Из-за этого госбюджет, по оценкам экспертов, недополучит в текущем году налоговых платежей на миллиарды гривень.
Беларусь, которая согласилась на углубление сотрудничества с Россией в рамках Таможенного союза, нарушила свои обязательства перед Украиной о прокачке каспийской нефти по магистрали Одесса — Броды в аверсном направлении. Этот маршрут с начала текущего года оказался пустым, а госкомпания “Укртранснефть”, оператор нефтепроводной системы, готовится подсчитывать по итогам 2012 г. убытки. Потому что Беларусь, обеспечив свой НПЗ в Мозыре российским сырьем, в одностороннем порядке отказалась от договоренностей с Киевом о транзите азербайджанской нефти через украинскую территорию.
По данным отчетности “Укртранснефти”, обнародованным в системе раскрытия информации Нацкомиссии по ценным бумам и фондовому рынку, в первом полугодии транспортировка нефти упала на 32% в сравнении с аналогичным периодом 2011 г. — до 9,592 млн. т. Уменьшение объемов прокачки обусловлено сокращением объемов транзита и внутренних поставок сырья на украинские НПЗ, пять из которых в настоящее время простаивают. В “Укртранснефти” отмечают, что, кроме ухудшения отношений с белорусскими партнерами, причиной снижения объемов транзита стал также запуск Россией нефтепровода “Балтийская трубопроводная система — 2” (БТС-2), по которому пошла вся свободная нефть компаний РФ.
“В сложившейся ситуации убытки украинского бюджета могут исчисляться миллиардами гривень налоговых платежей и транзитных доходов. Очевидно, что предпосылки для подобной негативной ситуации были заложены не вчера, а много лет назад, когда ключевые нефтеперерабатывающие мощности в Украине были проданы российским компаниям, а в энергополитике государства игнорировался вопрос об организации поставок нефти из источников, альтернативных российским”, — сказал Сергей Дубов из инвесткомпании “Профит гарант”. Эксперт также сомневается в перспективах аверсного (проектного) использования Одесса — Броды, если обеспечение внутреннего рынка каспийской нефтью не станет приоритетным для правительства Николая Азарова.
Но и в этом направлении Киев ждут проблемы. Один из собеседников, близкий к нефтедобыче в Азербайджане, рассказал, что хотя в Баку по-прежнему заинтересованы в поставках нефти в страны ЕС по Одесса — Броды, там скептически воспринимают возможности украинских властей согласовать с Польшей достройку этой магистрали до побережья Балтийского моря в Гданьске.
В прошлом году Польша заявила, что не намерена финансировать достройку по своей территории участка Одесса — Броды, который является частью Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), поскольку значительные средства вложила в сооружение футбольных стадионов для проведения футбольного чемпионата Евро-2012. Президент Польши Бронислав Комаровский назвал условием участия поляков в проекте “экономическую выгоду”.
Такого же мнения придерживается глава Бюро национальной безопасности Польши Станислав Козей. “Мы не склонны, в отличие от других стран, тратить бюджетные деньги на проекты, которые должны быть самоокупаемыми”, — сказал он. По его словам, с точки зрения экономической выгоды Одесса — Броды до сих пор не понятен.
Необходимым условием для принятия Польшей решения об участии в этом проекте чиновник назвал гарантии поставщиков и потребителей нефти. “Но за почти 20 лет обсуждения ЕАНТК четких деклараций нет”, — констатировал Станислав Козей.
По мнению Бурзу Алиева, соучредителя Киевского международного энергоклуба, экс-замминистра топлива и энергетики, перспективы загрузки нефтепровода Одесса — Броды каспийской нефтью зависят прежде всего от решений на высшем политическом уровне. Украина, по его словам, направляла предложения о сотрудничестве в рамках этого проекта компаниям в Азербайджане, которые могли бы реально выполнять функции его оператора. “Причем это не только местные компании, но и зарубежные инвесторы, занимающиеся добычей нефти в Каспийском регионе — BP, Shell, Chevron”, — рассказал экс-министр.
В СП “Сарматия”, созданном для расширения проекта Одесса — Броды на европейскую территорию, считают важным подписание межгосударственного соглашения стран — участниц проекта (Украина, Азербайджан, Польша, Грузия, Литва). Без такого политического документа, как пояснил гендиректор “Сарматии” Сергей Скрипка, сложно вести переговоры с владельцами НПЗ, которые заинтересованы в поставках каспийской нефти. “Предварительные оценки свидетельствуют о том, что в Каспийском регионе есть 10 млн. т свободной нефти, которая может поставляться по ЕАНТК в Европу. Но говорить о том, что они гарантированы, можно только после того, как будет подписано межгосударственное соглашение”, — сказал гендиректор “Сарматии”.
Для получения от Евросоюза дополнительного финансирования, которое будет направлено на достройку польского участка Одесса — Броды, “Сарматия” должна сформировать пул инвесторов проекта, которые обеспечат его коммерчески выгодную эксплуатацию, не позднее конца 2013 г. Строительство предположительно начнется в начале 2014 г. В противном случае, по некоторым пессимистическим прогнозам, Одесса — Броды может оказаться невостребованной трубой и прийти в негодность из-за простоя.
________________________________
Строительство Одесса — Броды по украинской территории обошлось Киеву в $200 млн., а стоимость достройки польского участка, по данным польского Международного нефтяного сообщества GoldenGate, составляет около EUR430 млн.
Светлана ДОЛИНЧУК
Что скажете, Аноним?
[18:15 24 декабря]
[14:43 24 декабря]
[11:15 24 декабря]
18:00 24 декабря
17:30 24 декабря
17:10 24 декабря
17:00 24 декабря
16:30 24 декабря
15:00 24 декабря
14:30 24 декабря
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.