Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Патриотизм и идиотизм

[16:44 02 февраля 2011 года ] [ День, № 17, 2 февраля 2011 ]

“Патриотизм — последнее прибежище любого негодяя”. Знаменитый афоризм английского критика, лексикографа и поэта времен Просвещения Семюэла Джонсона из-за избыточного цитирования несколько утратил в остроте, однако он справедлив для наших времен так же, как и для XVIII века.

Есть немало ярких примеров, подтверждающих мнение Джонсона, — каждый раз, когда правительственным чиновникам, должностным лицам, политикам нужно оправдать собственную низость или просто глупость, они прибегают к патриотической аргументации.

Один из таких примеров находим во “Вкусах рая” — замечательном исследовании немецкого ученого Вольфганга Шивельбуша, посвященном “социальной истории пряностей, возбудителей и дурманов”. На украинском языке книга вышла в 2007 году в издательстве “Критика”; без преувеличений, мастерский перевод сделал Юрко Прохасько.

Шивельбуш анализирует существенное влияние пряностей, кофе, чая, табака на развитие европейской цивилизации. В частности, он пишет, что в XVIII веке кофе являлся для Германии крайне невыгодной статьей импорта: потребление росло, а своих колоний с плантациями, как у Нидерландов и Франции, не было, поэтому страна “должна была удовлетворять свой спрос на кофе за счет импорта, который обеспечивали посредники. Таким образом, из страны вытекали огромные суммы. В основном они оседали в голландских и французских сундуках, ведь их плантации производили достаточно кофе, чтобы не только удовлетворить собственный спрос, но и экспортировать его третьим странам...”

В конечном счете, государство не придумало ничего лучшего, чем ограничение потребления, то есть решали проблему за счет граждан: “более высокая пошлина на кофе, государственная монополия на его продажу и жарку и даже прямые запреты”.

Самое интересное, однако, то, как пытались оправдать недальновидную политику:

“Одних лишь экономических причин этой новой политики было мало, чтобы она стала приемлемой для населения. Ее нужно было облачить в идеологические, в этом случае — патриотические, одеяния. (...) Кофе провозгласили ненемецким напитком не только из-за оттока денег из страны, что делало ее беднее, но и из-за того, что он вытеснил освященный традицией национальный напиток — пиво”. Дальше автор цитирует очень примечательный документ: специальный декрет (!) против кофе:

“Отдавайте богатым братьям нашей нации (голландцам) свои деньги за дрова и вино, если вам заблагорассудится, но больше не тратьте деньги на кофе. Вся (посуда) для питья, в частности чашки и обычные небольшие мисочки, все мельницы, устройства для жарки, одним словом, все, к чему можно привязать слово “кофе”, будет уничтожено и разбито на куски, чтобы память об их уничтожении поразила наших потомков”.

И это еще не все. Кофе нашли заменитель — цикорий. Горечью вкуса он напоминал запрещенный напиток, однако, очевидно, любой, кто когда-нибудь пробовал его, подтвердит, что даже сравнивать их нельзя. Но все же цикорий стали пропагандировать как правильный, патриотический заменитель кофе, лучший, нежели оригинальный напиток:

“Raison d’etre (смысл существования — фр.) кофе из цикория был графически представлен на упаковке. На заднем фоне видим экзотический пейзаж и корабль, везущий мешки кофе, а на переднем — немецкого крестьянина, который сеет цикорий и отмахивается жестом руки от корабля. Надпись гласит: “Здоровы и богаты без вас!”

Сейчас вся эта история напоминает анекдот, но в разных формах, с разными последствиями она повторялась и повторяется до сих пор. Полагаю, каждый читатель проведет собственные аналогии.

Доктор Джонсон был прав. Патриотизм — последнее пристанище негодяев — и, добавлю от себя, дураков.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ

SpaceX запустила частную миссию к Луне. Как развивается космическая гонка миллиардеров Маска и Безоса?

[07:00 16 января]

[BBC News Русская служба, 15 января 2025]

Основатель Amazon Джефф Безос и его компания Blue Origin вот-вот запустят ракету New Glenn. Запуск должен был состояться еще в понедельник, но был отложен по техническим причинам — и, скорее всего, произойдет в ближайшие дни. Все это происходит на фоне успехов SpaceX Илона Маска: компания в прошлом году совершила прорыв, посадив часть гигантского корабля Starship прямо на стартовую площадку. А сегодня ракета Falcon 9 компании SpaceX отправилась к Луне вместе с двумя посадочными модулями, созданными частными компаниями из США и Японии. Они будут исследовать лунный грунт и изучать магнитное поле земли. Компании обоих миллиардеров были основаны более 20 лет назад. SpaceX значительно опередила конкурента за последние годы, но успешный запуск New Glenn может сократить отставание.

НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.