Международный валютный фонд (МВФ) предупредил мировое сообщество о высокой вероятности повторения финансового кризиса. Другими словами, одна из ведущих международных финансовых организаций призвала правительства всех стран активнее решать свои экономические проблемы, чтобы минимизировать для себя и своих граждан последствия глобального экономического спада, который, вероятнее всего, принесет с собой вторая волна финансовых неприятностей. Прислушаться должна и Украина, ведь дестабилизирующих факторов у нас и без мирового кризиса предостаточно. Чего только стоят изменения настроений инвесторов (которые отображают международные инвестиционные рейтинги), оживление девальвационных настроений в обществе, неполучение кредита от МВФ и т.п. Да еще и парламентские выборы на носу. Как в таких условиях удержать экономическую стабильность — в эксклюзивном интервью “Дню” вице-премьер-министра Украины, заместителя главы Партии регионов Сергея ТИГИПКО:
— На днях вы представили изменения к налоговому законодательству, предполагающие сокращение с 23 до 9 налогов. Но в целом они не приносят дополнительных доходов бюджету. Объясните, зачем было это делать?
— Прямых дополнительных доходов от этого бюджет не получит. Но бизнес получит упрощение налогового законодательства, а государство — упрощение администрирования налогов. В целом, такой шаг будет не только способствовать дерегуляции предпринимательской деятельности, но и улучшит международные рейтинги Украины по простоте ведения бизнеса. Значит, будут доходы, только непрямые.
— И все-таки, почему вы пошли на этот шаг? Ведь обещание упрощения администрирования налогов похоже больше на очередное предвыборное обещание “авансом” бизнесу, так как не известно, выполнят ли его после выборов.
— Этот законопроект обсуждается с общественностью уже несколько месяцев. Шаги по упрощению администрирования необходимы в первую очередь бизнесу, и медлить с этим вопросом не стоит. Активизация его обсуждения обусловлена тем, что мы хотим до выборов предложенные изменения рассмотреть в Кабмине и передать документ в парламент. И уже депутаты нового созыва могут принять его еще до конца 2012 года. Вообще, выборы — это уникальное время, когда все мобилизованы, и нужные стране решения принимаются быстрее.
— Сергей Леонидович, сегодня вопрос номер один для бизнеса — завершение земельной реформы. Депутаты отказались продлить мораторий на продажу сельскохозяйственных земель, но и не отменили его. Де-факто в следующем году должен открыться свободный рынок земли. Ваш прогноз: в таких условиях можно открывать этот рынок с 1 января 2013 года? И вы за или против продления земельного моратория? Почему?
— Открывать рынок земли еще нельзя. Я считаю, что по крайней мере на год нужно продолжить действие моратория на продажу сельскохозяйственных земель. Сначала надо испытать в пилотном режиме, как будет работать новое земельное законодательство, а дальше внедрять его по всей стране. Права на ошибку нет. Земельная реформа — очень важна и для людей, и для страны, поэтому спешить не стоит. Люди могут как заработать, если будет создан прозрачный рынок, так и проиграть, если правила будут несовершенными. Поэтому лучше семь раз отмерить и один — отрезать. Ведь успешное проведение земельной реформы — это основа для появления среднего класса на селе.
— Вы поддерживаете продажу земли юридическим лицам или, возможно, видите другие механизмы урегулирования этого спорного вопроса?
— Покупку-продажу земли юрлицам можно разрешать, но при условии, что все спорные моменты будут решены, а новый механизм будет испытан на пилотных проектах на практике. Поэтому 2013 год должен быть пилотным для земельной реформы.
Теперь о нынешнем положении дел. Сейчас крупный и средний бизнес нормально работают с механизмом аренды земли. Этот механизм нужно усовершенствовать. Ведь когда земля сдается в пользование арендатору на 2-3 года, это может стать сигналом для недобросовестных инвесторов — “Грабь и не беспокойся о ее качестве”. Эту практику нужно менять. На мой взгляд, следует усовершенствовать механизм долгосрочной аренды: усилить контроль за качеством земли, за соблюдением севооборота и параллельно дать бизнесу больше времени, чтобы вложенные средства окупились. Нужно сформировать механизм, который позволил бы владельцу земли торговаться с арендатором за более высокую арендную ставку, но, с другой стороны, у арендатора должна быть гарантия, что вложенные средства он сможет окупить. А достичь этого можно только благодаря долгосрочной аренде.
— Ваш прогноз: что ожидает гривню (девальвация или ревальвация) до конца этого и в 2013 году?
