С началом нового парламентского сезона едва ли не важнейшее значение для взаимодействия президента Петра Порошенко с Верховной Радой будет иметь то, какую роль для себя выберут “Народный фронт” и премьер-министр Украины Владимир Гройсман. О том, каких решений ожидать от украинского парламента в предвыборный период, “Апострофу” рассказал директор департамента внутренней политики в Международном центре перспективных исследований Игорь Петренко.
Отношения между главными сторонниками коалиции — “Блоком Петра Порошенко” и “Народным фронтом” — были и остаются напряженными. Президент уже объявил официально, что идет на второй срок, и начал формировать свой штаб. А мы помним, что часть “Народного фронта” выступала против этого. В частности, министр внутренних дел Арсен Аваков высказывался, что могут быть и другие претенденты. Поэтому очевидно, что часть “Народного фронта” будет так или иначе стремиться не очень явно, но саботировать решения, которые идут от президента. Поскольку голосование за любой законопроект, анонсированный президентом, это всегда плюс к политическому реноме Петра Порошенко накануне выборов, это важно.
Часть “Народного фронта”, конечно, и сейчас ориентируется на Банковую. Понимая, что, в частности, аккумулирование административного ресурса может помочь президенту выйти во второй тур и, возможно, победить, она будет стремиться все же поддержать законодательные инициативы Банковой.
Ключевым будет то, сможет ли Порошенко достичь какой-либо договоренности с Гройсманом. Потому что фактически единственным козырем “Народного фронта” остается влияние на премьера и попытка показать ему иное политическое будущее, отдельное от президента. Частично Гройсман шел им навстречу и проявлял больше привязанности, чем к БПП и самому Петру Алексеевичу. Однако откровенно против Порошенко он, безусловно, не играет. Ближайшие три месяца станут перетягиванием каната относительно Гройсмана, чтобы тот определился, с кем и как будет играть. От этого будет зависеть успех правительственных инициатив.
Влияние Порошенко на Раду уменьшилось, но у него есть много других возможностей воздействовать на депутатов, чтобы они правильно голосовали. Давайте не забывать, что он имеет влияние на СБУ и ГПУ. Очевидно, что господин Луценко продолжит поднимать вопрос о снятии депутатской неприкосновенности.
Также будет иметь значение то, захочет ли Порошенко решить какой-то “глобальный” вопрос. Таким сейчас будут конституционные изменения относительно европейской и евроатлантической интеграции Украины, под которые президент может попытаться “подтянуть” и Минские договоренности — вопрос, в частности, “особого статуса” отдельных районов Донецкой и Луганской областей, что может стать шагом к решению конфликта на Востоке Украины. Если рейтинги Порошенко будут расти, тогда, я думаю, большая часть “Народного фронта” будет играть за президента. И тогда ему будет легче искать голоса, которых не хватает. Поэтому в ближайшие два месяца увидим, насколько президент может контролировать Раду.
Думаю, в новом парламентском сезоне Верховная Рада проголосует за новый состав ЦИКа, потому что наши международные партнеры неоднократно говорили, что это нужно сделать. Однако пока сложно сказать, как именно будет выглядеть обновление.
Гораздо сложнее с избирательным законодательством. Думаю, и сама Банковая не заинтересована в том, чтобы голосовать. В первом чтении за этот закон голосовали больше с перепугу, поскольку мы помним, тогда под Радой были акции протеста. Вряд ли они будут голосовать за него во втором чтении. Кроме того, уже сейчас мы видим позицию большинства мажоритарщиков, которые публично критикуют этот закон. Это также возможность аккумулирования административного ресурса Банковой, поскольку она сейчас может пообещать тем же мажоритарщикам необходимое финансирование для кампании в их округах на предстоящих парламентских выборах, если они хорошо сработают как агитаторы за Петра Порошенко на президентских. Поэтому я думаю, что в парламенте сейчас больше заинтересованы в сохранении нынешней избирательной системы.
Свидетельством этого может быть также огромное количество правок — примерно 4,5 тысячи, — которые внесли в соответствующий законопроект. В итоге может получиться, что законопроект потеряет свой изначальный смысл, и большинство депутатов, которые сейчас его поддерживают, скажут, что он уже не соответствует содержанию, которое в него вкладывали.
Бюджетный процесс, по моему мнению, будет сложным, но это, опять же, зависит от расклада сил и позиции “Народного фронта”. Если они достигнут консенсуса — Порошенко является единственным кандидатом от власти — особых проблем не будет: президент сделает все, чтобы удовлетворить их лоббистские интересы. Также надо понимать, что это последний бюджет, который принимает нынешний состав парламента. Народные депутаты имеют разные обязательства перед различными бизнесменами и будут стараться максимально их выполнить. А это непременно повлечет за собой конфликты, ведь бюджет не резиновый. Учтем и необходимость социальных подачек для населения перед выборами.
Мы видим, что структурных реформ ожидать не стоит — больше будет популизма, политических договоренностей и игры на конкретные электоральные сегменты. Политики будут больше ориентироваться на то, чтобы обеспечить себе политическое будущее, чем на какие-то стратегические для развития государства шаги. Это особенности политического цикла, когда приближение выборов диктует логику хлеба и зрелищ.
Игорь ПЕТРЕНКО, эксперт МЦПИ
Что скажете, Аноним?
[17:10 27 ноября]
[13:15 27 ноября]
[11:19 27 ноября]
17:50 27 ноября
17:40 27 ноября
17:00 27 ноября
16:50 27 ноября
16:40 27 ноября
16:30 27 ноября
16:20 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.