Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

О бюджете, доходах и независимости НБУ

[12:50 09 мая 2022 года ] [ Интерфакс-Украина, 7 мая 2022 ]

Российские телеграмм-каналы в унисон с полезными идиотами различных украинских “экспертных ФБ-школ” разгоняют тезис, что дефицит госбюджета во многом закрывается эмиссией НБУ, что приведет к всплеску инфляции.

 Приятно смотреть на по-мирному задорное оживление в информ — пространстве деятелей диванного фронта различного калибра и статуса, которые оправившись в окопах и блиндажах западного фронта от первого шока войны и оккупации, занялись своим привычным, единственно доступным им делом — разгоном “зрады”. В этот раз наши малограмотные друзья сеят шок и трепет в неокрепшем сознании своих малочисленных читателей тем, что доходы бюджета в апреле рухнули, а дефицит закрывается печатным станком, т.е. эмиссией НБУ через покупку военных облигаций, что грозит инфляцией.

Странно было бы убеждать кого-то, что состояние публичных финансов в войну лучше, чем в мирное время. Ситуация действительно сложная. Однако, без всякого сомнения между констатируемой ФБ-экспертами — “зрадолюбами” в унисон с русскими телеграм-помойками катастрофой и упорной, системной и слаженной борьбой правительства за каждую бюджетную копейку — разница такая же как между содержанием их ФБ-постов и здравым смыслом.

 В апреле в доходную часть госбюджета по общему фонду поступило 76,2 млрд. грн. по общему фонду. Это на 19% или на 17,2 млрд. грн. меньше, чем в аналогичном месяце прошлого года. Помимо очевидных факторов — войны и падения экономики — во многом такое проседание стало результатом авансового перечисления прибыли НБУ, которая обычно уплачивается в апреле после получения международного аудита финансовой отчетности Нацбанка, а в текущем году для поддержки бюджета в сумме 18,8 млрд. грн. была выплачена в конце февраля.

Отдельно отметим, что в апреле план наполнения бюджета перевыполнила налоговая служба на 2,5 млрд или на 6%, а год к году по общему фонду бюджета перевыполнение составило 8,5 млрд или на 23%. За такие результаты отдельная благодарность налогоплательщикам, продолжающим честно и в полном объеме платить налоги. 

Если смотреть кумулятивно, с начала года доходы госбюджета оставались выше прошлогодних.  По итогам первых 4-х месяцев 2022 г. они составили 412,5 млрд. грн., что на 15,4% или на 55 млрд. грн. больше, чем поступило за аналогичный период прошлого года, в т.ч. по общему фонду доходы за 4 месяца составили 365,9 млрд. грн. (+16,6% или +52,1 млрд. грн. соответственно).

Конечно, оценивая тенденции по доходам за 4 месяца, следует делать поправку на инфляцию, авансовые платежи по прибыли/ дивидендам и приостановку возмещения НДС. Однако мы говорим о превышении поступлений на 15% над прошлогодними в условиях войны и спада экономики минимум на 30%, во время которого в апреле государство посчитало необходимым и возможным пойти на снижение налоговой нагрузки для поддержки бизнеса и населения.

Такая поддержка в том числе дала свой импульс экономике. Предприятия в тылу — и это видно по различным опросам бизнеса — оправилась от первого шока и стремительно восстанавливают экономическую активность. С расширением позиций критического импорта в условиях военного времени, восстанавливаются импортные платежи. По данным МФУ, если в марте доходы от импортного акциза составляли 455 млн. грн., то в апреле уже 4,2 млрд. грн., немного (на 10%), но выросли с предыдущим месяцем поступления от импортного НДС. Хотя, конечно, кумулятивно за 4 месяца импортные платежи по сравнению с прошлым годом просели в пределах 30%, на что повлияло в том числе и освобождение налогообложение импорта товаров на таможенную территорию страны.        

В целом план по доходам на период по первому кварталу перевыполнялся на 9%. По 4 месяцам план сошел с выполнения. Однако на втором полноценном месяце войны сравнение с мирным планом потеряло свою актуальность. Важно то, что система публичных финансов выстояла. Никаких коллапсов и системных организационных сбоев, на что рассчитывал агрессор, не произошло. 

В то же время, с первых дней и недель войны стало очевидно, что доходной части госбюджета из-за падения экономики и в разы выросших потребностей финансировать оборону не хватает (по данным НБУ, прямые расходы бюджета на оборону только по первому кварталу выросли в 3,7 раза против аналогичного периода 2021 г.).

