Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Открытые двери... на закрытых границах

[15:54 01 марта 2011 года ] [ День, № 36, 1 марта 2011 ]

Что хорошего может дать Украине циркулярная трудовая миграция?

В исследовании современных миграционных процессов все шире употребляется термин “циркулярная миграция”. Как процесс она отражает усиленную внешнюю мобильность людей в условиях глобализации. Миграция в значительной степени утратила свою линейную направленность и все больше приобретает цикличный характер — люди в поисках лучшей жизни покидают свою страну, едут в другую, при этом периодически возвращаются, но в то же время готовы к повторному выезду.

В пределах европейского континента эта тенденция стала более выразительной после распада так называемого коммунистического блока в Восточной Европе. Он сопровождался и продолжает сопровождаться интенсивными миграционными потоками в сторону развитых государств европейского Запада, собственно, стран Евросоюза. Массовый въезд восточноевропейцев на территории этих стран в поисках лучших условий и оплаты труда в значительной степени способствовал формированию особого типа трудовой иммиграции, который не только нашел воплощение на законодательном уровне (как Евросоюза, так и государств-членов), но и привел к возникновению новых понятий и интерпретаций. К ним, в частности, принадлежит циркулярная миграция. Ее выделяет в первую очередь временный характер и непременное возвращение на родину. При этом возвращение не является механическим следствием выезда, а осознанным и конструктивным выбором мигранта: получив, кроме экономического потенциала, определенный профессиональный и личный опыт, мигрант реально способен работать не только для себя, но и для развития собственной страны.

Очевидное желание институционализировать механизм циркулярной миграции впервые наблюдаем в Сообщении Еврокомиссии от 16 мая 2007 г. (СОМ 248) “Циркулярная миграция и партнерство с целью содействия мобильности между Европейским Союзом и третьими странами”. Такой подход продиктован реальными проблемами в результате усиления миграционного давления относительно стран ЕС и направлен прежде всего на предотвращение нелегальной миграции. Принцип институционализированной мобильности позволяет странам-членам Евросоюза эффективнее обеспечивать потребности рынка труда, согласовывая между собой спрос и предложение, а также определенные типологии рабочей силы. “Третьим” странам, к которым на практике чаще всего причисляют приграничье и близлежащие страны Восточной и Южной Европы — не члены ЕС,— а также страны Южного Средиземноморья, гарантируется режим экономического содействия, например, через модели регионального развития и децентрализующего сотрудничества; кроме того, внедрение механизма циркулярной миграции должно предотвращать негативные последствия так называемого оттока мозгов, собственно эмиграции высокопрофессиональных специалистов и квалифицированной рабочей силы. При этом стороны берут на себя ряд обязательств: страны ЕС должны гарантировать доступ к рынку труда, собственно, обеспечить мобильность гражданам “третьих” стран, в частности, через установление привилегированных иммиграционных квот; страны-доноры обеспечивают реадмиссию своих граждан по окончании срока работы за рубежом, а также обязуются тщательным образом контролировать свои границы и противодействовать нелегальной миграции.

Кроме “рамочных” рекомендаций Еврокомиссии, сейчас не существует ни одного юридического документа, который на общеевропейском уровне конкретизировал бы механизм циркулярной миграции. Сегодня такие документы возможны лишь на уровне отдельных государств-членов, поскольку рынок труда остается прерогативой национального законодательства. Кроме того, типология иммиграции в каждой из европейских стран имеет свои особенности, что, в сущности, делает невозможным унифицированный подход к этой проблематике. Каждая из стран-членов Евросоюза на свое усмотрение, учитывая потребности своего внутреннего рынка, заключает соответствующие двусторонние соглашения с “третьими” странами — в первую очередь, договор о реадмиссии и соглашения об урегулировании миграционных потоков. Как правило, такие документы заключаются со странами основного происхождения миграции. Для примера, Италия имеет такие соглашения с Марокко, Египтом и Молдовой (готовится договор с Тунисом), но пока отсутствуют любые документы в сфере регуляции миграции с Украиной. Это несмотря на то, что Италия среди стран Евросоюза принимает наибольшее количество выходцев из Украины.

