“2000” протестировали возможности широко разрекламированного в Киеве “мобильного интернета нового поколения” под брендом 4G FreshTel и имеем веские основания для того, чтобы:
а) утверждать, что компания “Украинские новейшие технологии” ведет недобросовестную рекламную политику и, мягко говоря, вводит в заблуждение многих потребителей, продавая оборудование, которое не обеспечивает нормальной работы интернета, а модемы, распространяемые под брендом FreshTel, зачастую даже не предоставляют возможности подключиться к сети;
б) призвать читателей не верить заявлениям представителей фирмы и не покупать предлагаемую ими продукцию;
в) усомниться в искренности нового оператора, заявляющего о планах построения мощной беспроводной интернет-сети, и относиться к этим планам по меньшей мере как к грандиозному прожекту, хотя не можем исключать и того, что 4G-технология в киевском варианте — грамотно продуманная афера.
Вот это прорыв!
Стоит пояснить читателям, не вникавшим в кухню телекоммуникаций, какой смысл заложен в “марку” 4G и чем отличается четвертое поколение мобильной связи, например, от третьего — с условным обозначением 3G.
Прежде всего технологии первого, второго и третьего поколений стандартизованы авторитетной международной организацией — Международным союзом электросвязи, а технологии четвертого — нет, то есть пока их рассматривают как технологии будущего.
Стандарты сетей третьего поколения 3G способны передавать данные со скоростью 2 Мбит/с, однако, как показывает опыт киевлян, использующих беспроводное соединение, средний абонент может в настоящее время, скажем образно, “путешествовать” по интернету и передавать данные с небольшой, “велосипедной”, скоростью.
FreshTel заявляет, что его 4G-технология позволяет по интернету “летать”. На официальной странице компании (FreshTel.ua) сообщается, что 4G быстрее 3G в 10 раз!
Вот это прорыв! Конечно, нам нужен такой интернет!
Следует учесть, что о запуске первой в мире коммерческой сети четвертого поколения всего лишь полгода назад заявила Шведская телекоммуникационная компания TeliaSonera, и то, что Украина становится второй страной, освоившей новейшую технологию, безусловно, вызывает чувство неподдельной гордости.
Правда, также в начале этого года услуги 4G FreshTel стали предлагаться еще и в четырех российских городах — Туле, Серпухове, Чехове и Новомосковске, но об этом ниже.
“Быстрее мобильных и мобильнее быстрых!”
Впервые о реализации проекта 4G-сети в июне прошлого года на Петербургском международном экономическом форуме заявил президент фонда прямых инвестиций Icon Private Equity Кирилл Дмитриев. Он рассказал, что фонд вложит 200 млн. долларов в создание федерального оператора беспроводного широкополосного доступа четвертого поколения по технологии WiMax под брендом FreshTel.
Не вдаваясь в специфику, заметим, что шведская сеть строилась совсем по другой технологии (LTE), и многие специалисты сомневаются в том, что WiMax перспективен для развития мобильного интернета в мегаполисах.
Убеждается в этом и все большее число рядовых пользователей.
Многие отказываются от услуг, ибо, кроме громких обещаний, ничего не получают. На форумах, где обсуждается новая услуга, звучат утверждения, что формат WiMax “изначально порочен”, что “FreshTel — это лотерея: платят все, а выигрывают единицы!”
Кирилл Дмитриев заявлял, что в течение 2009 г. сеть, насчитывающая около двух тысяч базовых станций и охватывающая около 20 млн. абонентов, будет развернута в 11 регионах РФ. Дополнительное поступление денежных средств обеспечат финансовые институты Китая. Оттуда же будет поставляться оборудование.
Как видим, планы пришлось подкорректировать — проект худо-бедно развивается в четырех российских городах и украинской столице.
Пару слов о личности инвестора. 35 лет. Финансист. Осуществил ряд знаковых инвестиционных сделок в России: продажу банка DeltaBank компании General Electric, банка DeltaCredit компании Societe Generale, акций телеканала “СТС Медиа” компании Fidelity Investments, телеканала ТВ 3 холдингу “Профмедиа”, ГК “Национальные Кабельные Сети” холдингу “Базовый Элемент”, продажу компании “Компьюлинк” консорциуму фондов и холдинга НТК банку “Россия”.
