Насколько экономика европейских стран зависит от КНР, посчитал The Economist. Forbes выбрал главное из статьи.
Когда Россия начала полномасштабное вторжение в Украину, а Китай отказался осуждать страну-агрессора, Европа стала волноваться о последствиях ее зависимости не только от России, но и от Пекина. Некоторые европейские лидеры заговорили о немедленном “разводе” с Китаем во избежание потенциального хаоса в экономике их стран, который привел к расторжению связей с РФ.
На это есть причины: в случае войны США и Китая из-за Тайваня Европа должна будет наложить санкции на КНР и поддержать американскую военную кампанию. Негативные экономические последствия для Европы будут больше, чем для США.
Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в прошлом месяце предложила новую, более мягкую доктрину снижения такого риска. Речь идет о взвешенном сокращении связей ЕС с Китаем, а не радикальном разрыве экономических отношений, и об управлении рисками, которые возникают из-за тесных экономических связей Европы и Китая. А управлять здесь действительно есть чем.
Экономические связи Европы и Китая
Европа имеет больше связей с Китаем, чем США. Около 8% своих доходов европейские публичные компании получают из Китая, в то время как американские — лишь 4%, по данным Morgan Stanley.
Экспорт Европы и США в Китай примерно одинаков — 7—9%, но торговля с КНР в европейской экономике играет большую роль, поэтому чувствительность к изменениям именно в торговых отношениях с КНР в Европе больше.
Инвестиции в Китай составляют 2% ВВП Европы, в США этот показатель 1%.
Чтобы отразить уровень связанности европейской экономики с Китаем, The Economist создал инфографику доходов разных стран от торговли с КНР. Она включает три элемента: экспорт товаров, экспорт услуг и продажи дочерних предприятий западных компаний в Китае. Данные отражают ситуацию в 2020 году, аналитики последующих лет нет.
Доходы стран ЕС от торговли с Китаем в процентах от ВВП.
Фото Инфографика The Economist
5,6% от общего ВВП большой европейской шестерки (Британия, Франция, Германия, Нидерланды, Италия, Испания) приходится на доходы от торговли с Китаем, в 2011-м этот показатель составил 3,9%. В США достиг 4,2%.
Но внутри шестерки имеются существенные отличия: в Испании и Италии такие доходы составляют всего 1—2% ВВП, во Франции и Британии — 4—5%, а в Германии — 9,9%. Две трети этих доходов — продажи дочерних компаний западных предприятий в Китае.
Если произойдет “радикальная” фрагментация цепочек поставок, валовые национальные расходы (gross national expenditure) еврозоны упадут более чем на 2%, что, по данным Европейского центрального банка, примерно вдвое больше, чем в США при тех же обстоятельствах. У Германии этот показатель, вероятно, будет еще выше.
Если поток инвестиций между Западом и Китаем сократится, ВВП Европы упадет на 2%, а ВВП США пострадает почти вдвое меньше, по данным МВФ.
Пострадают и ведущие европейские компании, полагающиеся на Китай: немецкие автопроизводители, французские империи люксовых товаров и два британских банка.
В целом между 2002 и 2019-м общая торговля между Китаем и ЕС выросла на 428%.
Политика осторожности
Впервые о минимизации рисков от связей с Китаем начали говорить четыре года назад, когда Европа стала осознавать, что Китай — ее системный соперник. В это время европейские столицы снизили свою активную рекламу инвестиций в Китай.
Война в Украине привлекла внимание к опасности торговых связей с автократическими государствами.
С политикой снижения рисков, предлагаемой фон дер Ляйен, европейцы согласны, но ни она, ни другой европейский лидер не определили ее практическое воплощение.
О ней известно несколько вещей.
-
Связи с Китаем полностью не разрываются.
-
Отмечается важность диверсификации.
-
Повышение экономической безопасности.
-
Искоренение принудительного труда из цепочек поставок.
-
Ограничение доступа к технологиям, которые можно использовать в военных целях.
