21 июля на Украине прошли внеочередные парламентские выборы. По заявлению центризбиркома страны, к установлению окончательных итогов голосования он приступит 23 июля, но о тенденциях можно уже уверенно говорить. По партийным спискам лидирует президентская партия “Слуга народа” (42,85%), “Оппозиционная платформа — За жизнь” вторая (12,97%), далее “Европейская солидарность” (8,33%), “Батькивщина” (8,10%) и “Голос” (6,07%).
Неожиданны итоги голосования по одномандатным округам: в большинстве уверенно лидируют кандидаты от “Слуги народа”. Вероятно, партия президента получит более 250 мандатов в Верховной раде, а большинство обеспечивает 226.
Неожиданный триумф
Еще вечером 21 июля, после объявления результатов экзитполов по партийным спискам, представители партий выступали с заявлениями о коалициях. Зеленский официально пригласил на разговор лидера “Голоса” Святослава Вакарчука. Вакарчук в ответ огласил вопросы, по которым его партия и “Слуга народа” должны найти общий язык.
Риторика изменилась, когда пошли данные о голосовании по округам. В украинском издании “Главред” уверены, что на одномандатников работал бренд Зеленского: “Президент хорошо поездил по Украине и делал то, что очень нравится избирателям, — разгонял чиновников, издевался над ними и демонстрировал презрение”.
Александр Гущин из РГГУ считает, что бренд “Зе-команды” пересилил тех людей, которые прикормили свои округа: “Запрос на обновление оказался сильнее влияния местных элит. Но это не значит, что люди президента не будут стоять перед искушением, тем более что многие из них новички в политике”.
По мнению украинского политолога Владимира Фесенко, результат по одномандатным округам — сенсация этих выборов и она стала отражением поддержки Зеленского, его июльской активности.
При таких результатах “Слуге народа” не нужна коалиция — впервые в истории независимой Украины. Речь может пойти лишь о добровольной консолидации в Раде для решения отдельных вопросов.
Уверенная победа партии Зеленского обеспечена настроениями украинцев — они устали от старой власти, считает директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков: “В обе кампании — и президентскую, и парламентскую — он полностью доминировал в информационном поле. Остальные плелись в хвосте, не предлагая ничего примечательного по содержанию, что могло бы перебить его повестку”.
Закавказские аналогии
Гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов считает, что Зеленского можно сравнить с бывшим президентом Грузии Михаилом Саакашвили или армянским премьером Николом Пашиняном. “Для всех постсоветских стран актуальна борьба с коррупцией, и закавказские политики делали на это ставку. В их риторике также прослеживалась необходимость серьезного обновления власти, обновления элит — экономических и политических”. Отличие в том, что Украина находится в состоянии конфликта, сетует эксперт.
“И Пашинян, и Саакашвили говорили о борьбе с олигархами. Существует мнение, что до прихода Зеленского в Украине было противостояние олигархических кланов. Вопрос в том, в какой степени президенту удастся сломать этот алгоритм и подставить экономические группы под контроль, — продолжает Кортунов. — Многие думают, что Зеленский как проект [олигарха Игоря] Коломойского его перерос, но не стоит забывать, что Коломойский — один из наиболее дальновидных и грамотных украинских олигархов”. Поддержка на выборах не всегда конвертируется в дальнейшее политическое влияние, предупреждает Кортунов и приводит в пример опыт России: “Путина считали ставленником тех или иных олигархических групп, эти расчеты не оправдались”.
Сравнение с Саакашвили некорректно, возражает Гущин: “Украина — страна со своей спецификой”. Такое сравнение возможно, только если рейтинг Зеленского упадет, он будет дискредитирован и дело дойдет до досрочных выборов, полагает эксперт. Сравнение с Саакашвили также кажется некорректным Фесенко: у Зеленского не будет таких авторитарных замашек.
С чего начать
Лидер “Слуги народа” Дмитрий Разумков уже предупреждал, что партия начнет со снятия депутатской неприкосновенности, внесения в конституцию изменений, связанных с отзывом народного депутата или прекращением его полномочий, наказания за “кнопкодавство”, доработки антикоррупционной системы.
Пакет первых решений у “Слуги народа” есть, считает Фесенко: статья о незаконном обогащении, поправки к антикоррупционному законодательству, поправки в закон об импичменте и др. Одним из приоритетов в сентябре станет работа над бюджетом. “У фракции Зеленского много планов, касающихся прямой демократии, — напоминает Фесенко. — Они нашли отражение в законопроекте о народовластии”.
По его мнению, у “Слуги народа” могут возникнуть трудности при управлении такой большой фракцией и искушение не считаться с другими политическими силами.
Гущин считает, что первые реформы будут либеральными и направленными на оптимизацию сотрудничества с транснациональными структурами, такими как МВФ. Многое будет зависеть от того, кто станет премьер-министром, уверен Гущин. Зеленский предупреждал, что премьером должен стать “гуру экономики” — мощный независимый человек, а не выходец из старой власти.
Кортунов считает, что в число первых мер нового правительства может войти важное для Зеленского установление мира в Донбассе. Начнется энергичная подготовка к встрече нормандской четверки, надеется эксперт, она может пройти уже в начале осени во Франции.
Зеленский уже сделал первые шаги для установления новых отношений с ведущими мировыми лидерами. Один из них, Владимир Путин, предупреждал, что продуктивный диалог с Украиной будет возможен после выборов в Раду, когда будет понятно, насколько она подконтрольна президенту. Этот момент настал.
Вадим Карасев, политолог из Института глобальных стратегий в Киеве, указывает, что с новыми членами в парламенте политика Зеленского, скорее всего, будет более центристской и менее националистической. Но олигархи, имеющие непропорционально большую власть над Украиной, по его мнению, останутся влиятельными даже после парламентских выборов. “В целом курс будет более центристским, правительство будет балансировать между Россией и Западом и попытаться сосредоточить свое внимание на внутренних делах”, — предполагает эксперт.
Зеленский неопытный политик, без четких приоритетов, поэтому прогнозировать, сумеет ли он добиться заметных результатов в ближайшее время, сложно, считает Чеснаков: “Надо ждать появления правительства и людей, которые смогут (или не смогут) реализовать инициативы новой власти”. До этого момента у Зеленского очень узкий коридор возможностей — он может вносить в Раду законопроекты, касающиеся обновления власти, например снятия депутатской неприкосновенности, что он обещал, напоминает эксперт: “Но социально-экономические инициативы не могут быть реализованы и из-за того, что нет правительства, и из-за отсутствия внятной стратегической программы. Поэтому вряд ли он сможет быстро продемонстрировать реальные достижения”. Вопрос не в том, кого он хочет видеть в правительстве, надо, чтобы эти люди умели работать в сложной госмашине и не дискредитировали его, считает Чеснаков: “Кадровая политика Зеленского хаотична. Возможно, при формировании правительства она станет более эффективной, но пока нет сигналов, которые это подтверждают. Поэтому пока скорее можно говорить о потенциальных возможностях и надеждах, а не о конкретных шагах”.
Зеленский привел в раду огромную толпу под своим брендом. Но это еще далеко не команда. Есть сильное подозрение, что вся эта шобла не будет иметь дисциплину и выполнять указания президента.
Что скажете, Аноним?
11:15 26 ноября
11:00 26 ноября
10:50 26 ноября
10:30 26 ноября
10:00 26 ноября
09:50 26 ноября
09:30 26 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.