Москва продолжает атаковать Киев предложениями по усилению своего влияния в украинском топливно-энергетическом комплексе. Речь идет о возврате татарских акционеров на Кременчугский нефтеперерабатывающий завод и новых обстоятельствах сделки по объединению активов “Газпрома” и “Нефтегаза”, сутью которой может стать размен компании на месторождение. Официальный ответ украинских властей на названные инициативы еще не готов.
Глава “Газпрома” Алексей Миллер раскрыл некоторые дополнительные детали возможной реализации идеи по объединению российской монополии и “Нефтегаза Украины”. По его словам, компании решили вести переговоры о слиянии поэтапно, начав с создания совместного предприятия на равных условиях. Но такой шаг будет предпринят только в случае, если стороны смогут договориться о последующем слиянии “Газпрома” и украинского госхолдинга.
Планируется, по словам господина Миллера, что в состав совместного предприятия с украинской стороны войдут газотранспортная система и добывающие активы, а со стороны “Газпрома” — только добывающие активы. “Это месторождение с запасами, эквивалентными активам, вносимым украинской стороной. По-видимому, речь идет об одном крупном месторождении. В то же время партнерам предстоит уточнить стоимость вносимых в СП активов, подсчитать стоимость запасов и определить, какое это может быть месторождение”,— уточнил глава “Газпрома”.
Но для украинского правительства вопрос о возможном изменении формы собственности ГТС уже решен. По словам премьера Николая Азарова, ГТС останется в собственности Украины. “И я не думаю, что это удивит наших российских партнеров, ведь они понимают, что с таким ценным активом ни одно государство не хотело бы расстаться”,— отметил глава Кабмина.
“Газпром” давно хочет получить доступ к украинской ГТС, однако добиться этого холдингу пока не удается. Выход возможен, если “Нефтегаз” и “Газпром” создадут СП, куда и может быть включена газотранспортная система. Но для украинской стороны, по мнению экспертов, участие в разработке газовых месторождений на территории России малопривлекательно, поскольку российским законодательством строго регламентирован доступ к газотранспортным мощностям для транспортировки добываемого ресурса потребителям. Привилегированным положением обладает “Газпром”, в то время как другие независимые производители газа не имеют права свободного доступа к трубе. Поэтому высказываются опасения, что “Нефтегаз”, даже как участник СП с “Газпромом”, будет испытывать сложности с транспортировкой добытого газа на украинский рынок.
Учитывая многогранность аспектов сотрудничества “Газпрома” и “Нефтегаза”, министр энергетики России Сергей Шматко уточнил, что вопросы модернизации украинской ГТС, транзита газа через Украину и объединения газовых компаний должны рассматриваться в комплексе. А от того, какая конфигурация для СП между “Газпромом” и “Нефтегазом” будет выбрана, зависит судьба консорциума по управлению и модернизации ГТС. Так считает председатель Российского газового общества Валерий Язев.
По сути, как отмечает Михаил Крутихин из консалтинговой компании RusEnergy, озвучивая идею по объединению “Газпрома” и “Нефтегаза”, премьер России Владимир Путин предложил передать украинскую нефтегазовую отрасль “Газпрому”. “В том, что это была бы именно передача контроля, а не слияние, сомнений нет, учитывая сравнительные размеры национальных компаний”,— сказал эксперт.
Президент Центра экономического развития Александр Пасхавер поддерживает идею любых взаимовыгодных коммерческих сделок между “Газпромом” и “Нефтегазом”, но не обмена каких-то политических прав на экономические выгоды. “Все зависит от того, на каких условиях это делается”,— отметил он.
В украинском Минтопэнерго не спешат прояснять ситуацию по ходу переговоров с российской стороной о совместном будущем “Нефтегаза” и “Газпрома”. По словам главы ведомства Юрия Бойко, вопрос еще требует времени на изучение. “Любое предложение должно быть внимательно рассмотрено”,— сказал он.
Также Кабмину предстоит решить, будут ли восстановлены права татарских акционеров на Кременчугском нефтеперерабатывающем заводе (ЗАО “Укртатнефть”), которые в прошлом году в результате судебных разбирательств практически лишились своей доли на предприятии. “Россия обратилась к Украине с предложением рассмотреть возможность возврата Кременчугского НПЗ. Но пока внятного от них ничего не получили”,— сообщил в минувшую пятницу замминистра энергетики России Сергей Кудряшов.
________________________
Проблемы у татарских акционеров Кременчугского НПЗ начались три года назад, когда украинское правительство обвинило их в нарушении инвестиционных обязательств, а миноритарный акционер предприятия — связанное с группой “Приват” ООО “Корсан” — решил воспользоваться ситуацией, чтобы усилить свое влияние на НПЗ. •В сложившейся ситуации “Татнефть”, которая ранее была основным поставщиком сырья на Кременчугский НПЗ и владела 18,296% его акций, прекратила отгрузку нефти на завод. Также компания предъявила иск к Украине через международный арбитраж, требуя возмещения сначала $1,1 млрд., а потом $2,4 млрд. ущерба.
Светлана ДОЛИНЧУК
Что скажете, Аноним?
[20:31 29 ноября]
[19:12 29 ноября]
[10:13 29 ноября]
19:00 29 ноября
18:50 29 ноября
18:40 29 ноября
18:10 29 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.