Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

“От свободной торговли выиграют и ЕС, и Украина”

[16:38 29 октября 2010 года ] [ День, № 197-198, 29 октября 2010 ]

В Украине существует немало ошибочных оценок той цены, которую надо будет заплатить за построение глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли.

— Задача написать что-то о свободной торговле между ЕС и Украиной подобна задаче объяснить какую-то проблему молекулярной физики. Они не принадлежат к “драйвовым” вопросов, которые способны привлечь публику. Для подавляющего большинства граждан они слишком технические: чтобы в них разобраться, надо прочитать горы документов. Конечно, ни одна знаменитость или активистка движения FEMEN не будет призывать политиков разобраться с очередным раундом переговоров о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС.

Это плохо. Страх и недостаток понимания вопросов свободной торговли могут привести к тому, что мы потеряем те чрезвычайные преимущества, которые она предлагает. Свободная торговля — это благо не только для крупных корпораций. Ведь она приносит хорошие вещи для каждого гражданина. Она является взаимовыгодным проектом и для ЕС, и для Украины. И даже больше: настоящей победительницей будет именно Украина, ведь ЕС является ее крупнейшим торговым партнером, в то время как на Украину приходится лишь 1% от всех объемов торговли ЕС.

Несколько столетий назад люди верили, что торговля — это игра с “нулевой суммой”. То есть, что одно государство может выиграть от обмена лишь за счет другого. Потом появились такие крупные мыслители, как Адам Смит или Давид Рикардо, которые совершили революцию в экономике, подобную революции Ньютона в физике. Как они считали, в любом добровольном обмене что-то выиграть должны (или, по крайней мере, могут) обе стороны. И в самом деле, опыт успешных реформаторов — Польши, Чехии или Южной Кореи — свидетельствует о том, что либерализация торговли сразу — и на много лет — повышает темпы годового экономического роста на несколько процентов.

ЕС заинтересован в расширении пространства стабильности и благосостояния на своих соседей и в укреплении своих отношений в этом регионе. ЕС и Украина договорились, что Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) — базовый документ, который на правовом уровне регулирует отношения между двумя сторонами, — следует заменить новым и более амбициозным. Даже перед началом переговоров ЕС указал, что готов предложить Украине усиленное соглашение. Это означает, что даже без признанных перспектив членства Украина получит доступ к внутреннему рынку ЕС и возможности для более активного политического сотрудничества и экономической интеграции.

Раздел о свободной торговле, которую мы на нашем брюссельском жаргоне называем “глубокой и всеобъемлющей зоной свободной торговли” (DCFTA), является важной частью этого нового соглашения. Но что означают слова “глубокая и всеобъемлющая”?

Для того чтобы их объяснить, мы должны вернуться на полтора столетия назад. 150 лет назад Великобритания и Франция подписали так называемый Договор Кобдена-Шевалье, который также известен как англо-французский договор 1860 года. Он уменьшил или отменил большинство тарифов, существовавших между двумя странами. Отпала необходимость нелегально завозить французские вина в Британию; британская шерстяная одежда стала доступной для многих французов, которые раньше не имели к ней доступа.

Этот договор был началом наиболее распространенной, классической формы свободной торговли, которая предусматривает отмену экспортных и импортных пошлин. Но торговлю ограничивают не только тарифы. За эти 150 лет были изобретены самые разнообразные квоты, субсидии, технические и санитарные нормы, которые сами по себе оправданы, но могут трактоваться как преграды для торговли. Если бы Украина хотела подписать с ЕС классическое соглашение о свободной торговле, подобное франко-британскому договору, она не нуждалась бы в осуществлении весомых институциональных и законодательных изменений. Однако вследствие этого соглашения не было бы и серьезного позитивного влияния на рост торговли между двумя партнерами. И это соглашение не стало бы локомотивом интеграции в ЕС.

В противоположность обычной зоне свободной торговли, ЗСТ+ идет дальше и отменяет все элементы, искажающие торговлю. Речь идет о том, что Украина будет гармонизировать свои правила, регуляции и нормы с соответствующими стандартами ЕС, а также будет еще больше либерализовать свою сферу услуг. Хотя усиленная версия соглашения потребует значительных финансовых и человеческих ресурсов, а также институциональных и законодательных изменений, она вполне реалистично способна трансформировать саму модель экономики страны и придать импульс интеграции Украины в ЕС.

Конечно, этот процесс потребует затрат. Если вы приходите в ресторан и заказываете себе обед, вы должны за него заплатить. В краткосрочной перспективе адаптация к новым стандартам и правилам никогда не будет для украинских производителей легкой. Реформа может заставить определенные отрасли экономики уменьшить объемы производства или даже исчезнуть. Вместе с тем немало других секторов расширят свою деятельность; возникнет много новых отраслей. Эта адаптация будет иметь и социальную цену; для некоторых людей и некоторых сообществ переходный период будет сложным.

Итак, в краткосрочной перспективе адаптация потребует определенных затрат — но не надо их преувеличивать! В Украине существует немало ошибочных оценок той цены, которую надо будет заплатить за построение глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли. Один из наибольших мифов — это миф о ее негативном влиянии на доходы бюджета. Сегодня доходы от таможенных тарифов, собираемых на границе, составляют 4,4% всего государственного бюджета Украины. Опыт свидетельствует, что краткосрочная потеря импортной пошлины (из-за отмены импортных пошлин в рамках ЗСТ) будет более чем компенсирована ростом доходов, полученных государством от косвенных налогов (например, НДС). Эти налоги будут платить компании, которые обретают новые рыночные возможности благодаря общим импульсам, полученным экономикой.