В 2009 г. основал Фонд социальных инициатив Кирилла Дмитриева, цель которого обозначена на страничке г-на Дмитриева в “Википедии”:
“всесторонняя поддержка и развитие социальных инициатив, которые направлены на повышение уровня жизни в Украине и развитие идеологии “экономического прагматизма”.
Первым проектом Фонда социальных инициатив на Украине стал концерт легендарного камерного государственного оркестра “Виртуозы Москвы” в филармонии. Но в украинской прессе Дмитриева уже величают одним из самых активных российских инвесторов в украинскую экономику.
Заявлял, что в создание украинской сети 4G FreshTel вложит 100 млн. долл.
А вот как сам руководитель фонда четко и доходчиво представлял возможности сети FreshTel в интервью “Российской газете”:
“Это такая связь, которой можно покрыть весь город и иметь доступ к ней в любой точке, где бы ты ни был. Для сравнения: чтобы подключиться к Wi-Fi, нужно находиться не далее чем в 100 метрах от точки доступа. Одна базовая станция FreshTel может “покрыть” около 20 километров.
Чтобы охватить таким интернет-облаком небольшой город, нужно около 50 станций.
Сейчас мы не представляем себе жизни без мобильного телефона, а ведь еще лет 20 назад спокойно без него обходились. Также и лет через десять, думаю, будет удивительно, что можно было жить без широкополосного беспроводного, “вездесущего” интернета”.
Любопытно, что на вопрос журналиста, почему эта технология не внедряется прежде всего в крупных российских городах, Кирилл Дмитриев отвечает, что “мы сознательно не идем в Москву и Санкт-Петербург — там и так много вариантов для интернет-связи”.
Не правда ли, странная логика как для коммерсанта? С точки зрения экономической выгоды как раз следовало стремиться в крупные города, ведь именно в них сосредоточены пользователи, заинтересованные в “вездесущем” интернете. И каким образом с его аргументацией согласуется то, что в ряд с Серпуховым и Чеховым стал Киев, непонятно.
“Что нужно, чтобы подключиться к FreshTel?” — спрашивал корреспондент.
“Достаточно просто подключить к компьютеру модем, и он сам найдет сеть и начнет работать. Где бы вы ни находились, интернет со скоростью передачи данных до 10 мегабит в секунду — с вами. Эта скорость позволяет не только, как сейчас говорят, “серфить” по интернету — искать и быстро получать нужную информацию, но и проводить онлайн- и видеоконференции и даже смотреть телевизор в отличном качестве”, — отвечал Дмитриев.
Его мысль развивается на официальном сайте FreshTel, где заявляется, что эта технология “быстрее мобильных и мобильнее быстрых!”
“Нет слов — одни ругательства”
Вот лишь некоторые утверждения:
“В сети скорость передачи данных на одно абонентское устройство достигает 20 Мбит/с”.
“Впервые мобильный интернет дает возможность скачивать видео, смотреть кино фильмы, онлайн-телевидение, звонить друзьям и обмениваться тяжелыми файлами”.
“Вы можете носить интернет с собой и пользоваться им везде, где есть покрытие. Гарантируется автоматическое “бесшовное” переключение между базовыми станциями, позволяющее оставаться онлайн даже в движении со скоростью до 120 км/ч”.
Исследование системных администраторов “2000” показало, что в трех точках города (ул. Киквидзе, бульвар Давыдова, в районе Петропавловской Борщаговки) модем, купленный нами за 349 грн., в любое время суток вообще не улавливает сигнал, не говоря уже о передаче “тяжелых файлов”. Причем сотрудники FreshTel уверяли нас по телефону, что данные секторы покрыты этой связью.
После наших жалоб те же операторы пошли на попятную: сообщили, что эти улицы “покрыты” не полностью, но технологические работы продолжаются, и, может, через месяц, может, через два связь должна появиться.
Разумеется, мы не единственные “пострадавшие”.
Сотрудники компании, видимо, не поспевают очищать форум своего сайта от рекламаций пользователей, и мы приведем некоторые отзывы о ее работе:
“Сигнал в районе Сырец жду уже 2 месяца. После каждого звонка срок ожидания увеличивается — сначала на 1, потом — на 2, теперь уже обещают — через 3 месяца. Надо понимать, что могу отправлять модем в топку?”
