“…Його труїли ми неоднократно,
Та вся отрута в його органiзмi
В мить перетворюється
На шмурдяк молдавський”
(Лесь Подервянский, “Павлик Морозов”)
“Борясь” с коррупцией, демонстративно не замечая присутствия в украинском политическом ландшафте “денежных мешков”, новые антикоррупционные институты лишь повторяют путь и унылую судьбу иных государственных органов, которые когда-то были созданы для защиты общества от экономических посягательств на его благосостояние, достоинство и будущее.
“ХЛОРНАЯ” АТАКА: ИСТОКИ И ИТОГИ
Недавние ожидания и восторги по поводу появления в нашей стране НАБУ, САП, НАЗК и т.д. вполне сопоставимы с тем ажиотажем, который вызвало в первой половине 90-х создание Антимонопольного комитета Украины. Многие, наверное, еще помнят, как активно в те годы обсуждали “антимонопольную” тему СМИ (и не только деловые), как обильно давал интервью первый руководитель АМКУ Александр Завада, которого воспринимали тогда если и не так, как, допустим, знойного “реформатора” Саакашвили на посту главы Одесской ОГА, но почти так же, как нынешних руководителей НАБУ и САП — господ Сытника и Холодницкого.
Конечно, позже все стало на свои места. АМКУ в начале этого века возглавил Леша Костусев (несмываемый позор семьи нардепа Леши Гончаренко), при Януковиче-президенте эту должность вручили Васе “Водокачке” Цушко — и это уже была откровенная насмешка и знак, что о борьбе с монополиями, проявлениями “недобросовестной конкуренции” и сопровождающей их коррупцией можно забыть.
С 2015 г. АМКУ возглавляет Юрий Терентьев, деятельность которого, судя по поступающим из комитета сведениями, все чаще сводится к борьбе с принципиальными сотрудниками его ведомства, которые не забыли миссию этого института.
Но так или иначе, несомненно одно: становление и расцвет монополизма со всеми его уродливыми последствиями произошли именно в эпоху, когда в Украине действовал призванный бороться с этим Антимонопольный комитет. И то, что в июле “вдруг” разразился “хлорный” кризис, едва не оставивший население страны без питьевой воды, — это не “вдруг”, это закономерно. И совершенно не понятно, почему этот и подобные ему эксцессы не будут повторяться всякий раз, когда тому или иному олигарху-монополисту (в “хлорном” случае — Коломойскому) что-то не понравится или чего-то захочется, или просто скучно станет в Швейцарии.
(И. Коломойский)
В результате — обошлось. Но не без издержек — в том числе относительно общенародного достоинства, которое мы затронули выше. Венгры подсуетились и отправили на Закарпатье несколько тонн хлора, что на фоне непрекращающихся обострений во взаимоотношений Украины с закарпатскими соседями выглядит двусмысленно. Не хватало еще, чтобы и Россия отправила нам “гуманитарный” караван с хлором.
Но без того получилось достаточно гадко: глава Закарпатской ОГА Москаль ляпнул, что “Закарпатью очень повезло, что оно имеет такого соседа”. Интересно даже, когда г-н Москаль в 2015 г. возглавлял Луганскую областную военно-гражданскую администрацию, он тоже отпускал подобные комплименты в адрес “соседей” за восточным “поребриком”? Впрочем, это не важно, главное, чтобы население Закарпатья не решило, что ему тоже повезло с правительством — в Будапеште, а не в Киеве…
КОМУ СЛУЖАТ ИНСТИТУТЫ?
В нашей реальности олигархи обладают несоразмерным даже размеру их состояния влиянием. Помимо крупных предприятий и привязанных к ним нищенскими зарплатами десятков тысяч рабочих наши нувориши контролируют целые города, крупнейшие телеканалы и целые депутатские фракции. Не считая сотен чиновников средней руки “на зарплате” в министерствах и ведомствах, плюс топ-чиновников “в доле” во главе государства. Один из главных результатов этого влияния: формирование новых институтов или деформация уже существующих под олигархов. Ведь как утверждал нобелевский лауреат по экономике Дуглас Норт, “институты… далеко не всегда создаются для того, чтобы быть социально эффективными; институты… создаются скорее для того, чтобы служить интересам тех, кто занимает позиции, позволяющие влиять на формирование новых правил”.