В дополнение к этому стабильному доходу, который, как мы надеемся, принесет связанный с торговлей рост, ЕС продолжит предоставлять Украине помощь для ускорения модернизации. Это важно, ведь торговля и инвестиции крайне зависят от доверия и восприятия партнеров, поэтому Украина, которая стремится реализовать свой экономический потенциал, должна развивать прозрачные и эффективные государственные институты. На осуществление бюджетных затрат для внедрения правовых и институциональных реформ в сферах, связанных с торговлей, Украина уже получает — или будет получать — поддержку от ЕС в рамках программы Всестороннего институционального развития, к которой будут также добавлены деньги международных финансовых институтов. Общий объем технической помощи ЕС для Украины за 2011—2013 годы обогатится 552 миллионами евро.

Многие бизнес-игроки в Украине также опасаются, что создание глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли только откроет двери для потока импорта из ЕС. Однако эти опасения не имеют под собой почвы.

Во-первых, соглашение взаимное. Более близкая интеграция в ЕС откроет украинским товарам доступ к рынку, который в 13 раз больше, чем украинский внутренний рынок, — рынку, который состоит из 500 млн. потребителей.

Во-вторых, товары из ЕС уже широко присутствуют на украинском рынке, ведь уже сейчас они сталкиваются с малым количеством барьеров. Средний уровень тарифов, которые Украина сегодня применяет к импорту из ЕС, довольно низкий. А потому в любом случае влияние либерализации торговли будет незначительным.

В-третьих, Украина не является ключевым рынком, на который нацелены товары из ЕС.

В-четвертых, ЕС стремится открыть свой рынок сразу, а Украине дать переходные периоды. На самом деле украинский рынок не может быть полностью открыт сразу после подписания соглашения, ведь украинские производители в основном не готовы к серьезной внешней конкуренции. Именно поэтому ЕС готов обсуждать с Украиной вопрос переходных периодов для конкретных сфер. Украина будет постепенно создавать глубокую и всеобъемлющую зону свободной торговли (в частности, относительно открытия ее рынков), и украинские бизнес-правила будут изменяться постепенно. ЕС здесь предлагает установить десятилетний переходный период, если в этом существует необходимость. Поэтому у украинских бизнес-игроков будет время для адаптации своих действий. Кроме того, гармонизация законодательства, адаптация стандартов и норм и построение необходимых институтов требуют внешней поддержки. Учитывая это, ЕС уже пообещал увеличить техническую и финансовую помощь Украине.

В любом случае, преимущества от успешного внедрения глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли будут, скорее всего, в несколько раз больше, чем ее стоимость. В долгосрочной перспективе она должна повысить конкурентоспособность товаров, производимых в Украине, а значит повысить объем экспорта Украины на всемирных рынках. Кроме того, с ростом качества украинских товаров укрепятся позиции украинских производителей на внутреннем рынке. Вместе с тем украинские потребители получат доступ к более качественным и дешевым товарам и услугам. Зона свободной торговли с ЕС должна повысить уровень доверия внешних инвесторов к украинской экономике и стимулировать как приток прямых внешних инвестиций, так и интеграцию страны в мировую экономику. Исследования свидетельствуют о том, что в длительной перспективе создание зоны свободной торговли с ЕС повысит уровень благосостояния и заработных плат в Украине.

Сам термин DCFTA (“глубокая и всеобъемлющая зона свободной торговли”) может показаться слишком техническим. Однако по сей день ее создание является наиболее разумным ответом на недавние вызовы, с которыми столкнулась Украина. Устранение субсидий и торговых барьеров будет означать, что Украина сможет использовать свои ресурсы эффективнее, а потому получит больше возможностей для уменьшения неравенства и бедности, социальной напряженности и упадка окружающей среды. Все это может, вполне реалистично, стать основой новой экономической стратегии страны.

Несомненно, глубокая и всеобъемлющая зона свободной торговли открывает хорошую перспективу. Я бы даже осмелился назвать эту перспективу крайне привлекательной.

Жозе Мануэл ПИНТУ ТЕЙШЕЙРА, посол, глава Представительства ЕС

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ

SpaceX запустила частную миссию к Луне. Как развивается космическая гонка миллиардеров Маска и Безоса?

[07:00 16 января]

[BBC News Русская служба, 15 января 2025]

Основатель Amazon Джефф Безос и его компания Blue Origin вот-вот запустят ракету New Glenn. Запуск должен был состояться еще в понедельник, но был отложен по техническим причинам — и, скорее всего, произойдет в ближайшие дни. Все это происходит на фоне успехов SpaceX Илона Маска: компания в прошлом году совершила прорыв, посадив часть гигантского корабля Starship прямо на стартовую площадку. А сегодня ракета Falcon 9 компании SpaceX отправилась к Луне вместе с двумя посадочными модулями, созданными частными компаниями из США и Японии. Они будут исследовать лунный грунт и изучать магнитное поле земли. Компании обоих миллиардеров были основаны более 20 лет назад. SpaceX значительно опередила конкурента за последние годы, но успешный запуск New Glenn может сократить отставание.

НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.