“Когда будет нормальная связь на Лукьяновке? Когда в компании “ФрешТел” на линии будут сидеть компетентные специалисты, владеющие ситуацией? Ваш сотрудник сообщил, что в моем районе нет базовой станции, но ведутся работы. На следующий раз уже другой оператор сообщил, что никаких работ в районе Лукьяновки не велось и не ведется! Так будет ли улучшено покрытие на моей улице?”
“Операторы кормили надеждами на то, что все будет отлично работать — и так со средины января по сей день. Сейчас вовсе в грубой форме отправляют на главный сайт “Фрештел” наблюдать, когда же появится покрытие. Человек 10 только моих знакомых приобрели модемы, оплатили все в январе, но так и не смогли воспользоваться услугой”.
Скажем как есть: переадресация абонента на сайт, где размещена “карта покрытия”, — просто издевательство, поскольку цветом “покрытия” давно закрашен практически весь Киев.
К тому же есть приписка, что “карта составлена расчетным путем для модемов на улице вне зданий и не является гарантией наличия сигнала по конкретному адресу”.
Немудрено, что на интернет-форумах появляются и мнения, подобные этому:
“FreshTel, вы преднамеренно вводите киевлян в заблуждение (обманываете с целью получения материальной выгоды, что является мошенничеством), ссылаясь на карту покрытия, в действительности карта не отражает покрытия по причине не установленных или отключенных базовых станций”.
Специалистам хорошо известно, что на уровень сигнала могут влиять стены и перекрытия домов, этажность, отражаемость окон и т. д., но операторы почему-то не считают нужным уведомлять потребителей об этом, и среди последних уже находятся умельцы, которые, чтобы хоть как-то принимать сигнал, усовершенствуют оборудование с помощью фольги и антенн, размещаемых за окнами.
В то же время провайдер заявляет, что подсоединение к интернету осуществляется по принципу plug-and-play, когда достаточно лишь подключить модем к ноутбуку или компьютеру.
А как вам высказанное в одном из интервью заявление руководителя реализующих FreshTel “Украинских новейших технологий” Евгения Лисицына, что “на уровне 5-го этажа мы обеспечиваем порядка 90% покрытия, на уровне первого — нужно мерить, те данные, что есть, меня не устраивают”.
И ни слова о том, какие предпринимаются меры, чтобы устраивало. Видимо, просто перемеряют.
На другой странице сайта говорится, что “FreshTel покрывает большую половину территории Киева (те еще грамотеи. — Авт.), а так же (!) Бровары (на днях исправлено на “почти весь Киев” — Авт.). В 2010 году заработает в семи крупнейших городах Украины”.
И далее: “каждую неделю мы вводим в эксплуатацию несколько базовых станций”.
Но информации об их числе и расположении почему-то не приводится.
Странно, не правда ли? Разве серьезная телекоммуникационная компания не начала бы презентацию своего детища именно с обнародования этих показателей? Зато на сайте ярко представлены карты с пунктами продаж модемов и терминалами оплаты.
Поэтому мы направили обращение в Украинский государственный центр радиочастот с просьбой предоставить информацию о количестве базовых станций операторов “мобильного интернета”, о чем сообщим в очередной публикации на данную тему. Надеемся, что УГЦР прореагирует и на изложенные в настоящей статье факты.
А вот и пользователь, которому улыбнулась удача — подключился к сети, о чем спешит сообщить на форуме:
“У меня нет слов — одни ругательства. Зачем обманывать людей?! Не буду ничего комментировать, смотрите на цифры.
Нам обещают 20 мегабит, а вместо этого... ”
Как видим, его интернет работает со скоростью загрузки 0,4 мегабита, а отправить электронное письмо или выложить что-то в сети на скорости 0,08 весьма и весьма затруднительно!
О какой быстроте и мобильности, о каком четвертом поколении вообще идет речь?!
Также на официальном сайте предлагается установить программное обеспечение, которое можно скачать бесплатно. Читаем претензию еще одного пользователя:
“Программное обеспечение нам не помогло, как не помогло и многим другим пользователям.
Сегодня девочка из FreshTel сообщила, что, оказывается, к размещенным драйверам компания FreshTel никакого отношения не имеет, и то, что выложено на официальном сайте компании FreshTel — это детище ZTE и соответственно все вопросы по полной неработоспособности указанного программного пакета пользователи должны решать самостоятельно с китайской компанией!
