Кабинет министров предлагает расширить максимальную величину базы начисления единого социального взноса (ЕСВ) с нынешних 15-ти размеров минимальных заработных плат до 25-ти, а также установить регрессивную шкалу ЕСВ для более крупных доходов. Кроме того, правительство инициирует дифференциацию размеров оплаты труда с тем, чтобы начальник и уборщица не получали, по крайней мере, “на бумаге”, одинаковую зарплату, как правило, минимальную. По мнению правительства, такие меры продиктованы соображениями социальной справедливости, а также необходимостью дальнейшего выведения доходов граждан из “тени”. “Апостроф” разобрался, с чем связаны последние инициативы Кабмина, и удастся ли достичь заявленных целей.
За справедливость
Кабинет министров хочет расширить базу взимания единого социального взноса (ЕСВ) с зарплат украинцев с 15-ти до 25-ти “минималок”. Об этом говорится в проекте закона, который был утвержден на заседании правительства 14 ноября. Единый соцвзнос является дополнительным налогом на доходы граждан, но он платится не самим работником, а его работодателем (исключение составляют самозанятые граждане, у которых работодателя нет по определению). На сегодня ставка ЕСВ составляет 22% от каждой конкретной зарплаты. Соответствующие средства направляются в Пенсионный фонд (ПФ). В 2016 году с целью уменьшить нагрузку на работодателей, ставка ЕСВ была снижена до указанного уровня. Более того, дабы стимулировать бизнес платить “по-белому”, было решено взимать ЕСВ с суммы, не превышающей 15 размеров минимальной зарплаты (на сегодня при размере “минималки” 3723 гривны это — 55,8 тысячи гривен). Если зарплата больше этой суммы, с остатка ЕСВ не взимается.
Министр социальной политики Андрей Рева, который представлял упомянутый законопроект на заседании Кабмина 14 ноября, назвал такое положение вещей несправедливостью: мол, кто-то платит ЕСВ со всей зарплаты, а кто-то — только с части, притом, меньшей.
Министр также описал несколько схем, которые благодаря действующей норме помогают уходить от налогообложения. “Зафиксированы случаи, когда на всем предприятии одному или нескольким лицам начисляется миллионная заработная плата (а ЕСВ при этом платится с суммы 55,8 тысячи гривен — “Апостроф”), которая потом распределяется между другими работниками в конвертах”, — рассказал Андрей Рева.
Чтобы усложнить жизнь таким начальникам Кабмин и предлагает увеличить с 15-ти до 25-ти минимальных зарплат максимальную базу начисления ЕСВ. После поднятия в 2019 году “минималки” до 4170 гривен, это будет 104 325 гривен. При этом законопроект предусматривает норму о том, что, если зарплата работника превышает максимальный уровень взимания ЕСВ (104 325 гривен), для нее вводится регрессивная ставка — вплоть до 5% при зарплате в размере более 270 “минималок” (с 2019 года будет 1 125 900 гривен).
Еще одной новеллой законопроекта является введение дифференциации зарплат “в зависимости от сложности, квалификации и ответственности работы, и установление требования уплачивать ЕСВ руководителям предприятий из расчета двух минимальных заработных плат”.
Благодаря предложенным мерам, по словам Андрея Ревы, в Пенсионный фонд дополнительно будет направлено 10 миллиардов гривен. Честно говоря, не особенно много, учитывая, что в текущем году дефицит ПФ составляет около 140 миллиардов гривен. Но хоть что-то.
В дополнение ко всему вышесказанному, предполагается ужесточение ответственности за несвоевременную уплату ЕСВ — начиная со штрафов и вплоть до уголовной ответственности.
Неправильная система
По словам финансового эксперта Алексея Куща, предложения правительства, которые касаются регрессивной шкалы ЕСВ для больших зарплат, вполне прогрессивны, потому что “здесь восстанавливается принцип социальной справедливости”.
Существующая система уплаты ЕСВ больше подходит для развитых стран, в которых у граждан есть индивидуальные пенсионные счета, а от суммы отчислений работника зависит размер его будущей пенсии.
“В этой модели абсолютно нелогично брать с человека, который зарабатывает, например, 1 миллион евро, фиксированный социальный взнос, потому что таких пенсий просто не существует. Соответственно, в таких странах есть максимальная база налогообложения ЕСВ”, — пояснил он в комментарии “Апострофу”.
В Украине же на сегодня действует солидарная пенсионная система, и ЕСВ не является персонифицированным взносом в Пенсионный фонд, а потому это — дополнительный налог на фонд заработной платы.
“Понятно, что начислять на 1 миллион гривен те же 22% — не совсем логично, но какая-то понижающая шкала должна быть, и даже с зарплаты в 1 миллион гривен нужно платить ЕСВ”, — отметил эксперт.
Но есть здесь и обратная “сторона медали”. Люди, которые уже сейчас платят значительные суммы в виде ЕСВ, а в случае вступления в силу кабминовского законопроекта, будут платить еще больше, не могут рассчитывать на пенсии, сопоставимые с размерами их отчислений в Пенсионный фонд.
“Не будет пенсии 60 тысяч гривен в месяц, даже 30 тысяч не будет, поскольку есть ограничение по максимальному размеру пенсии (сейчас 13 730 гривен — “Апостроф”). Поэтому, те, кто платит много, будут, в некотором роде, деморализованы”, — рассказала “Апострофу” консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса Александра Томашевская.
Срочно нужны деньги
Но главная задача, которую правительство хочет решить с помощью злополучного законопроекта, — не социальная справедливость, и даже не очередная попытка вывести зарплаты украинцев из “тени”.
