Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Німецьке суднобудування у кризі

[15:12 03 октября 2012 года ] [ Економічна правда, 2 жовтня 2012 ]

Спад мировой торговли привел к сокращению морских грузоперевозок и спросу на новые корабли.

Однако трудности немецких судостроителей объясняются не только такими объективными причинами.

У верфи P+S из Штральзунда на балтийском побережье ФРГ нет недостатка в заказах. В списках — четыре парома, пять ледоколов и плавучий кран. Правда, сойдут ли когда-либо эти суда со стапелей, неизвестно.

Верфь, имеющая мощности в Штральзунде и Вольгасте, — банкрот. В августе руководство подало ходатайство об открытии конкурсного производства.

Если пройтись по территории верфи в Штральзунде, то, на первый взгляд, кажется, будто все в порядке. Между цехами снуют рабочие в желтых касках и синих фирменных спецовках. Правда, из-за начавшейся процедуры банкротства часть персонала вынуждена отгуливать накопившиеся сверхурочные часы.

Денег на их оплату у верфи нет, за август с ними рассчитались за счет средств, предоставленных биржей труда.

Все завязано на верфь

Через руки Марио Рассера проходят едва ли не все детали строящихся судов. На верфи работали и его отец, и дед. Ничего особенного, поясняет 26-летний судостроитель, такова традиция, весь Штральзунд завязан на верфь.

Рассер работает в отделе транспорта и логистики, следит за тем, чтобы каждый получал все необходимое для работы, причем в нужное время и в нужном месте.

Оба парома — “Берлин” и “Копенгаген” — стоят еще недостроенные у пирса. Заказавшая их пароходная компания Scandlines собиралась задействовать их на маршруте между немецким Ростоком и Гедзером в Дании еще минувшим летом.

Задержки при строительстве судов привели к финансовым трудностям верфи P+S, логическим следствием которых стало банкротство.

Проблема не в людях

Финансовые затруднения верфь P+S начала испытывать уже несколько лет назад. Проблемы не в последнюю очередь доморощенные.

Слишком долго верфь делала ставку на классические контейнеровозы, а затем, сломя голову, переориентировалась на строительство специальных судов.

В мае 2012 года федеральные и земельные власти согласились выделить государственные дотации на программу модернизации мощностей. Когда же стало известно, что эта программа обойдется значительно дороже, чем ожидалось, выплата помощи в размере 152 млн евро была остановлена.

“Они могут строить любые суда, проблема не в людях”, — считает Гидо Фрешке из Профсоюза металлистов. Он — представитель рабочих в конкурсной комиссии.

Недавно за закрытыми дверями здесь обсуждали ход процедуры банкротства и делились мнениями о потенциальных инвесторах. Заодно и кредиторы — заказчики, банки, субподрядчики, казначеи федеральной земли Мекленбург — Передняя Померания огласили свои финансовые претензии к верфи.

Рабочие тоже хотят иметь право голоса в выборе нового хозяина предприятия.

Главное, чтобы смена собственника не происходила за их счет. По словам Фрешке, в последние три года они и без того во имя сохранения рабочих мест и перспектив жертвовали рождественскими премиями, отпускными пособиями и половиной оговоренной прибавки к зарплатам.

Однако безболезненное решение вряд ли возможно. Оборот судостроения в Мекленбурге — Передней Померании в 2008-2010 годах сократился вдвое, соответственно уменьшилось и число занятых в этой сфере.

Спад мировой торговли напрямую сказывается на морских грузоперевозках, поясняет Бьерн Свинарски из Торгово-промышленной палаты в Ростоке.

По его данным, в этой федеральной земле в судостроении занято 12 тыс человек. Десять лет назад их было 40 тыс. И хотя со временем оборот в производстве продуктов питания на северо-востоке Германии стал больше, чем в судостроении, оно по-прежнему остается здесь системообразующей отраслью экономики.

“Судостроение в этой федеральной земле глубоко укоренилось и продолжает вносить значительный вклад в производство местного ВВП”, — заявил Свинарски.

Без помощи государства

Такие слова — бальзам на душу судостроителей в Вольгасте и Штральзунде. И не только для них. На мель рискует сесть целая отрасль немецкой экономики. Из-за спада мировой торговли образовались большие излишки мощностей по перевозке товаров морским путем, что привело к снижению цен на такие услуги.

Банки в свою очередь перестают финансировать судостроение, у пароходных компаний не хватает денег на инвестиции, сокращается спрос на новые корабли, аннулируются уже розданные верфям заказы.

Немецкие верфи и без того находятся в условиях жесткой конкуренции с азиатскими, получающими щедрые государственные субсидии.

На помощь же от правительства ФРГ немецкие судостроители рассчитывать не могут. Федеральное министерство экономики о государственной программе содействия отечественному судостроению и слышать не хочет.

Тем не менее, вопреки мнениям о предстоящем “умирании верфей” и “кризисе немецкого судостроения”, Рассер верит в будущее. “Побережье невозможно представить без верфей, кораблей и людей, которые их строят”, — говорит он.

Deutsche Welle

Дженіфер ШТАНГЕ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.