Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

О цене — рыночной и политической

[14:26 24 января 2012 года ] [ День, № 10, 24 января 2012 ]

Владислав Каськив: Независимо от договоренностей с Россией проект LNG-терминал нужно реализовывать.

Украина продолжает непростые переговоры по газу с Россией. И, похоже, изменение тона дискуссии благодаря четким аргументам украинской стороны принесет позитивные плоды. Так, председатель правления “Газпрома” Алексей Миллер заявил о готовности в газовом диалоге действовать в цивилизованных рамках. Однако украинское правительство уже не рассчитывает только на “цивилизационный” компонент, но активно ищет другие механизмы усиления энергетической независимости страны. В частности, речь идет об альтернативных источниках энергии и постройке терминала по приему сжиженного газа на побережье Черного моря, так называемый LNG-терминал. Причем вокруг последнего появилось много разговоров, дескать, если Россия и Украина договорятся, то никакого наземного терминала не будет. Максимум Украина купит плавающий завод по регазации сжиженного газа. О перспективах реализации одного из главнейших вариантов обеспечения энергетической независимости станы, а также об успехах в реализации других нацпроектов “Дню” рассказал глава Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Украины Владислав КАСЬКИВ.

— Год назад, во время презентации инвестиционной реформы, глава государства поручил вам протестировать министров и глав облгосадминистраций на предмет возможности реализовать инвестиционную реформу. И как: чиновники уже сдали тесты и будут ли по их итогам кадровые решения?

— Поручение Президента означало определить индекс инвестиционной привлекательности каждого региона Украины. Поэтому мы не брали на себя смелость давать оценку администрациям, а обратились к экспертам по международным структурам с просьбой помочь в определении этого индекса. Индекс инвестиционной привлекательности регионов уже готов. По итогам 2008—2011 годов наиболее инвестиционно привлекательными регионами Украины оказались Днепропетровская, Луганская, Запорожская области, город Киев, Полтавская, Донецкая, Харьковская, Львовская, Киевская и Николаевская области. Это оценка 600 бизнесменов и более 70 экспертов во всех регионах Украины.

— С “отличниками” понятно, их всегда проще называть. А кто оказался в конце этого списка?

— На последнем месте Черновицкая, потом город Севастополь, Херсонская, Сумская области. Но это не показатель того, что в таком инвестиционном рейтинге виноваты нынешние руководители облгосадминистраций, так как индекс формировался по итогам последних четырех лет. Сейчас губернатор той же Сумской области за год привлек около 140 миллионов долларов.

“В 2012-м каждая область должна провести инвестиционный форум”

— Вы просто составили этот список, чтобы понимать ситуацию в регионах, или будут рекомендации относительно того, как исправляться “двоечникам”?

— До начала лета регионы должны создать свои подробные инвестиционные карты. Сейчас Агентство начало подписывать с каждой областью соглашение о сотрудничестве в привлечении инвестиций. В этом соглашении местная администрация подает перечень инвестиционных проектов, которые определяет как приоритетные, и гарантирует им всестороннюю поддержку в воплощении (по принципу, который сейчас действует в национальных проектах). Параллельно в областях открываются региональные подразделения нашего Агентства, которые будут подчиняться нам и облгосадминистрации. И они будут оказывать юридическую и экспертную помощь при подготовке таких проектов. Такие соглашения уже подписаны с Харьковской и Закарпатской облгосадминистрациями. Через несколько недель будут приобщены Черновицкая и Ивано-Франковская области и Крым. Также каждая область в 2012 году должна провести свой инвестиционный форум, на котором представить инвестиционные проекты и продемонстрировать свой потенциал. Также облгосадминистрации должны доказать каждому, что инвестор — не враг, который приходит обворовать людей. Ведь сегодня еще бытует такое восприятие иностранных инвесторов.

— В реализации национальных проектов инвесторы имеют государственные гарантии и поддержку Президента. В регионах они сталкиваются с большой бюрократией и еще большими коррупционными аппетитами чиновников. Какие гарантии станут залогом успешной предпринимательской деятельности на региональном уровне?

— Вышеупомянутые инвестиционные соглашения и региональные центры создадут прозрачную систему администрирования проектов и гарантируют качественную помощь в подготовке таких проектов. Ведь сегодня наряду с проблемой бюрократии и коррупцией остро стоит проблема дефицита качественных инвестиционных проектов в регионах. Идей хватает, но подготовленных по международным стандартам региональных проектов нет. Если бы вы поставили цель собрать 50 таких качественных проектов, вы их не нашли бы.

— Как вы относитесь к реанимации Госкомпредпринимательства?

— По логике, такой государственный орган обязательно должен быть, чтобы предприниматели обращались к нему за помощью и поддержкой. Если вопрос в том, нужен ли он в таком виде и с такой эффективностью, как он работал в последнее время, то ответ — не нужен.

— Расскажите об итогах визита главы государства в Турцию: о чем удалось договориться в вопросе строительства LNG-терминала?

— Почти ежедневно в двустороннем режиме обсуждаются и согласовываются возможные варианты сотрудничества. Есть прогресс в вопросе LNG-терминала. Возможно, даже будет решение, которое существенно улучшит предыдущие проектные мощности этого терминала.

— Это вы об участии турков в консорциуме по сооружению терминала и расширению в таком случае пропускной способности в обмен на согласие Турции пустить через Босфорские проливы больше танкеров со сжиженным газом?

— Без комментариев.

— А рассматривается такой вариант сотрудничества, когда Украина во время транзита российского газа в Турцию (по согласованию с последней) будет отбирать тот объем газа, который не используется последней?

— Я могу комментировать только то, что произошло.