(Дуглас Норт, лауреат Нобелевской премии 1993 г. — “за возрождение исследований в области экономической истории, позволяющих объяснять экономические и институциональные изменения”)
Чиновник-коррупционер крупного масштаба не может существовать без наличия в “окружающей” (в буквальном смысле — окружающей его) “среде” олигархов. Это как плюс и минус, как танго, для исполнения которого нужны двое, наконец, как взяточник и взяткодатель. И отлавливать только коррупционеров (вариант — повышать зарплату топ-чиновникам до умопомрачительных размеров, создавать еще более новые структуры, вплоть до Антикоррупционного суда), не обращая внимания на вечно питающий эту коррупцию источник, — это не борьба, это игра.
АЛИМЕНТЫ НА ВЕТЕР
В современной Украине именно олигархам принадлежит первенство в формировании “правил игры” на уровне государства. Возьмем для примера июльский же эпизод с попыткой протянуть в законе об алиментах “плюшку” для самого главного сироты страны Рината Ахметова.
Напомним, нардеп от “Народного фронта” Юрий Вознюк предложил поправку в проект закона №8295 о внесении изменений в статьи 165 и 166 Налогового кодекса, который касается защиты прав детей. Правка, не удивляйтесь, предлагала налоговые льготы на ввоз оборудования для возобновляемой энергетики (ветровая, солнечная и т.п.). В ней предлагалось, в частности, освободить до 1 января 2020 года от уплаты НДС операции по ввозу оборудования для производства энергии из возобновляемых источников. Как там у классиков? “Красиво составлено, под таким соусом и деньги дать можно. В случае удачи — почет! Не вышло — мое дело шестнадцатое. Помогал детям, и дело с концом”. В нашем случае, конечно, все было “составлено” не столь “красиво” — скорее примитивно, топорно и нагло — но кого это останавливало, тем более “донецких” и Рината в частности?
Эксперты сразу смекнули, что бенефициаром этой поправки является холдинг Ахметова ДТЭК — крупнейший на сегодня инвестором в альтернативную энергетику в Украине. Однако профильный комитет Рады внесение данной поправки поддержал.
В итоге по ряду причин поправка не прошла. Сказалось сразу несколько факторов: отсутствие широкого олигархического консенсуса (было интересно только одному, пусть и “самому богатому украинцу”), притянутость поправки к теме закона “за уши” (в последний момент у Ахметова решили не прикладывать сверхусилий для протаскивания поправки, испугавшись репутационных издержек в будущем). Это, впрочем, не гарантирует, что попытка дать Ринату льготы на ввоз оборудования для “зеленой” энергетики не будет повторена — уже в более приличном виде, причем в самое ближайшее время. И анекдот, который учудила пресс-служба Верховной Рады, обнародовав сообщение, что поправка все же принята, не столь забавен, как может показаться: это лишь показывает, до какой степени все было “на мази” и висело на волоске.
А давайте все же представим, что у Ахметова вышло и поправка была принята. Став законом, данная норма принесла бы Ринату 80 млн долларов фактически за счет госбюджета. Коррупция? Несомненно! Налицо использование государственных средств, мягко говоря, не в интересах общества.
А где, собственно, Юрий Вознюк?
(Вознюк, фото viche.co.ua)
Почему он не в Генпрокуратуре дает показания, почему загорает где-то и без е-браслета? А, ну да, конечно, не только он в отпуске, но и вся Рада на каникулах, г-ну Луценко некому предъявлять и обосновывать “подозрение”. Ну ничего, вернется нардеп Вознюк с пляжей, вот тогда его и возьмут под загорелые рученьки и ГПУ, и НАБУ, и САП… — если, конечно, нардеп Вознюк не проведет остаток лета в подвалах у Рината, давая показания совсем иного рода: почему не прошла поправка, и “где бабло, Юра? Все на пресс-службу Рады потратил?..”