— Я не сторонник постоянной поддержки экспортеров за счет удешевления гривни. До конца года курс гривни будет стабильным. А на следующий год оптимальный курс предусмотрен проектом бюджета: 8,2 гривни за доллар — это тот максимум, который НБУ может позволить себе в 2013 году. Валютных резервов в поддержку гривни в НБУ хватает: запас позволяет продержаться три месяца вообще без экспортной выручки.
— Чтобы уменьшить давление на гривню и для экономии резервов НБУ, возможно, целесообразно ввести частичную продажу валюты экспортерами?
— Такой механизм не нанесет вреда бизнесу, если часть обязательной продажи составляет не более 50%. Но все равно это административное вмешательство в бизнес и не рыночный механизм. Он используется в случае возникновения серьезной проблемы. В настоящий момент оснований для введения обязательной частичной продажи валюты экспортерами нет.
По моему мнению, действовать нужно иначе — улучшать инвестиционный климат. На это сегодня направлен закон об индустриальных парках, три закона о стимулировании инвестиций, упрощение порядка регистрации недвижимости. Рассматривается уменьшение единого социального взноса. Благодаря этим и другим шагам можно увеличить приток инвестиций и валюты в страну.
— Вы говорите о привлечении инвестиций, а лидер оппозиции Арсений Яценюк говорит, что из Украины выходит валюты на 15 миллиардов долларов больше, чем входит. Как вы считаете, как можно остановить отток капитала в оффшоры?
— Если бы такой дисбаланс действительно был, то ситуация с курсом гривни была бы другой. Поэтому эти оценки преувеличены. А теперь к причинам. На мой взгляд, главная причина оттока капитала за границу — излишнее административное вмешательство контролирующих ведомств в бизнес-деятельность. Вторая причина — несовершенство судебной системы. Именно поэтому бизнесмены и пытаются работать в странах, где действует английское право, чтобы защитить свой бизнес. Это свидетельствует о том, что сегодня еще не удалось до конца защитить инвесторов от несправедливых решений судов. Поэтому нужно как можно быстрее заканчивать судебную реформу, чтобы бизнес получил железные гарантии соблюдения права собственности в Украине.
— Обойдется ли Украина в этом году без внешних займов?
— До нового года брать займы трудно, даже с технической точки зрения. Планы по займам зависят от результата выборов: если после выборов удастся ускорить реформы и это нормально воспримут инвесторы, то Украина может своими силами справиться, без какой-либо помощи.
— А потребность брать займы есть или нет?
— Мы не должны увеличивать дефицит бюджета. И главная причина этого — не условия МВФ. Нужно понимать, что какими бы ни были потребности, но одолженное нужно отдавать.
— Как раз 2013 год и будет таким пиковым в плане возврата международных ссуд, не так ли?
— Да. Но, если инвестор увидит правильные сигналы, то есть реформы, от Украины, то появится возможность рефинансировать взятые кредиты под еще более низкий процент.
Чтобы справиться с пиковыми возвращениями внешних долгов в 2013 году, нужна экономическая стабильность и бюджет с небольшим дефицитом (1,65% ВВП без дефицита НАК “Нафтогаз Украина”). Для Европы это будет хороший сигнал, что Украина действует правильно.
— Но это при условии, что в НАК начнутся реформы?
— Дефицит “Нафтогаза Украины” уменьшится и благодаря сокращению потребления российского газа. В этом году уменьшение потребления составляло 2,5 миллиарда кубометров. В 2013 году планируется сократить потребление еще на 2—2,5 миллиарда кубометров. То есть постепенно НАК выходит на сокращение дефицита своего бюджета.
— Вы руководитель публичной избирательной кампании Партии регионов. Чем, по вашему мнению, вызвано то, что эта избирательная кампания настолько грязная?
— Думаю, определенные нарушения есть — причем со всех сторон, но о массовых нарушениях не стоит говорить. Во многом эти нарушения порождены возвращением мажоритарки. Сегодня Партии регионов меньше всего нужны нарушения. Ведь все рейтинги, даже международные, дают нам преимущество над другими партиями с отрывом в 7-8%. Поэтому ПР абсолютно заинтересована, чтобы выборы прошли честно.
— И все-таки, несмотря на вашу заинтересованность, лично я была свидетелем, как от одного из ваших кандидатов на Западной Украине раздавали футболки, флешки, карандаши. Подобный “набор” (в том числе и продуктовый) электорату раздают и другие партии. И это при том, что действует закон о запрете подкупа избирателей. Разве это не элементы грязной кампании?