Оказывается, все программное обеспечение, что выложено на официальном сайте, ими не тестируется!”
Стоит заметить, что подобная картина наблюдается в “побратиме Киева по несчастью” Туле, где коммерческие предложения от FreshTel стали поступать, как и у нас, в начале этого года:
“При попытке загрузить страницу Google, ожидаю около 15 мин... Скорость закачки — 50 кб/с максимум. Оператор аргументирует, что это проблема в покрытии, и ждать мне нужно опять около нескольких месяцев”.
“Подключился, но соединение часто прерывается, особенно вечером через каждые 10—15 мин. Оставил заявку 9 дней назад! Тишина до сих пор. Вы дорожите своими клиентами?”
“Пишу потому как терпение уже на пределе!!! Связь прерывается каждую минуту, и это продолжается днями. На фиг нужен такой интернет?”
“Среди моих знакомых очень много тех, кто приобрел ваши модемы, но не могут ими пользоваться”.
Вниманию Общества защиты прав потребителей!
Мы не стали возвращать модем в магазин — надо же будет проверить его работу через месяц-другой.
Однако полагаем, что у покупателей модемов, которые продаются вместе с пластиковой карточкой с указанием пароля для входа в сеть, возврат напрасно потраченных денег будет сопряжен с некоторыми проблемами.
Начнем с того, что на сайте компании указаны две цены на один и тот же модем:
— “для подключения на контракт” — 180 грн.,
— “для подключения на предоплаченной основе” — 349 грн.
Сам Евгений Лисицын в конце прошлого года говорил, что “цена на наши модемы будет составлять 199 грн”, но, как видите, для обычных потребителей они резко подорожали.
Чем же обосновывается разница между модемом по предоплате и контракту? Консультанты FreshTel по телефону не смогли ответить на этот вопрос.
Попытаемся разобраться самостоятельно.
“С 23 апреля все стартовые комплекты продаются с предварительно активированным тарифом FreshMax.
Первые 30 дней пользования услугами предоставляются бесплатно, согласно условиям акции “30 дней в подарок”.
30 дней пользования услугами предоставляются для проверки покрытия и качества услуг, предоставляемых компанией FreshTel”.
А в пункте 9:
“В случае возврата оборудования средства, внесенные для пополнения баланса абонента, возврату не подлежат”.
И нам становится понятной цена этого “подарка”. Тариф для подключения к FreshMax составляет 179 грн., и если вы не сможете подключиться к интернету и решите вернуть вложенные деньги, то читайте “пункт 9”.
Также можно предполагать, что коммерческий расчет идет и на то, что многие пользователи не захотят возиться с возвратом, иные оставят купленный комплект у себя до лучших времен и т. п.
А иначе каким же еще образом развиваться компании, продающей некачественные, а для многих мест, где якобы имеется “покрытие”, — несуществующие услуги?
Все эти вопросы мы адресуем Обществу защиты прав потребителей.
Заслуживает внимания и свежее — от 9 мая — объявление на тульском сайте, где FreshTel перешел на “однодневное тестирование”:
“Клиенты, желающие подключиться к сети 4G FreshTel могут предварительно проверить качество работы сети в местах предполагаемого наиболее частого использования. Срок тестирования — 1 день. Залоговая стоимость оборудования — 100% розничной цены”.
Особенно показательна фраза: “При наличии слабого или неустойчивого сигнала возможно его усиление с помощью более мощных устройств, а также внешних антенн. Появление их в продаже ожидается в ближайшее время”.
Разве солидный провайдер станет так охмурять клиентов, убеждая их не торопиться с выводами о негативном результате тестирования, подождать, когда настроят антенны, дождаться появления мощных устройств?
Не напоминает ли эта схема продажу сырого мяса под видом готового или эпизод из старого фильма “Начальник Чукотки”, когда барыги “впаривали” северным жителям музыкальные медные трубы от граммофона? Без самого граммофона и без пластинок. А те надеялись услышать музыку.
Комментарий специалиста
А кто не грешит?
На наши вопросы по поводу поднятой проблемы ответил Олег Соболев, исполнительный директор ассоциации Wireless Ukraine, в которую входят компании, работающие на рынке беспроводных технологий.
— По вашему мнению, интернет-услуги под брендом 4GFreshTel — это действительно сеть нового поколения или “Новейшие украинские технологии”, скажем так, преувеличивают возможности реализуемой ими технологии WiMax?