Но такого рода коррупция сегодня не то что не ловится (за 3 года с момента создания НАБУ у нас нет ни одного посаженного топ-чиновника и никакой Антикоррупционный суд изменить это, судя по всему, не в силах), но даже не расследуется.
ПЕРСПЕКТИВА — “РОТТЕРДАМ+” В ЗАКОНЕ?
Сбой с поправкой к закону об алиментах для Рината — это исключение, а не правило. На счету у олигархов сегодня столько побед, что они уже устали рисовать звездочки на фюзеляже. Достаточно вспомнить закон (и процесс его принятия) “Об особенностях приватизации предприятий ГАК Укррудпром”, которому в этом году исполнилось уже 14 лет, и соответствие которого Основному закону страны уже второй раз за время его существования пытаются оспорить в Конституционном суде (как ранее пытались обратить внимание на вопиющую недопустимость этого закона бывшего руководства того же Антимонопольного комитета). По-прежнему — без особого успеха. Неудивительно, ведь благодаря этому закону государство фактически выставили из сырьевой отрасли, которая в удачный год способна генерировать миллиард долларов прибыли, что и генерируется — но уже для конкретных олигархов.
Более того, есть подозрение, что если бы идеологам схемы “Роттердам+” удалось в свое время облечь ее не в форму решения НКРЭКУ, а, например, протолкнуть в виде закона под условным названием “Об особенностях функционирования электроэнергетики в особый для Рината период” через парламент, то никакое НАБУ сегодня бы не мотало нервы предприятиям ДТЭК и не изымало их документы из банка ПУМБ.
Уверены, что выводы их этого “прокола” (как и из истории с алиментами на ветроэнергетику) будет учтен в будущем. Если не этим составом парламента (который, надеемся, уже не решится на резкие инициативы — ввиду близящихся выборов), то следующим. И наши антикоррупционные институты окончательно сделают выбор из знаменитой пелевинской альтернативы — в пользу варианта “клоунов у педерастов”. Тем более, что последних в будущей Верховной Раде будет предостаточно: вон Олег Ляшко так яростно отрабатывает ахметовские вложения в себя, что тот же “Роттердам+” уже и не поминает. А как пыхтел, помнится, как пыхтел!..
(Олежка демонстрирует всю бездонную широту своих возможностей, фото politeka.net)
Можно, конечно, для разнообразия репертуара выпускать на трибуну манежа и генпрокурора. Тем более, что Луценко уже давно производит соответствующее впечатление на публику — даже без грима.
ДОБОРОЛИСЬ “ДО МЫШЕЙ” — ДО ФУТБОЛА
Несомненно, заданные олигархами “правила игры” являются питательной средой для коррупции более мелкого пошиба. Формируется атмосфера “если Ринату можно, чем я хуже?”, которая заставляет людей, принимающих решения, пускаться во все тяжкие. Невозможно победить коррупцию, условно говоря, на миллионы долларов, сохранив ее на уровне, где цена аналогичных дефективных решений для украинского государства и общества исчисляется в сотнях миллионов и даже миллиардах. Мы давно уже существуем в парадигме, когда за кражу батона дают два года, при том, что за “дерибан” завода — звезду Героя Украины.
Возникает возможность и соблазн завести ветхую шарманку о том, что более всего мелких коррупционеров среди педагогов и врачей. Но эту мелодию все уже выучили. Вывод — заводим вариации на ту же тему. Главную партию в которой призван исполнять главный антикоррупционный прокурор Назар Холодницкий, который на прошлой неделе отделался легким выговором и с горя ушел в отпуск аж до середины сентября — выгуливать свою “модельку” и ее собачку.
(Юлия, девушка Назара, фото из соцсетей)
Усталость Назара вполне объяснима: мало того, что приходится бороться как с коррупционерами, так и антикоррупционерами (его коллеги из НАБУ решили, что именно Холодницкий мешает им одолеть коррупцию), так еще и футбол на него в прошлом году навесили в качестве общественной нагрузки — выбрали первым вице-президентом ФФУ. Вот тут Назар развернулся! В начале июля он отчитался о проделанной работе перед любителями “честного” футбола:
“Более 100 негласных следственно-розыскных действий, более 70 обысков. Вторая волна была буквально неделю назад. Объявлено уже 11 подозрений (как раз на команду набирается — “Обком”) среди них — пятеро профессиональных футболистов, четверо топ-менеджеров футбольных клубов, двое тренеров, — радовал показателями Назар и заявил: “Люди, которые сознательно занимались коррупцией, не должны быть причастны к футболу!..”