— Ни в одном партийном штабе ПР вы не найдете какого-либо плана или программы по раздаче таких наборов избирателям. Этого нет. А что касается частных случаев, то нужно разбираться. Потому что сегодня в регионах также есть немало провокаций против нас. Многим не нравится наш рейтинг. Но в целом такие случаи могут быть. Я этого не исключаю. И главная причина тут — бедность и дефицит политической культуры.
— Еще одно к разговору о прозрачности избирательной кампании. Много вопросов у экспертов и оппозиции вызывает формирование списков избирательных комиссий. Даже при наличии жеребьевки в избирательные комиссии прошло много представителей мелких партий, о которых немногие слышали, в то время как от оппозиции, УДАРа или других проходных (по словам экспертов) партий почти никто не попал. Говорят, что эти кандидаты подставные от ПР.
— Есть закон, по которому формировались избирательные комиссии, и принимался он конституционным большинством, то есть голосовали ПР и оппозиция. Дальше. Если бы были нарушения, о которых вы говорите, то уже бы поднялась шумиха, крик и были бы иски в суды.
— По итогам выборов Партия регионов планирует получить большинство в парламенте. Ставите ли вы перед собой задачу получить с помощью своих коллег “по цеху”, например коммунистов, конституционное большинство в 300 голосов?
— Уверен, что по итогам выборов Партия регионов сможет самостоятельно сформировать большинство. А о конституционном большинстве можно говорить не ранее чем после окончания выборов. Скорее всего, большинство в парламенте может пополниться мажоритарщиками. Ведь даже серьезные оппозиционеры после нескольких месяцев, проведенных в Раде, увидят, что быть в оппозиции — не очень конструктивно, поскольку они не смогут серьезно влиять на законодательный процесс. Единственный вариант в таком случае, чтобы тебя услышали, — это присоединиться к большинству.
— Эксперты говорят, что одна из причин получения ПР конституционного большинства — возврат к парламентско-президентской республике и проведение президентских выборов 2015 года в парламенте. Ваш комментарий.
— Я против этого. Мы уже видели, как работает парламентско-президентская Украина. Это меньше персональной ответственности первых лиц и ухудшение ситуации для страны, которая планирует проводить серьезные экономические реформы.
— Посол ЕС в Украине Ян Томбинский заявил, что в Украине есть политические узники, в частности Юлия Тимошенко. При этом он говорит, что “так же, как Юлия Тимошенко является узником, так и Украина становится узником Юлии Тимошенко”. Какой выход из ситуации вы видите?
— Проведение демократических выборов в Украине имеет намного большее значение для Европы и США, чем решение дела Тимошенко. С кем бы ни приходилось беседовать из мировых политиков, все признают, что по украинскому законодательству нарушения с ее стороны были, и они очевидны. Единственное, на что указывают Украине, — это выборочность правосудия. Поэтому, думаю, сейчас намного важнее послать сигнал Европе и США, что в Украине прошли честные демократические выборы. И тогда ситуация может измениться. Я бы очень не хотел видеть ситуацию, когда дело Тимошенко кто-то использует для давления на Украину.
— Сейчас Украина находится в состоянии неопределенности: движение в направлении ЕС пока приостановилось, зато Россия постоянно приглашает в Таможенный союз и ЕЭП. Как вы считаете, какое из этих двух направлений в конечном итоге выберет Украина?
— Начало работы зоны свободной торговли со странами СНГ, на мой взгляд, — абсолютно разумное решение, никоим образом не противоречащее движению Украины в Европу. Нам нужно придерживаться пути европейской интеграции. Тем более что в этом направлении уже много сделано. Украина держит курс на Европу, поскольку мы европейцы и должны там быть.
— В Грузии закончились выборы, на которых неожиданно победила оппозиция. Как вы считаете, какие уроки из этого нужно вынести, в том числе и Украине?
— Самое главное, что в Грузии власть впервые передается демократически. И это еще раз подтверждает, что политики, которые начинали девять лет назад реформы в этой стране, являются профессиональными, честными, современными. С другой стороны, непопулярные реформы, которые они проводили, чтобы вывести Грузию из кризиса, стоили многим из них рейтингов. Но, несмотря на это, они делали свое дело.
— Может, ПР стоит поучиться у грузин?
— Если ПР проведет в Украине аналогичные грузинским реформы, то мы готовы через девять лет передать власть оппозиции.
Наталья БИЛОУСОВА
Что скажете, Аноним?
[13:00 26 декабря]
[07:00 26 декабря]
[22:34 25 декабря]
16:00 26 декабря
15:15 26 декабря
15:00 26 декабря
14:30 26 декабря
14:10 26 декабря
12:50 26 декабря
11:40 26 декабря
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.