Лисичанский НПЗ является самым молодым нефтеперерабатывающим заводом в стране. Его первая очередь сдана в эксплуатацию в октябре 1976 г. Годовая мощность предприятия по переработке первичной нефти составляет 16 млн. т. После обретения Украиной независимости объемы производства на заводе снизились и даже в лучшие времена составляли 6-7 млн. т нефти в год.
Последние месяцы перед остановкой (до 31 марта 2011 г.) НПЗ зарабатывал чуть более $2 на переработке одной тонны нефти по давальческой схеме, а продукция преимущественно экспортировалась в Россию. Убыточность такого хозяйствования была очевидной и собственники остановил производство. С тех пор о простаивающем НПЗ в Кабмине предпочитали не говорить.
На днях лидер украинских коммунистов Петр Симоненко во время “Часа вопросов к правительству” потребовал от чиновников вспомнить о предприятии. “Я изучаю ситуацию в Лисичанске. Завод остановился, люди не работают, а что будем делать со 100 тыс. жителей города? — спросил Петр Николаевич. -- Что делается реально для того, чтобы поднять производство?”
Налог против производства
Однако правительство озабочено совсем другими вопросами. Вместо поиска решений по запуску отечественных НПЗ, Министерство финансов разродилось законопроектом, предполагающим двукратное повышение акцизов на нефтепродукты. Обоснование — необходимость привлечения дополнительных средств на ремонт дорог. Предложения Минфина вызвали негативную оценку экспертов, и возмутила общественность. Это не удивительно. Ведь в случае реализации предложения Минфина стоимость литра бензина А-95 подскочила бы на 2 грн., дизтоплива — на 50 копеек.
Реакция была настолько сильна, что инициативу чиновников Минфина был вынужден комментировать лично премьер-министр Николай Азаров. “Периодически граждан пугают “тайными злостными планами” власти. То якобы тарифы собираются повышать, то зарплаты бюджетникам уменьшить. Последняя “страшилка” — это якобы повышение акцизов на автомобильное топливо наполовину”, — попытался вернуть status quo Николай Янович. В результате Минфин сообщил, что “изменение налоговой нагрузки на одну из отраслей экономики требует всестороннего изучения влияния такого решения на состояние других отраслей”. А глава Министерства экономического развития и торговли Игорь Прасолов заверил, что повышение акциза на нефтепродукты является лишь одним из пяти вариантов возможного решения проблемы финансирования строительства и ремонта дорог. Также рассматриваются: привлечение средств международных финансовых организаций и частных инвесторов. Не исключают чиновники и строительства транзитных дорог на условиях концессии.
С тем, что автомагистрали нуждаются в широкомасштабном обновлении, никто не спорит. Да и стоимость бензина у нас в среднем в полтора раза ниже, чем в Европе. Кроме низкого качества причиной этого является меньшая доля налогов в цене литра бензина (около 35%, а в отдельных странах Западной Европы — до 60%). И, видимо в евроинтеграционном порыве Кабмин и предложил оптимизировать размер акцизного сбора на топливо в соответствии со стандартами западных соседей.
Но Минфин запамятовал, что размеры зарплат украинцев так же далеки от европейских, как и Бердичев от Парижа. В соответствии с январским исследованием РИА “Рейтинг” (Россия), за среднюю зарплату нашего соотечественника можно купить лишь 224 л. Меньше может себе могут позволить лишь болгары — 213 л. На вершине рейтинга — граждане Люксембурга (2,3 тыс. л), норвежцы (2 тыс. л) и британцы (более 1,7 тыс. л.). При том, что в Норвегии самый дорогой бензин в Европе.
Последние заявления чиновников оставляют робкую надежду на то, что в ближайшее время вопрос об увеличении акцизов на топливо подниматься не будет. А может и вообще отложен до окончания президентских выборов в 2015 г. Иначе социальные последствия акцизных манипуляций могут стать непрогнозируемыми.