Это видно, как по расходной части бюджета, растущей гораздо большими темпами, чем доходы, так и росту дефицита госбюджета. Если доходы госбюджета за 4 месяца выросли на 15%, то расходы увеличились на 45% (против аналогичного периода 2021 г.). За январь — апрель 2022 г. расходы госбюджета достигли 558,1 млрд. грн. (+44,8% или + 172,8 млрд. грн. по сравнению с 4 месяцами 2021 г.), в т.ч. по общему фонду 523,3 млрд. грн. (+52,1% или +179,3 млрд. грн.). При этом абсолютно обосновано правительство пошло на жесткую рационализацию расходов, финансируя в приоритетном порядке статьи на армию, оборону, правопорядок, критическую инфраструктуру, заработную плату, пенсии и другие социальные трансферты, а также обслуживание госдолга.

Если по первым двум месяцам 2022 г. Украина имела кумулятивный профицит госбюджета на уровне 23,8 млрд. грн., то по 3-м месяцам он превратился в дефицит в объеме 55,6 млрд. грн., а за 4 месяца расширился до 146,6 млрд. грн. Разрыв в финансировании исходя из двух месяцев войны составляет 80-90 млрд. грн. в месяц с тенденцией к увеличению. По итогам 4 месяцев основным каналом покрытия дефицита госбюджета оставалось долговое финансирование: за этот период разница между привлечением новых займов и их погашением составила 131,8 млрд. грн. (привлекли — 267 млрд. грн., погасили — 135,2 млрд. грн.). Очевидно, что в последующие месяцы, если война будет продолжаться, наши возможности в заемном финансировании дефицита бюджета и переносе его на госдолг будут сокращаться. Это понимают украинские власти и партнёры Украины, поэтому в ближайшее время акцент в таком финансировании будет смещаться к донорскому (грантовому) финансированию, механизм предоставления которого сейчас прорабатывается в рамках специального счета МФО или мульти-донорских фондов. Сумма обговариваемого грантового финансирования составляет 5 млрд. дол в месяц. Кроме того, будет принято решение о восстановлении налогов на импорт товаров в Украину, ведь проблема дефицита товаров народного потребления, изготавливаемых в Украине, с восстановлением экономики полностью решена.

Российские телеграмм-каналы в унисон с полезными идиотами различных украинских “экспертных ФБ-школ” разгоняют тезис, что дефицит госбюджета во многом закрывается эмиссией НБУ, что приведет к всплеску инфляции. Распространение подобной информации сложно объяснить привычным нам уровнем экспертизы безграмотных деятелей, разгон бреда в поддержку пророссийского бреда в условиях войны — есть ничто иное, как организованная диверсия.

Понятно, что инфляционная динамика сейчас восходящая, как и во всем мире. Рост потребительских цен в годовом выражении составил 13,7% в апреле и с большой вероятностью достигнет 20% в летние месяцы. Однако природа ускорения этой инфляции носит явно немонетарный характер, а связана с нарушением цепочек поставок, увеличением затрат бизнеса, в т.ч. из-за физических убытков. За почти три месяца войны НБУ действительно профинансировал дефицит бюджета на 70 млрд. грн. в рамках выкупа военных облигаций, делая это взвешенно и постепенно. Однако в структуре покрытия дефицита такое нерыночное финансирование занимает чуть менее четверти (см. график ниже — финансирование на 3 мая с учетом грантов) и не является абсолютно доминирующим

Более того, такая эмиссия с запасом стерилизуется НБУ через валютные интервенции (продажу валюты на межбанке и изъятие гривны). За 2 месяца войны НБУ купил военных облигаций на 70 млрд. грн., а нетто интервенции по продаже валюты за это время составили чуть менее 4 млрд. дол., за счет которых было стерилизовано 116 млрд. грн. Для инфо: эмиссия через рефинансирование банков остается сдержанной, вернувшись в норму после пиков февраля. Ликвидность банковской системы за время войны выросла на 72 млрд. грн. до 230 млрд. грн. или в 4 раза выше норматива.

Украина сделала выводы из финансового кризиса 2014-2015 гг., что видно по умеренной девальвации, инфляции и стабильно работающей банковской системе сегодня несмотря на войну. Поэтому такие практики из прошлого как доминирование фискальной политики над монетарной вряд ли будут иметь место в былых масштабах, несмотря на гораздо большие вызовы для страны. Сегодня власть и международные партнеры едины как никогда, работая на победу и сохранение фундамента макроэкономической стабильности, где политическая, операционная независимость НБУ и доверие к нему как к регулятору со стороны рынка занимает одно из ключевых мест. Поэтому адептам секты “печатного станка” стоит глубоко выдохнуть и успокоиться, как минимум, не мешая НБУ делать профессионально свою работу на финансовом фронте. Ну или хотя бы попытаться на время войны заняться чем-то полезным для страны, которая несмотря на их тупость и ограниченность не только терпит их выходки, но иногда и дает возможность ими зарабатывать.

Даниил ГЕТМАНЦЕВ,  глава комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.