— На эту тему ведется много споров — к какому поколению относить WiMax — к третьему, четвертому или третьему с половиной. Впрочем, потребителю это не столь важно, как цена, скорость и качество.
— Как раз по поводу качества услуг FreshTel очень много нареканий потребителей.
— Да, я слышал о них, но сеть находится в стадии строительства, поэтому с покрытием у них не все хорошо.
— Возникает вопрос о недобросовестном маркетинге. Как можно, находясь на этой стадии, продавать оборудование и услуги даже тем клиентам, которые живут в районах, где невозможно принимать нормальный сигнал?
— Я понимаю контекст, но должен сказать, что если не все операторы, то подавляющее большинство, к сожалению, грешат — с точки зрения предоставления качественных услуг. И не стал бы выделять FreshTel из ообщего списка.
Мы проводили тестирование FreshTel: у них действительно плохое проникновение в помещения. Но, например, у меня в квартире сигнал ловит на скорости 6,5 мБит. Это очень хорошая скорость. Но есть и теневые зоны по Киеву.
— Судя по откликам пользователей, последних как раз больше.
— Давайте не будем спешить ругать оператора. Все-таки он первым развивает сеть на частоте, требующей огромного количества базовых станций. И соответственно — огромных затрат. По Киеву их должно быть несколько сотен, но они еще не достроились.
— В то же время средства позволяют оператору установить рекламные баннеры по всему Киеву, разместить рекламу во всех вагонах метро, а торговые площадки — в супермаркетах. И обеспечить высокий уровень продаж модемов и другого оборудования, которое для многих оказывается бесполезным... И, разумеется, потребители начинают сильно сомневаться касательно достоверности декларируемых компанией возможностей. Сомневаются в перспективности технологии WiMax как таковой.
— WiMax — признанная технология. Например, ее продвигает мировой консорциум “Интел” — на уровне микросхемы в новых ноутбуках по умолчанию ставится модуль, в котором есть и стандарты Wi-Fi, и мобильного WiMax. Правда, пока с WiMax имеются некоторые технические особенности, и потребителям приходится покупать модемы для USB-портов. Эти модемы — сертифицированы, имеют определенные параметры...
— Мы ведь прекрасно понимаем, что за большие деньги сегодня можно сертифицировать и дырки от креста господнего.
— Поверьте, им это совсем ни к чему. У компании могут отобрать лицензии, может наехать Минсвязи. Она работает абсолютно легально и открыто.
— Итак, вы все же рассматриваете WiMax как перспективное направление. В таком случае, если покрытие FreshTel станет нормальным, WiMax вытеснит Wi-Fi? Ведь одно дело пользоваться интернетом в кафе, аэропортах, других местах, где установлены станции Wi-Fi, но которые обеспечивают сигнал лишь в радиусе 100 м, и совсем другое — ловить сигнал всюду, как обещает FreshTel. Это рано или поздно произойдет?
— Не думаю. Wi-Fi занимает свою нишу, совершенствуется, скорости увеличиваются до 300—600 Мбит/сек, тогда как WiMax заявляет о 10 Мбит/сек. По сути Wi-Fi и WiMax не должны конкурировать. Wi-Fi должен был развиваться в помещениях, а WiMax — по системе indoor, то есть — на улице. Концепция такая: потребитель закачает что-то из интернета, находясь в офисе, в аэропорту или в гостинице, через Wi-Fi, а выходя на улицу, попадает в зону действия WiMax, и процесс закачивания не прерывается.
— С этой точки зрения выглядит все логично, но ведь в Киеве WiMax преподносится не как технология для улиц, а как “вездесущий” интернет, чем по крайней мере вводит потребителей в заблуждение. Не наблюдаете в этом определенной махинации?
— Если общественность придет к такому выводу, наша ассоциация выгораживать оператора не будет.
При участии специалистов отдела системных администраторов “2000” Юрия Шостки и Сергея Бугайчука
Роман БАРАШЕВ
Что скажете, Аноним?
[12:17 30 ноября]
[07:40 30 ноября]
[20:31 29 ноября]
13:00 30 ноября
12:30 30 ноября
12:00 30 ноября
11:30 30 ноября
11:00 30 ноября
10:00 30 ноября
09:30 30 ноября
08:30 30 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.