Накануне визита президента Украины в США информационное поле наполнилось сообщениями о новом плане реинтеграции оккупированного Донбасса, который Петр Порошенко везет заокеанским партнерам. Что представляет из себя деоккупация Донбасса версии 2.0 и почему план так тщательно скрывают от общественности и даже парламентариев, разбирался “Апостроф”.
Новый план
Реализация Минских соглашений, несмотря на декларируемую властью безальтернативную приверженность этому процессу, очевидно, зашла в тупик. Конфликт на Донбассе перешел в тлеющую фазу с перманентной активизацией боевиков то на донецком, то на луганском направлениях. Даже процесс обмена пленными пришлось заморозить, а ведь это был один из главных аргументов в пользу пролонгации “Минска”. В этой ситуации для Украины не остается ничего другого, кроме как предложить США и ЕС свое обновленное видение решения проблем в регионе. Тем более, что на оживление “нормандского формата” с избранием нового президента Франции украинская власть возлагает большие надежды. Но к Эммануэлю Макрону и Ангеле Меркель нужно с чем-то выходить, а украинская идея “дорожной карты” по имплементации пунктов Минских соглашений не получила ни развития, ни воплощения.
Первую удочку грядущих изменений недавно забросил секретарь СНБО Александр Турчинов, который заявил, что формат АТО себя исчерпал, и Украине необходимо разрабатывать новые механизмы противостояния гибридной агрессии. Вслед за заявлениями Турчинова в СМИ появились сообщения со ссылкой на депутатов коалиции, озвучивших некоторые пункты нового плана по Донбассу, который будет оформлен в виде законопроекта.
Если суммировать всю информацию, то президентское предложение будет выглядеть следующим образом:
— В прифронтовых городах Донбасса — таких как Славянск, Мариуполь, Краматорск, Марьинка, Авдеевка (по крайней мере, эти города называют российские СМИ) — будет введено военное положение. Сделано это будет для того, чтобы дать армии больше возможностей для оперативного управления этими территориями. При этом, как отметил спикер Верховной Рады Андрей Парубий, введение военного положения в отдельных районах не будет подразумевать ограничения демократических процедур по всей стране. “Этот законопроект призван создать законодательную базу, которая бы позволила использовать все силовые подразделения без ограничения демократических процедур, например, проведения выборов”, — пояснил председатель ВРУ.
— Близ линии соприкосновения появится Оперативный штаб, который будет координировать действия силовиков, ВСУ и военно-гражданских администраций. “Общее руководство Оперативным штабом будет осуществлять президент как верховный главнокомандующий, по вопросам обороны также руководство осуществляет Генштаб. Президенту дается право как решать вопросы использования сил и средств ВСУ в операции, так и привлекать другие силовые структуры, но под общим руководством военных. Все нынешние военно-гражданские администрации или военные администрации в случае создания последних также “замыкаются” на Оперативном штабе”, — пояснил нардеп Дмитрий Тымчук.
— Связи между подконтрольными Украине территориями и оккупированными районами должны наладиться. Об отмене блокады речи пока не идет, но определенные послабления в пропускном режиме предусмотрены, например, разрешить провозить в оккупацию больше продуктов для личного потребления (сейчас не более 50 кг на человека и на сумму не более 5 тысяч гривен).
— Механизм получения украинских соцвыплат жителями ОРДЛО может быть упрощен.
— Отдельные районы Донецкой и Луганской областей официально признаются оккупированными территориями, как это было в случае с Крымом.
В теории социальная наполненность плана-законопроекта будет способствовать более лояльному отношению жителей Донбасса к Украине и, таким образом, ускорит реинтеграцию региона, а военно-административный компонент поменяет модель управления и остановит распространение “русского мира” по территории страны.
Сверка с Вашингтоном
План-законопроект президент Петр Порошенко пообещал внести на рассмотрение парламента, как только документ пройдет экспертное обсуждение. По словам нардепа от БПП Мустафы Найема, это может произойти уже на этой неделе, но так как до конца текущей сессии ВР осталось всего четыре пленарных заседания, говорит депутат, “важнейший закон будут проталкивать через колено”.
Такая спешка может быть связана с тем, что в план закрались противоречивые, дискуссионные решения, способные расколоть общество, и их пока не озвучивают. Так же было, например, с законопроектом об особом самоуправлении оккупированных районов Донбасса.
“Я так думаю, что некоторые пункты еще обговариваются, обсуждаются, возможно, по каким-то вопросам есть дискуссия, — подтверждает “Апострофу” нардеп от БПП, член парламентского комитета по нацбезопасности и обороне Александр Бригинец. — Кроме того, главные тезисы закона должны быть приняты и понятны нашим европейским и американским партнерам”.