Соглашения об урегулировании миграционных потоков, кроме установления привилегированных квот для определенных трудовых категорий, предусматривают обмен информацией о реальных потребностях рынка труда и наличии специалистов, готовых к временному выезду для работы за границу, подготовку соответствующей базы данных, усиление механизмов отбора квалифицированной рабочей силы путем создания программ профессиональной подготовки, изучение языка страны назначения и тому подобное. На практике принцип циркулярной миграции означает частичное и выборочное открытие границ со стороны Евросоюза для граждан “третьих” стран с одновременным усилением иммиграционного законодательства в отдельных европейских странах.

Существуют определенные рыночные ниши, где механизм циркулярной миграции давно и массово применяется безотносительно к рекомендациям Еврокомиссии. Речь идет о так называемых сезонных работах, в первую очередь, в сельском хозяйстве, гостинично-туристической сфере, в значительной степени в строительстве, где с наступлением весенне-летнего сезона существенно увеличивается спрос на рабочую силу. Другая категория, относительно которой Евросоюз планирует широко использовать принцип циркулярной миграции, — это как раз специалисты высококвалифицированные. В развитых европейских странах существует особый спрос на инженеров, программистов, исследователей в отрасли естественных и точных наук и тому подобное. Как известно, в 2011 году Евросоюз вводит Синюю карточку, аналог американской Зеленой карточки — иначе говоря, единственное разрешение на проживание и труд для высококвалифицированных иммигрантов.

Синяя карточка будет давать право на приличную зарплату — не менее трех минимальных зарплат в принимающей стране; на социальное обеспечение; на воссоединение с семьей. Для получения документа нужны диплом о высшем образовании, минимум трехлетний стаж работы по специальности, заявление от работодателя из страны Евросоюза и справка об отсутствии судимостей. При этом каждая страна ЕС будет устанавливать свои ежегодные квоты на въезд иностранных специалистов, в зависимости от потребностей рынка труда, а также будет гарантировать первоочередное трудоустройство гражданам Евросоюза, в том числе новым его членам. Учреждение Синей карточки — это первый реальный случай использования механизма циркулярной миграции в иммиграционном законодательстве Евросоюза.

Циркулярную миграцию нужно рассматривать не как абстрактный принцип, а как действенный механизм для децентрализующего сотрудничества. Один из примеров — проект BrainNetWorking (2007—2010), адресованный молодым дипломированным специалистам из Украины, Молдовы и России. Они имели возможность пройти стажировку на предприятиях Италии и Испании, чтобы потом основать собственный бизнес в странах происхождения.

Еще один пример сотрудничества между Италией и Украиной — проект “Укрепление потенциала органов местной власти в Украине относительно улучшения миграционной и социально-образовательной политики в интересах детей, женщин и местных общин” в 2009—2010 годах (программы временного трудоустройства украинских женщин в Италии).

Другой важный аспект — это языково-культурная и общественная интеграция в стране пребывания. Неопределенность и временность, которые нередко затягиваются на долгие годы, приводят к тому, что мигрант не способен и, собственно, не пытается преодолеть “культурный шок” в результате попадания в чужую среду. По утверждениям психологов, он является естественной и неизбежной реакцией на начальных стадиях миграционного проекта, но впоследствии непреодоленный “культурный шок” может негативным образом повлиять как на личность, так и на идентичность человека.

Интеграция трудовых мигрантов в стране нового пребывания и их реинтеграция по возвращении на родину — это сложная и многоуровневая проблематика, требующая тщательного изучения, особенно в контексте нового явления циркулярной миграции. В противном случае “двойное” присутствие мигрантов (в стране происхождения и в стране пребывания), которое активно отстаивают сторонники циркулярной миграции, рискует обернуться для многочисленной группы людей отсутствием и исключением из любого контекста.

Елена ПОНОМАРЕВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.