Хорошо, конечно, что кроме “сознательной коррупции”, есть еще и “бессознательная”, да еще и не органах власти, а в спортивных коллективах — тут открывается поле деятельности куда более широкое, нежели футбольный газон. Но главное — у Назара появился законный доступ в ВИП-ложу. А там кого только не встретишь — идеальное место для осуществления наружного наблюдения! Понятно, что Ахметов, Коломойский или Курченко еще не скоро появятся на трибунах наших стадионов, но все равно: есть за чем понаблюдать, что послушать… Выявить, так сказать, устойчивые связи — компании здесь всегда собирались отменные.
С учетом проявленной г-ном Холодницким на футбольном поприще результативности, можно надеяться, что ему предложат совместить еще несколько должностей. Например: первого зама генерального директора “Укрпошты”, вице-президента “Укрзализныци”, начальника департамента Фонда госимущества и т.п. Можно, конечно, подобраться к коррупции и с противоположного полюса: стать, допустим, вице-президентом донецкого “Шахтера” или даже ДТЭКа с “Метинвестом”. Но это лучше сделать после отставки, по примеру хотя бы генерала Малышева — экс-главы УВД Донецкой области, ставшим главным охранником ахметовских структур и следом — нардепом.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Невозможно встроить настоящие антикоррупционные органы в клептократическое государство. И нет никого смысла и оснований надеяться, что еще более новые институты исправят положение: тот же Антикоррупционный суд или ДБР (“Державне бюро розслідувань”, привыкаем к новой аббревиатуре), или АРМА (Нацагентство з розшуку та менеджменту активів від корупційних та інших злочинів), или БФБ. Это мы о “бюро фінансової безпеки”, за которое так ратует генпрокурор Луценко — как за “единый орган в сфере финансового контроля бизнеса” — и необходимость которого Юрий Витальевич обосновывал в своей июльской публикации под красноречивым названием П'ять завдань у боротьбі з корупцією.
Понятно, что при сохранении существующей ситуации возведение очередной “антикоррупционной” надстройки не сулит ни малейшего эффекта. Пусть даже ее возглавит сам г-н Луценко, который уже и забыл, когда последний раз обещал уйти в отставку с поста генпрокурора. Юре хоть ЦРУ или ФСБ поручить возглавить (и/или реформировать): он все равно через какое-то время примется вальс с собакой отплясывать, веселя в Youtube публику, у которой нет денег на поход в цирк.
Можно и целое министерство сочинить, мало ли их уже появилось после Революции Достоинства: Мистець, Миноккупации, на подходе Минветеранов. И ничего, что оно будет встроено в систему исполнительной власти: ведь кто лучше всего сможет бороться с коррупцией в госорганах как не новый госорган? Ведь он же не с олигархами будет сражаться…
Разумеется, есть и иные сценарии развития ситуации, которые в условиях нынешней безнадеги вряд ли стоит обсуждать.
В любом случае очевидно, что люди, призванные изображать борьбу с коррупцией в существующих декорациях, — клоуны, которые упорно тянут время, дабы нынешний нелепый цирк, несмотря ни на что, продолжался. Ведь сохранение статус-кво ежемесячно приносит бенефициарам существующего режима кому миллион, а кому — и десять.
Главное — дотянуть до выборов, попутно позволив обществу выпустить часть накопившегося пара, и получить ничем не обоснованный карт-бланш еще как минимум на “первые 100 дней”.
А там видно будет. И не такое видели.
Что скажете, Аноним?
11:15 26 ноября
11:00 26 ноября
10:50 26 ноября
10:30 26 ноября
10:00 26 ноября
09:50 26 ноября
09:30 26 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.