Ответственных за мероприятия по преодолению кризиса в новой власти оказалось слишком много. В той или иной мере этой проблемой должны были заниматься и Ирина Акимова, и Николай Азаров, и Сергей Тигипко, и Борис Колесников, и профильные министры (каждый в своей области), и сам Виктор Янукович. Избежать неразберихи в сфере ответственности помогла бы антикризисная программа, но ее нет
Второй вариант решения — личный контроль первых лиц за антикризисными мерами, но не было и этого. Янукович оказался слишком занят политическими проблемами, Азаров — социальными. Без их чуткого кураторства каждый “борец с кризисом” по-своему видел (и видит) свои цели, тем более что Президент ставил одну задачу — выйти! Для премьера борьба с кризисом изначально заключалась в принятии бюджета — мол, там все и учтем. Для Акимовой это были экономические реформы, план которых, похоже, пишется по сей день. Для Тигипко приоритетом в борьбе с кризисом оказалось получение кредита от МВФ. Для профильных министров — выбить побольше льгот для своих подопечных и себя любимых не обидеть.
Надо сказать, что наиболее успешно с поставленными самими перед собой целями справились как раз профильные министры. Во-первых, в госбюджете-2010 увеличены расходы на содержание практически всех министерств и ведомств. Во-вторых, продлена большая часть антикризисных программ поддержки отраслей, которые были начаты Юлией Тимошенко. Так, несмотря на увеличение производства и рост цен на металл и удобрения, правительство продлило действие льготы для предприятий горно-металлургического и химического комплексов (замораживание цен на газ, электроэнергию и железнодорожные грузоперевозки). Кабмин по-прежнему выплачивает зарплаты шахтерам из госбюджета (распоряжение №946 от 21 апреля), сохранены компенсации аграриям и т.д. Второе место можно условно поделить между Азаровым и Колесниковым. Первый сумел принять бюджет, что и было, по его мнению, основным антикризисным шагом. Второй активно продвигает инфраструктурные проекты под Евро-2012, что, по мнению ряда экспертов, действительно будет способствовать подъему экономики. Третье место в рейтинге борцов с кризисом можно отдать Тигипко, который почти договорился о новом кредите с МВФ — $19—20 млрд. на два-два с половиной года. Вполне вероятно, что если бы европейские эксперты не были так заняты Грецией, такой договор успели бы подписать в течение первых ста дней. А следом получили бы еще 500 млн. евро от Евросоюза на преодоление финансового кризиса. Но “почти” не считается. Хуже всех справилась с задачей Акимова — ее комитет экономических реформ за сто дней так ничего и не сделал. Правда, и задача у нее была самая сложная.
Впрочем, оценивать задачи и их выполнение новой властью довольно сложно. За последние месяцы к антикризисным мерам сами ответственные относили буквально все. Даже договоренности по Черноморскому флоту. Поэтому объективнее будет оценивать работу в этом направлении по тому, каких шагов ожидал бизнес. По большому счету, еще с конца прошлого года кризис стал отступать сам собой, и началось то, что экономисты называют “ползание по дну” — вроде уже и не падаем, но еще и не растем. Чтобы экономика начала расти, бизнес ожидал шагов в трех направлениях. Во-первых, обеспечение политической стабильности — и это пока единственное, что сделала новая власть. Во многом благодаря этому уже в первом же квартале и ВВП, и промышленность показали рост. Во-вторых, расширение рынков сбыта. Во многом это зависит от мировых тенденций, но все же решения правительства могли бы поспособствовать уже наметившейся тенденции. Речь идет о многострадальных инфраструктурных проектах, которые обещала начать реализовывать еще Тимошенко за счет средств стабилизационного фонда. Но, как и в прошлом году, бюджет не способен их профинансировать, все деньги уходят на социалку. В-третьих, появление в стране свободных средств на подъем и развитие. Достичь этого можно двумя путями — либо возобновив кредитование экономики, либо повысив инвестиционную привлекательность страны. Вместо этого правительство уже который месяц активно вымывает ресурсы банков облигациями внутреннего займа, а экономические реформы, которые могли бы улучшить инвестиционный климат (борьба с коррупцией, возмещение НДС, упрощение разрешительной системы и таможенных процедур и т.д.), откладываются на потом.
С другой стороны, в правительстве понимают, какие риски несет невнимание к кризису. Фразы о том, что Украина выйдет из кризиса уже в этом году, звучат все реже. Сейчас Азаров прогнозирует возвращение отечественной промышленности на докризисный уровень в 2012 году, Тигипко — к концу 2011 года. И только Президент все еще убеждает народ в том, что в следующем году кризиса уже не будет.
Наталья ВОРОНЕЦКАЯ
Что скажете, Аноним?
[13:15 27 ноября]
[11:19 27 ноября]
[07:10 27 ноября]
14:10 27 ноября
13:30 27 ноября
13:00 27 ноября
11:00 27 ноября
10:30 27 ноября
10:20 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.