В то же время в комментарии “Апострофу” Мустафа Найем отметил, что, на самом деле, четкой стратегии по региону пока нет, но она может оформиться в ходе визита Порошенко в США.
“Это попытка догнать реальность, — говорит Найем. — Закон делается впопыхах, в последние 5-6 дней. До этого была пара встреч, на которых не было ничего наработано, и сейчас его пытаются быстро доделать. У нас остается две недели, а закона еще нет. Администрация президента, СНБО в течение четырех месяцев не могут подготовить один закон. Либо его вообще не делали, либо нас обманывают. Из того, что я знаю, его не делали, а занялись им быстро сейчас. Возможно, это связано с международной политикой и ситуацией на фронте, но из того, что я понимаю, это отсутствие стратегии и непонимание, куда двигаться дальше”.
По словам Парубия, текст законопроекта о деоккупации ОРДЛО действительно пока не готов — секретарь СНБО Александр Турчинов на заседании фракции “Народного фронта” презентовал лишь его концепцию.
“Есть вероятность, что он будет привязан к событиям в США, но учитывая, что в законе идет привязка к минскому процессу, а в США, возможно, минский процесс будет заменен, то трудно представить, как это все будет оформлено”, — отметил в комментарии “Апострофу” Найем.
Впрочем, дипломат и эксперт фонда “Майдан иностранных дел” Александр Хара заверил “Апостроф”, что согласовать план в США — еще не значит провести его через Раду.
“Если какая-то вещь воспринимается общественностью и активными гражданами как нелегитимная, то она не пройдет. И разницы нет, поддерживают ли это США или нет. Поэтому, как бы ни договаривались в Вашингтоне, если в плане будут пункты, которые покажут, что Украина идет в сторону признания правоты России в этом конфликте с определением особых полномочий для ОРДЛО: правом вето этих территорий на внешнеполитические решения, в том числе и по безопасности, естественно, это взорвет ситуацию. Но можно сказать однозначно, что там учтены интересы крупных игроков — олигархов”, — резюмировал эксперт.
Предвыборная “двоечка”
“Вряд ли такой кулуарный способ подготовки документа и его авральное принятие позитивно отразятся на его качестве”, — добавляет “Апострофу” аналитик “Донецкого института информации” Виталий Сизов.
По мнению эксперта, жителями Донбасса новый план реинтеграции может быть воспринят резко негативно, ведь введение военного положения на отдельных территориях, контролируемых Украиной, означает ограничение местных жителей в правах.
Однако экс-заместитель главы Генерального штаба ВСУ, генерал-лейтенант Игорь Романенко пояснил, что введением военного положения Украина только лишь решает вопрос применения сил ВСУ вне формата АТО. “ВСУ на текущий момент можно применять или в рамках АТО, или в рамках широкомасштабной войны. В условиях военного положения такого применения не предусмотрено. Вместо АТО, которая уже исчерпала себя, и вместо широкомасштабной войны необходимо разработать новый режим, в рамках которого в отдельных регионах может быть введено военное положение с применением ВСУ”, — говорит Романенко в комментарии “Апострофу”.
Впрочем, как правильно прописать в новом законе такую опцию для ВСУ — вопрос. “Ведь страны, которые нам помогают экономически или военной техникой, не могут оказывать такую помощь по своему законодательству странам, которые находятся в состоянии военного положения. Таким образом, нам необходимо еще будет доказать, что у нас не военное положение по всей стране, а только в отдельных регионах”, — добавил Романенко.
В то же время для самой власти, в контексте борьбы на вероятных досрочных выборах, принять такой план-законопроект — означает провести политическую “двоечку”. Первым ударом послать в нокдаун нелояльных избирателей. “Существует риск, что некоторые политические группы захотят решить за счет этого законопроекта свои приватные задачи и под видом укрепления обороноспособности страны отсечь нелояльных к своим политическим силам избирателей от процесса выборов, взять под контроль финансовые потоки из центрального бюджета и в ручном режиме управлять местными бюджетами без какого-либо участия громады”, — подчеркнул Сизов.
А вторым ударом нокаутировать политических оппонентов. “У части общества есть запрос на радикальные действия — “заблокировать”, “отрезать”. Эти настроения пытаются оседлать противники действующей власти. Принятие некоего закона, который хотя бы в декларативной форме удовлетворял этот запрос, должно пошатнуть позиции таких критиков политики нынешней власти”, — резюмировал аналитик “Донецкого института информации”.
Артур ГОР
Что скажете, Аноним?
[09:21 09 октября]
[08:32 09 октября]
[16:37 08 октября]
17:10 09 октября
17:00 09 октября
16:40 09 октября
14:20 09 октября
14:00 09 октября
12:30 09 октября
[18:45 27 сентября]
[09:45 17 сентября]
[14:35 10 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.