Такую осторожность можно понять, ведь Европа и США очень зависят от Китая в поставках некоторых товаров. В 2022-м на Китай пришлось 3/5 редкоземельных элементов, добытых в мире в этом году. Кроме того, страна обработала 60% мирового лития и 80% кобальта.
Эти компоненты незаменимы в производстве батарей для электромобилей. Европа импортирует 98% редкоземельных частей из Китая, а Америка — 80%.
По данным немецкого аналитического центра MERICS, ЕС покупает у Китая 97% хлорамфеникола, вещества, используемого для производства антибиотиков; США — 93%.
Диверсификации быть
Диверсификация поставок для США и Европы началась во время пандемии, и теперь, когда это возможно, страны закупают товары в Мексике, Индии, Марокко, Норвегии и Турции.
Активизировались и законодатели. ЕС подготовил закон о критически важном сырье, согласно которому к 2030 году вступит в силу запрет покупать более 65% определенного законом сырья у одной страны.
В сфере технологий Европа применила такой же экспортный контроль, что и США, чтобы ограничить доступ Китая к некоторым технологиям. Например, нидерландская фирма ASML, производящая оборудование для изготовления микрочипов, запретила продажи своих передовых машин китайским компаниям.
В настоящее время некоторые европейские компании сокращают инвестиции в китайское направление своего бизнеса. Еще кто-то решает сделать свои дочерние предприятия в Китае более независимыми, полагаясь на местное производство и продажи.
Последнюю категорию можно определить по тому, насколько вырос уровень финансирования этих дочерних предприятий из их собственных доходов, а не за счет капитала из Европы. Если говорить о немецких дочерних предприятиях, такой уровень самостоятельного финансирования постепенно растет: в 2002-м он составил 2%, в 2012-м — 52%, а в 2022-м — 85%.
Си Цзиньпин и Олаф Шольц. Олаф Шольц не сторонник уменьшения связей между Германией и Китаем. Фото Getty Images
При наихудшем сценарии такие дочерние компании могут полностью отделиться от материнских компаний и работать самостоятельно. Это приведет к огромным денежным потерям для акционеров крупных европейских компаний, но так европейская экономика пострадает меньше.
Еще один элемент политики снижения рисков предполагает более жесткий контроль за инвестициями Китая в Европу.
В прошлом году китайские инвестиции в Европу сократились до самого низкого уровня с 2013 года, обнаружили MERICS и консалтинговая фирма Rhodium.
Почему политика снижения риска может провалиться
-
Крупные компании, удовлетворенные результатами работы с Китаем, могут отказаться от соблюдения новой политики отношений со страной. Европейский авиапроизводитель Airbus, несмотря на напряженность связей с КНР, решил расширить производство в Тяньцзине, а также подтвердил заказы на производство 160 самолетов для Поднебесной.
-
Технологические изменения и их экономические последствия могут провоцировать формирование новых связей, даже если старые разрываются. К примеру, автомобили. ЕС практически не экспортирует электромобили в Китай. А вот почти весь автомобильный экспорт Китая в ЕС — это электромобили. А чем больше вырастет спрос на “зеленые” автомобили, тем больше будет привлекательность их экспорта из Китая, где они относительно дешевле.
-
В таком виде политика снижения риска почти не готовит Европу к шоку, который случится, если Китай попытается захватить Тайвань. Европейский оборонный сектор уже растянут до предела, и Европе будет проблематично найти возможность поддержать еще и США с Тайванем. Плюс Америка рассчитывает на то, что Европа введет против Китая те же санкции, что и против России. Это будет серьезным ударом по европейской экономике и ее компаниям.
В последующие месяцы решение ЕС об отношениях с Китаем будет во многом зависеть от Франции и Германии, отмечает The Economist.
Эти две страны имеют самые большие экономики в регионе, они больше всех получают доходы от торговли с Китаем и меньше всего хотят оборвать с Пекином экономические связи.