— А как оцениваете включение в стратегию энергетической отвязки Украины от России закупку сжиженного газа из Европы, который продается на спотовом рынке?

— Газовый рынок диверсифицируется под воздействием многих факторов. Например, уже нет единого монопольного поставщика трубного газа, которым всегда был “Газпром”. Усиливает свои позиции на рынке (в том числе и Европы) и сжиженный газ. Сегодня именно сланцевый газ создает альтернативу для любой страны. И у Украины есть высокие шансы воспользоваться этой альтернативой. Другой вопрос — воспользуется ли.

“Государство должно быть миноритарным участником, а проект LNG будет реализовывать консорциум инвесторов”

— Вернемся к LNG-терминалу. Прототип украинского терминала сегодня создается в Польше. Интересно, что его строительная фаза началась только летом 2010 года и, по оценкам поляков, завершится не ранее 2014 года. То есть нужно как минимум четыре года на строительство. Украина и близко не подошла к строительной фазе, потому что ТЭО не готово, отсутствует экспертная оценка влияния строительства на окружающую среду, но звучат заявления принять первый танкер со сжиженным газом в 2013—2014 годах. Не слишком ли оптимистично? С учетом польского опыта внедрения проекта, какая дата реалистична для введения в эксплуатацию украинского LNG-терминала? Когда будет готово ТЭО?

— 31 января получим и презентуем результаты ТЭО по строительству терминала. Через месяц после этого будут названы компании, которые будут строить терминал. А относительно времени приема первых танкеров скажу, что это запланировано на конец 2014-го — начало 2015-го.

— Кто реально заинтересовался принять участие в акционерном капитале LNG-терминала? Достигнута ли договоренность с поставщиками газа? Ведь началу строительства в Польше предшествовало само достижение подписания соответствующего обязывающего меморандума с катарской компанией “КАТАРГЕС”?

— Сегодня заинтересованность к проекту проявили 20 международных компаний. В начале весны (через месяц после объявления ТЭО) будут отобраны участники строительства. Общая идея этого проекта остается неизменной — государство должно быть миноритарным участником (25%), а сам проект будет реализовывать консорциум инвесторов, в который войдут компании-владельцы ресурса (Азербайджан), транзитеры (Турция) и международные европейские компании по сбыту энергоресурсов. Наиболее приемлемый вариант будущего консорциума — не менее пяти крупных компаний, которые будут строить терминал.

Наши потенциальные партнеры, с которыми мы можем вести разговор о поставках, это те страны, где происходит добыча газа и его сжижение. Это страны Ближнего Востока, Северная Америка.

— Поэтому в таком случае Госинвестпроекту придется некоторым образом изменить свой профиль и заняться поиском инвесторов извне для этого проекта?

— Не исключено, что такая работа Агентства будет касаться энергетической сферы.

— Как считаете, почему озвучивая аргументы в газовых переговорах с Россией, украинская власть не вспомнила о LNG-терминале? Означает ли это, что в случае договоренности с “Газпромом” об удешевлении газа реализация проекта прекратится?

— Почему не звучало — это вопрос к переговорщикам. На мой взгляд, независимо от договоренностей с Россией, проект LNG-терминал нужно реализовывать. Если будет альтернатива путей поставок газа, то газовой гегемонии не будет. За 20 лет уже все поняли: наивных не осталось, что независимо от отношений между Украиной и Россией тема газа раз в году всегда поднималась. Негативных тональностей в газовом разговоре не будет при условии рыночной, а не политической цены. А политическая цена будет, пока будет существовать один источник поставок газа.

“В этом году в Украину поступит 10 миллиардов долларов, из которых третья часть — в национальные проекты”

— На какую сумму рассчитываете подписать контракты в ближайшее время и что это за проекты?

— До весны у нас будет соглашение по “Чистому городу”, очистке воды, инфраструктурных объектах (окружная дорога и Подольский мост). В целом ожидаю, что в 2012 году в Украину поступит 10 миллиардов долларов, из которых третья часть (3,5 миллиарда долларов) — в национальные проекты.

— Как продвигается работа с “Открытым миром”: какие перспективы у украинских школьников учиться с помощью новейших технологий?

— Уже началась работа над созданием контента для такого обучения. Неделю назад начался пилот проекта, который включил 704 школы. Более 14 тысяч учеников и 5 тысяч учителей начали пробовать электронные уроки. Параллельно пять компаний работает над разработкой “электронного учителя” (нетбука). Какая компания будет разрабатывать нетбук, станет известно после конкурса, проведение которого запланировано через месяц. Надеемся завершить эту работу до начала осени. И самое главное — скорость внедрения всего этого проекта будет зависеть от получения Государственным агентством лицензии на создание 4g-сети. Надеемся уложиться до конца 2012 года. Первые пилотные проекты в нескольких городах (с применением нетбуков) стартуют осенью этого года.

— Эксперты говорят, что некоторые из проектов просто не окупятся и будут висеть камнем на бюджете. Например, речь идет о “Воздушном экспрессе”. Мол, пассажиропоток в этом направлении слабый, и китайцы согласились на участие в этом только через гарантии государства...

— Срок окупаемости проекта — 25 лет, в худшем случае — 27 лет. Сегодня пассажиропоток в Борисполе составляет 30 тысяч в сутки — то есть он вырос на 20% за 2011 год. И он продолжает расти. Таким образом, проект не будет убыточным.

— Приближаются парламентские выборы. Вы уже определились — будете идти в депутаты, скажем, от Партии регионов?

— Я не планировал идти в парламент ни от какой партии. Сейчас моими основными планами является воплощение национальных проектов.

Наталья БИЛОУСОВА
 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.