Законопроект был не только отклонен, но и совсем снят с рассмотрения: при направлении этого документа на повторное первое чтение после доработки не голосовало вообще 250 нардепов.
На очереди у депутатов — проект Налогового кодекса, одобренный на заседании Кабинета Министров 9 июня. Особых сомнений, что коалиция поддержит своих коллег из исполнительной власти, почти нет. Поэтому, в правительстве надеются, что депутаты успеют принять его еще на этой сессии.
Хотя документ и нуждается в серьезной доработке. Об этом в эфире “5 канала” на днях заявил вице-премьер-министр Украины Сергей Тигипко. Впрочем, по его словам, нужно было спешить, — чтобы нормы кодекса были применены для формирования госбюджета на 2011 год. При этом вице-премьер-министр заметил: “Я уверен, что в настоящий момент будет много критики по настоящему документу. Но это нас не пугает. Посмотрим, что будет в конце. Я уверен, что в конце у нас будет приличный документ”. Хотя и доработанный для окончательного принятия документ, по мнению Тигипко, идеальным не будет.
Критики проекта Кодекса действительно много. Так, народный депутат Ксения Ляпина в комментарии сайта партии “За Україну!” заявила, что новый Налоговый кодекс увеличит нагрузку на малый бизнес в три-четыре раза. Народный депутат также обратила внимание на то, что правительство очень широко распространило информацию об утверждении “реформаторского” проекта Налогового кодекса, однако, ни в одном официальном информационном источнике органов власти самого его текста не было. “Заинтересованным депутатам пришлось чуть ли не по-шпионски доставать проект этого кодекса, чтобы ознакомиться с ним”, — отметила Ляпина.
По мнению народного депутата, в случае принятия этого документа будут ухудшены условия ведения бизнеса для самых мелких субъектов ведения хозяйствования. “Для предпринимателей, которые стоят на базарах, отменяется фиксированный налог, по которому они существовали все это время, и остается действующим единый налог, — отметила Ляпина. — Однако, кроме ставки единого налога правительство предлагает предпринимателям платить социальные платежи за себя и наемных работников на общих основаниях. Это значит — если раньше предприниматель платил двести гривен единого налога, из которых, по меньшей мере, 90 шло на социальные платежи, то теперь эти двести гривен должны будут платиться в бюджет, а социальные платежи правительство предлагает платить дополнительно. По нашим предыдущим подсчетам, лишь это может вдвое увеличить налоговую нагрузку на мелкий бизнес”.
А вот председатель Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Михаил Бродский считает, что новый Налоговый кодекс улучшит жизнь бизнеса. Ведь им предусмотрено снижение ставок налога на прибыль предприятий, уменьшение количества общегосударственных налогов, сокращение количества отчетов для налоговой и упрощение системы документооборота. Как сообщила пресс-служба Госкомпредпринимательства, об этом Михаил Бродский рассказал в эфире “Шустер Live”.
“Обещали налоговые каникулы — они записаны в Налоговом кодексе. Обещали уменьшение налога на прибыль — в кодексе записано 20% вместо прежних 25%. Обещали уменьшение количества налогов — было 29, осталось 17”, — отметил Михаил Бродский.
О впечатлении от проекта нового Налогового кодекса “День” спросил представителей бизнеса и экспертов.
Комментарии
Пока не изменится идеология, реформы быть не может
Сергей ВЛАСЕНКО, народный депутат Украины, экс-заместитель главы Государственной налоговой администрации Украины:
— Задекларированное снижение налоговых сборов — это, конечно же, позитивный момент. Но в нынешней экономической ситуации, в частности, в формировании доходной части бюджета понятно, что отмена каких-либо налоговых сборов должна быть компенсирована чем-то другим. Вот уже прозвучал тезис о том, что вроде бы вводится налог на богатство, то есть, налог на крупную недвижимость, на достаточно дорогие автомобили и так далее.