“Мы знаем пример Болгарии, где резкое увеличение цен на электроэнергию привело к отставке правительства. — полагает Дмитрий Марунич, сопредседатель Фонда энергетических стратегий. — На фоне рассуждений о повышении тарифов ЖКХ, рост акцизов на бензин может стать дополнительным стимулом для роспуска действующего Кабмина. Но я уверен, что законопроект о радикальном повышении акцизов на топливо не будет принят. Главная причина — приближающиеся президентские выборы. Налицо — прощупывание общественного мнения и позиции властных элит”.
За минуту до взрыва
Эксперты считают, что социальными последствиями столь резкого повышения акцизов на топливо для украинцев станет инфляция и рост цен на потребительские товары на уровне 3-4% по итогам года. Поднимется стоимость перевозок, в т.ч. — проезд в общественном транспорте.
На фоне столь неоднозначных последствий акцизной инициативы неуемную энергию чиновников направить бы на решение проблемы импорта некачественного топлива или его компонентов, которые реализуются как топливо премиум класса. Хотя, в Минфине об этом прекрасно известно. По подсчетам министерства, “в 2012 г. в тени осталось около 22,3% рынка бензина или около 939 тыс. т. Условные объемы недопоступлений акцизного налога и НДС вследствие сокращения легального импорта и использования отдельными хозяйственными субъектами схем уклонения от уплаты налогов в прошлом году составили более 4 млрд. грн”. Почти треть от общих поступлений акциза на топливо в 2012 г., который не превысили 14 млрд. грн.! Неужели правоохранительным органам сложно найти эти самые “отдельные хозяйственные субъекты”? Ведь не о канистре или даже — цистерне бензина идет речь!
Учитывая значительную долю теневого рынка, а также отсутствие действенной системы контроля качества топлива, резкое повышение акцизов неизбежно спровоцирует увеличение количества “бодяги” и соответствующее падения потребления нефтепродуктов, отвечающих нормам. В итоге бюджет недосчитается и акцизов, и НДС.
Уже с начала 2013 г. на рынке нефтепродуктов наблюдается стагнация. Спрос на топливо падает и без повышения акцизов. По данным Госстатистики, розничная продажа бензинов в апреле снизилась на 9,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. “Любое повышение акцизов на украинском рынке нефтепродуктов приведет к потерям государственного бюджета”, — подчеркивает директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко.
С 2009 г. акцизы на нефтепродукты выросли втрое, однако, состояние дорог ухудшилось. Напрашивается очевидный вывод: прежде чем ставить вопрос о дальнейшем повышении налоговой нагрузки, необходимо отладить систему администрирования акцизов, усилить контроль над нелегальным импортом и качеством продаваемого на АЗС топлива. В противном случае, украинцы будут платить близкую к европейской цену за бензин самопального качества. А контрабандисты продолжат набивать карманы за счет рядовых потребителей.
С потерей собственной нефтепереработки Украина практически лишилась основного материала для дорожного покрытия — битума. Его импортируют из России и Беларуси на сумму более 1,5 млрд. грн. в год. Возникает резонный вопрос: возможно запуск отечественных НПЗ больше поможет решению вопроса реконструкции дорог, чем грабительский в отношении потребителя рост акцизов?
Наконец, раз уж упомянули Беларусь, отмечу, что оба НПЗ страны — Новополоцкий и Мозырский — работают. Дизельное топливо там стоит около 6 грн. за литр (в Украине — 10 грн.), бензин А-95 — 7,5 грн./л (у нас — 10,7 грн./л). По состоянию на март 2013 г. среднестатистический белорус зарабатывал $544 в месяц. В соответствии с данными отечественного Госкомстата аналогичный показатель в Украине составляет $394. И дороги там прекрасные — уж не чета нашим.
Андрей СОЛОМАТИН
Что скажете, Аноним?
10:30 26 ноября
10:00 26 ноября
09:50 26 ноября
09:30 26 ноября
09:10 26 ноября
09:00 26 ноября
08:50 26 ноября
08:40 26 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.