Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Отсчет нелегитимности пошел...

[14:59 01 июня 2010 года ] [ День, №92, 1 июня 2010 ]

Со вчерашнего дня любое решение городского, сельского или поселкового головы можно обжаловать в суде.

В это воскресенье граждане Украины должны были пойти на избирательные участки для того, чтобы выбрать местную власть, но политическая целесообразность оказалась выше Конституции. 16 февраля этого года Верховная Рада отменила свое предыдущее решение о назначении очередных выборов депутатов местных советов, сельских, поселковых и городских голов на 30 мая. Это, кстати, стало первым антиконституционным решением нынешней власти, которое мотивировалось отсутствием бюджета на 2010 год, а дальше, как известно, формирование коалиции вопреки закону, “харьковские соглашения”. Позже бюджет приняли (под дымовой завесой, без обсуждения), но денег на проведение местных выборов в 2010 году так и не предусмотрели. И это при том, что украинский парламент имеет право лишь назначать выборы, а не отменять их.

Какой будет следующая дата местных выборов сейчас точно неизвестно, но то, что после 30 мая все решения глав городов, поселков и сел можно считать такими, которые не имеют юридической силы, это факт. То есть любой гражданин Украины может подать иск в судебную инстанцию как на самих голов, так и на их решения. И такие факты уже имеют место. Например, житель курортного поселка городского типа Сергеевка, расположенного в Белгород-Днестровском районе Одесской области, Александр Сметанко в местном совете зарегистрировал официальное обращение-требование гражданина Украины относительно сдачи поселковым головой своих полномочий в связи с окончанием в 2010 году четырехлетнего срока действия его полномочий, определенного Конституцией Украины.

Возвратимся к дате выборов. Недавно Парламентская ассамблея Совета Европы выразила обеспокоенность ситуацией в Украине, потому европейские депутаты решили в ближайшее время инициировать с украинскими высокопоставленными должностными лицами обсуждение вопроса, почему Украина так долго не может определиться с датой проведения этих выборов. Но не секрет, что для подавляющего большинства парламентских партий выборы в ближайшее время невыгодны, ведь президентские гонки показали, что лидеры таких политических сил, как НУНС, КПУ, БЛ теряют свою популярность. Зато БЮТ, хоть и не голосовал за отмену майских выборов, Николай Томенко одним из первых зарегистрировал законопроект о назначении местных выборов на 27 марта 2011 года. Свое согласие с этой датой выразил и спикер Владимир Литвин, но лидер одноименного блока решил еще подумать, потому что его главные партнеры по коалиции — Партия регионов — поддерживают дату 31 октября 2010 года. Для “регионалов” она является наиболее приемлемой. До осени кредит доверия со стороны граждан к власти по инерции еще сохранится, а представители ПР на местах к тому времени как раз укоренятся. Весной же возникает больше рисков.

И главное — по какой системе проводить выборы? Это наиболее важный вопрос, ведь практика предыдущих выборов советов всех уровней показала, что пропорциональная система по закрытым спискам не оправдала себя. Главный аргумент — люди голосуют за “кота в мешке”, зная лишь первых лиц партии. Поэтому часто звучат предложения частично вернуться к мажоритарке, а списки партий в пропорциональной системе сделать открытыми. В конечном итоге, как на днях заявил Президент Виктор Янукович, все политические силы высказались за изменение избирательного законодательства: “Поэтому нам нужно договариваться, чтобы соответствующие законопроекты были отработаны, согласованы и приняты в парламенте. Я считаю, что на поселковом уровне нужно проводить мажоритарные выборы. Я за такую систему”.

То, что правила игры нужно изменять, не отрицает никто, это подтвердила и власть, однако сейчас среди экспертов и политиков ведется дискуссия, какую именно систему и на каких уровнях применять. Но, исходя из того, что народным избранникам перед летним отдыхом осталось работать мало (вряд ли они успеют одобрить изменения к избирательному законодательству), все перенесется на осень. То есть, как всегда, все изменения опять будут приниматься спешно, а как следствие, такой же результат.

Как выходить из такой сложной ситуации и когда проводить местные выборы? Спрашиваем у экспертов.

Комментарии

Александр Черненко, глава Комитета избирателей Украины:

— Ситуация действительно критическая. Поскольку в Конституции черным по белому четко записано, что срок полномочий сельских, поселковых, городских голов — четыре года. Большинство мэров (кроме тех, которые прошли на внеочередных выборах) избраны 27 марта 2006 года. То есть по простым подсчетам срок полномочий сельских, поселковых, городских голов истекает весной 2010 года. Если говорить о советах, то, согласно изменениям к Конституции, срок их полномочий — пять лет. Однако эти изменения вступили в силу 25 мая 2006 года. То есть фактически, когда сейчас действующие советы избирались, срок их полномочий составлял четыре года. Именно поэтому выборы и были назначены на 30 мая 2010 года. Поскольку такие выборы были отменены, то каждый следующий день пребывания как местных депутатов, так и местных голов является антиконституционным. Назначение новой даты выборов будет иметь скорее политические мотивы, чем правовые, поскольку последние уже давно нарушены.

