживо в ДТП. И тишина....
Что скажете, Аноним?
[13:15 27 ноября]
[11:19 27 ноября]
[07:10 27 ноября]
16:40 27 ноября
16:30 27 ноября
16:20 27 ноября
16:10 27 ноября
15:50 27 ноября
15:20 27 ноября
15:10 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.