“Задача — в том, чтобы наполнить бюджет. Государству очень деньги нужны, и это очень видно”, — завила Александра Томашевская. Она напомнила, что в 2019 году правительство в очередной раз собирается увеличивать пенсии, а для этого нужны дополнительные средства — несколько десятков миллиардов гривен. “И их нужно забрать любой ценой”, — подчеркнула она.
В частности, ради достижения именно этой цели планируется брать с руководителей предприятий ЕСВ из расчета двух минимальных зарплат.
“Идея — просто собрать деньги. Их будут собирать со всех — и с больших и с маленьких, и со средних, — сказала Томашевская. — Но те, по кому собираются ударить, вряд ли злоупотребляют”.
В Украине есть компании, в которых платят и, главное, декларируют высокие зарплаты. Их крайне мало, порядка 5% всех налогоплательщиков, в основном, это — крупные иностранные компании или некоторые отечественные, но, часто с иностранным капиталом.
“Они слишком прозрачны и честны, и им дешевле платить официальные зарплаты. И, поскольку они и так платят официально, то они и доплатят (ЕСВ по новым предлагаемым правилам). Для них репутация слишком дорога, чтобы что-то выдумывать и скрывать несколько тысяч. Поэтому они (правительство) решили взять с тех, кто официально показывает (доходы)”, — подчеркнула Томашевская.
Однако украинцы, за исключением тех, кто и сегодня получает зарплату “по-белому” и, соответственно, также “по-белому” платит ЕСВ, вряд ли станут активно выходить из “тени”.
“Такие меры по увеличению платежей вызывают у украинцев ответную реакцию в виде отказа платить. И есть такое представление, что, те, кто “в белую” платит, те — дураки”, — подытожила она.
Кстати, примерно в том же ключе высказалась Европейская бизнес ассоциация (ЕБА), раскритиковав законопроект Кабмина в части предложения об отмене верхней границы начисления ЕСВ. В заявлении ЕБА говорится, что вместо эффекта детенизации законопроект предлагает внедрить дополнительную нагрузку на “добросовестных налогоплательщиков”.
Стимулы не работают
По словам Алексея Куща, в Украине сегодня не работают не только негативные стимулы “отбеливания” зарплат, к которым можно отнести последние инициативы правительства, но и позитивные. Среди последних — снижение ставки ЕСВ с 38% до 22%, произошедшее в 2016 году.
“На какой-то процент выросли поступления в Пенсионный фонд, но системного “отбеливания” зарплат не произошло. Можно понижать налоги до достаточно низких величин, но, все равно, люди будут работать “в темную”. Условно говоря, чтобы людям перестать платить зарплату в конвертах, нужно понизить чуть ли не до 5% нагрузку на фонд оплаты труда. Но с 5% мы не сможем ни пенсии платить, ни, вообще, покрывать минимальные бюджетные затраты”, — рассказал эксперт.
Если же правительство действительно хочет больше социальной справедливости, то для баланса можно было бы, например, ввести прогрессивную шкалу подоходного налога и/или увеличить ставки налога на дивиденды (5% на дивиденды, начисленные в пользу физлиц, и 9% — если эмитентом корпоративных прав является плательщик единого налога или институты совместного инвестирования) — не секрет, что дивиденды являются “удобной” схемой для власть имущих оптимизировать налоги.
“А так решили за счет среднего класса, которого в Украине почти не осталось, закрыть дыры в бюджете”, — заявил Алексей Кущ.
При этом предлагаемые Кабмином меры по наполнению Пенсионного фонда являются косметическими, потому что система пенсионного обеспечения в стране не работает. По словам эксперта, было бы правильно полностью ликвидировать ЕСВ в нынешнем виде.
“Если почти половину ресурсной базы Пенсионного фонда приходится перекрывать за счет бюджетных трансфертов — это уже не рабочая модель. Тем, кто работал в советские годы, в 1990-е, 2000-е, нужно платить пенсии из бюджета напрямую. А тем, кому 30-35 (и меньше), — для них запустить накопительную пенсионную систему. Чтобы они были заинтересованы в том, что, чем больше ты платишь отчислений в Пенсионный фонд, тем больше у тебя будет пенсия”, — резюмировал Алексей Кущ.
Власть в раздумьях
Данный законопроект должен быть рассмотрен парламентом. Очевидно, что Кабмин будет делать упор на том, что его предложения направлены на защиту бедных за счет богатых. Однако как выяснилось, нет единства по данному вопросу и в самом правительстве. По данным ЭП, против законопроекта выступило Министерство экономического развития и торговли. “Законодательная инициатива приведет к еще большей тенизации фонда оплаты труда, уменьшению инвестиционных поступлений, и, как следствие, поступлений в государственный бюджет”, — говорится в письме в адрес Министерства социальной политики главы Минэкономразвития, первого вице-премьера Степана Кубива.
Президент Петр Порошенко, в свою очередь, призвал бизнес согласиться на предложения Кабмина. При этом глава государства назвал такой шаг “рискованным”, который “сейчас со всей ответственностью мы должны поддержать”.
Дискуссия по законодательным инициативам правительства в отношении ЕСВ продолжается, и сегодня предугадать, одобрят ли их народные избранники, а если одобрят, то в каком виде — невозможно. Особенно учитывая стремительно приближающиеся президентские и парламентские выборы.
Виктор АВДЕЕНКО
Что скажете, Аноним?
[13:40 26 ноября]
[11:40 26 ноября]
16:45 26 ноября
16:00 26 ноября
15:40 26 ноября
14:45 26 ноября
14:30 26 ноября
14:10 26 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.