Есть, впрочем, еще один возможный вариант развития событий. Нужно принять изменения к Конституции, с помощью которых уравнять полномочия голов и советов на пять лет, и провести выборы в марте 2011 года. Эту позицию отстаивают Тимошенко и Литвин. Однако пока изменения не будут приняты, действующие нормы необходимо выполнять. Отменой выборов был создан опасный прецедент — выборы назначаются не в установленные конституционные сроки, а тогда, когда выгодно той или иной политической силе. В этом состоит самая главная проблема. Я считаю, что чем меньше незаконно будут находиться городские советы и мэры при власти, тем лучше. Поэтому выборы необходимо проводить как можно скорее.

С точки зрения правовой логики и логики местного самоуправления, вполне нормальным было бы проводить выборы советов и голов одновременно. Потому что возможна ситуация, при которой совет работает еще год, а городской голова выбран новый. Совет полностью сможет блокировать роботу мэра, который представляет другую политическую силу. Изменения 2004 года были приняты впопыхах, а теперь мы пожинаем плоды такого недочета. Украине просто необходимо провести выборы и в советы, и городских голов, а уж потом вносить изменения в Конституцию, перегрузив, таким образом, местное самоуправление полностью.

Игорь Колиушко, председатель Центра политико-правовых реформ:

— Согласно украинской Конституции, местные советы имеют срок полномочий пять лет, а сельские, поселковые, городские головы — четыре года. Это значит, что у глав городов, сел, поселков полномочия закончились в мае этого года, то есть Верховная Рада обязана была назначить выборы мэров максимум на май. Действия же, которые совершила Верховная Рада, сначала назначив, а затем отменив свое решение, является не чем иным, как нарушением Конституции. Полномочия местных советов заканчиваются весной следующего года. В данном случае, отменив выборы 30 мая, депутаты поступили законодательно правильно.

Для того, чтобы объединить выборы мэров и местных советов, необходимы изменения к Конституции. По моему мнению, для местных советов пять лет полномочий — это слишком большой срок. Лучше было бы определить и для советов, и для председателей срок четыре года, возвратив норму к изменениям 2004 года. В некоторых странах, например, сознательно разводят выборы председателей и местных советов на два года, чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одной политической силы. В украинских условиях такой режим ротации власти может оказаться пагубным, потому что у нас низкая политическая культура в самих партиях.

Досадно признавать, но почти для всех наших политиков нормы права являются вторичным понятием. Поэтому они даже дату выборов мэров будут назначать, исходя из позиции выгодности и удобства для той или иной политической силы, а не по соображениям соответствия букве закона. Партии регионов выгодны выборы осенью, но для их партнеров по коалиции такой выгоды нет, поэтому это опять же сложный переговорный процесс. Смогут ли они проголосовать за проведение выборов осенью — это еще вопрос?

Олег Березюк, президент Украинского юридического общества:

— Если исходить из норм Конституции, то отмена выборов в сроки, предусмотренные законом, является однозначно незаконной. То, что делает нынешняя власть, называется “режимом ручного управления”. Поскольку Украина — правовое государство, где наивысшим нормативно-правовым актом является Конституция. Поэтому такое грубое нарушение действующих конституционных норм властями имущими и, кстати, частью оппозиции, которая вместе с коалицией голосовала за отмену выборов, это ненормальное, нездоровое правовое поле действий.

Сегодня городские головы потеряли легитимность, то есть, исходя из сугубо юридической точки зрения, любые решения, принятые мэрами после завершения конституционного срока их полномочий, не являются правовыми. Таким образом, мы имеем очень серьезную коллизию.

Депутаты местных советов являются представительскими органами самоуправления, но существующая пропорциональная система выборов привела к тому, что идея представительства полностью нивелируется. Большинство представителей советов не проживают даже в том городе или районе, который они представляют. Для повышения эффективности работы тех же советов следует вернуться к мажоритарной системе, иначе изменить ситуацию будет просто невозможно.

Относительно сроков полномочий советов и голов. По моему мнению, их нужно уравнять, ведь идея разделения исполнительных и представительских органов возникла на общегосударственном уровне. Потому что во время выборов президента действует парламент, выполняя, таким образом, свои функции и обеспечивая функционирование государства, и наоборот. Когда же речь идет о выборах на местном уровне, то целесообразнее проводить их одновременно, потому что, с точки зрения местного управления, результаты таких выборов будут выглядеть рационально. Это позволит избежать противостояния между органами власти. Городской голова будет чувствовать поддержку большинства в совете, которое сформируют представители одной с ним политической силы.

Таким образом, прежде чем говорить о местном самоуправлении, необходимы изменения к Конституции.

Иван КАПСАМУН, Людмила ЖУКОВИЧ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.