Но на самом деле вопрос не в новом или старом налоговом кодексе. Проблема, как мне кажется, заключается в следующем: на сегодняшний день Украина все еще находится в стадии борьбы с последствиями экономического кризиса, а этот период характеризуется каким-то временными мерами правительства. Налоговая реформа же — это то, что должно делаться в достаточно стабильной ситуации. Поэтому я не думаю, что на сегодняшний день будут эффективными какие-либо меры, которые были бы эффективными в нормально работающей экономике. И говорить сегодня о принятии нового налогового кодекса, мне кажется, преждевременно. Нужно менять не только формально написанные вещи, но и идеологию, подходы как налогоплательщиков, так и фискалов. Потому что без изменения ментальности как начисляли, условно говоря, не совсем корректно с точки зрения закона, так и будут начислять. То есть налоговый кодекс для этого не помеха, но и не подспорье.
Проблема реформы не в том, чтобы взять нужные законы, объединить их под одной обложкой, назвать это налоговым кодексом и говорить, что это панацея от всех проблем. Пока не изменятся подходы налоговой службы к проверкам, к администрированию, к отстаиванию своих позиций в судах, пока не изменится идеология налогоплательщиков, которые всеми путями, иногда даже за гранью закона, ищут минимизации уплаты налогов, никакой реформы быть не может. Была такая шутка: “Почему россияне не платят налог с дохода физлиц, ведь он самый маленький в Европе?”. Ответ: “потому что 13 — несчастливое число”... Налоговая система, чтобы она нормально воспринималась налогоплательщиками, должна быть простой, понятной и прозрачной.
Несмотря на несовершенство, новый проект обещает много положительных тенденций
Анна ДЕРЕВЬЯНКО, исполнительный директор Европейской бизнес-ассоциации:
— Вообще, новый Налоговый кодекс вызывает смешанные чувства. С одной стороны, можно одобрить желание нового правительства наводить порядок в системе налогообложения Украины, с другой стороны, остается много вопросов относительно самого текста, который является, очевидно, недоработанным. Европейская Бизнес Ассоциация считает, что основной целью нового Налогового кодекса должна быть скорее борьба с нелегальными схемами уклонения от налогообложения, чем дополнительная фискальная нагрузка на легальный бизнес. В связи с этим, является очень желаемым, чтобы правительство давало больше времени и возможности обратной связи для бизнес-сообщества, ради того, чтобы можно было привлекать большее количество идей для эффективного функционирования налоговой системы Украины. В случае если Налоговый кодекс будет принят без надлежащей доработки и учета комментариев, бюджет следующего 2011 года будет построен на несовершенном юридическом инструменте, который не позволит экономике Украины работать эффективно.
Но, несмотря на то, что новая версия Налогового кодекса далека от совершенства, Европейская Бизнес Ассоциация видит ряд положительных тенденций, а именно: кодификация, внедрение единого социального вклада, сокращение количества налогов и направление на улучшение системы администрирования налогов в Украине. Также, не может не радовать снижение ставки определенных видов налогов.
Много предложений бизнеса при подготовке кодекса не воспринимали
Вячеслав БЫКОВЕЦ, первый вице-президент союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины:
— Вполне уместным является вопрос, приобщались ли предприниматели и работодатели к процессу подготовки самого проекта Налогового кодекса? Формально рабочие группы были созданы и в состав последних таки включили представителей организаций предпринимателей и работодателей, но к самой работе в составе этих групп они не привлекались...
Но по информации, которая в настоящее время доступна в средствах массовой информации, можно сделать выводы, что, по новому проекту Налогового кодекса, администрирование налогов у нас будет жестче. Да и в нем предусмотрен целый ряд нововведений, которые не могут быть поддержаны бизнесом.
Что касается нашего альтернативного варианта совершенствования налогового законодательства Украины, то здесь стоит заметить, что мы много работали над вопросами, касающимися упрощенной системы налогообложения. Но, к сожалению, очень много наших предложений, касающихся именно этой сферы, не всегда воспринималось представителями ГНА или Минфина. В частности, это предложения относительно определения субъектов ведения хозяйства, которые могут пользоваться упрощенной системой налогообложения, объема доходов и величины самих налоговых сборов.
Алексей САВИЦКИЙ, Алла ДУБРОВЫК
Что скажете, Аноним?
[13:15 27 ноября]
[11:19 27 ноября]
[07:10 27 ноября]
15:00 27 ноября
14:40 27 ноября
14:10 27 ноября
13:30 27 ноября
13:00 27 ноября
11:00 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.