При этом средства, за счет которых планируется их реализовывать — принципиально иные: у нас нет нефтедолларов, и все будет делаться за счет приватных инвестиций. Привлечением оных должен заняться один из представителей бывшей оранжевой команды, основатель организации “Пора” Владислав Каськив. Что характерно, на подпись главе державы он отнес многие проекты времен Тимошенко и Ющенко. Удивительно, но Януковичу понравились почти все. Каковы причины такого президентского благоволения, и стоит ли ждать в ближайшее время “великих строек”?
ДЕСЯТЬ ШАГОВ НАВСТРЕЧУ...
Первые два проекта — энергетические. Главным (он и идет под номером первым) названо строительство на черноморском побережье Крыма либо под Одессой терминала по приему 10 млрд. м3 сжиженного газа. Строительство этого терминала должно решить ключевой вопрос энергетической безопасности Украины, лишив ее зависимости от монопольного импортера природного газа.
Отлично. Рассмотрим риски. Проект рассчитан на четыре года (до символической даты 2015 года) и имеет расчетную стоимость 1 млрд. долларов. Мощность — 5 млрд. м3 топлива на год на первом этапе и 10 млрд. м3 — на втором этапе. Наряду с сооружением терминала проект предусматривает сооружение на заводе “Океан” транспортных плавсредств для транспортировки сжиженного газа.
Ресурсной базой, по идее, должно стать азербайджанское месторождение “Шах-Дениз-2”. В настоящее время с этого месторождения газ идет через Грузию, где на побережье строится свой терминал для сжиженного газа. Азербайджанцы и грузины в качестве основного покупателя рассматривают Румынию. Украину может спасти только быстрый срок строительства своего терминала. Это никак не четыре года. Максимум, нужно будет уложиться за два. В принципе, через этот терминал можно будет экспортировать и украинский газ — после начала разработки причерноморских месторождений.
Строить терминал должны будут по опробованной в России схеме частно-государственного партнерства. Инвестор строит сам терминал, а государство просит газовые хранилища расширить пропускную способность трубопроводов. В итоге реализации проекта, как аргументируют его авторы, стоимость импортного газа уменьшится на 15—20%. Окупаемость проекта — от пяти до семи лет.
Если сегодня Украина получает трубный газ по 250 долларов за 1000 кубов, то благодаря этому проекту будем получать сжиженный газ по 190 долларов (так утверждает министр топлива и энергетики Юрий Бойко). В том, что подобный проект позволит не только удешевить цену газа, но и уменьшить зависимость от поставок “голубого топлива” из России, согласны многие эксперты. “Учитывая зависимость Украины от поставок российского газа, мы способны увеличить собственную добычу на 10 млрд. м3 в год. Мы можем добывать шахтный газ и биогаз. При этом в Украине должна существовать техническая возможность получения газа не только из России, но и из других источников. Терминал позволит нам это делать”, — уверен экс-начальник “Укртранснафты” Александр Тодийчук.
Потенциально в проекте могут быть заинтересован Алжир, Ливия, Египет. Памятуя давние визиты Юрия Бойко в Африку, тамошних инвесторов заинтересовать можно. Но радужные перспективы терминала могут разбиться о большую политику. Неясно, насколько проект согласован с Кремлем. Если нет, и Янукович подписал нечто, что угрожает интересам “Газпрома”, проект может или не реализоваться, или стать таким же мертворожденным, как трубопровод “Одесса-Броды”. На газ “Шах-Дениза-2” претендует как раз Москва. Хотят получить его и балканские страны, интегрированные в проект “Набукко”.
Впрочем, если лоббистом проекта выступают Юрий Бойко и Дмитрий Фирташ, в таком случае, речь идет о том, чтобы замкнуть энергообеспечение Украины на одну финансово-промышленную группу. Построив терминал, дающий возможность получать газ, альтернативный российскому, Фирташ все равно будет контролировать все поставки голубого топлива в Украину. Что более чем опасно для стратегического развития страны.
Вторым проектом является строительство ветровых и солнечных электростанций, которые смогут вырабатывать 2 тыс. мВт энергии. В основном такие электростанции планируется строить в Крыму и в Запорожской области. Стоимость — 3 млрд. евро, и он в перечне — самый затратный. Это проект, носящий название “Энергия природы”, рассчитан на окупаемость в течение семи лет при прoизвoдcтвe элeктрoэнeргии в oбъeмe 26,8 млрд. кВтч в гoд.
Является ли он подлинно национальным? Энергия солнца и ветра может эффективно использоваться только в южных областях Украины и в Крыму. Еще в советские годы было установлено, что потенциал солнечной энергетики в причерноморских степях оценивается приблизительно на уровне 1400 кВтч на кв. м, что находится на одном уровне со странами, которые активно используют солнечную энергию (США, Германия, Швеция).
В принципе, лоббисты и этого проекта известны — это группы Рината Ахметова и Андрея Клюева. Ахметов в прошлом году решил заняться ветровой энергетикой, и даже создал для этого фирму “Wind Power”. Клюев уже владеет предприятием по производству панелей для солнечных электростанций. Так что за реализацию этого проекта волноваться не стоит.
Проекты с третьего по шестой можно назвать социальными. Это программа строительства социального жилья стоимостью около 3—4 тысяч грн/кв. м; проект “Чистый город” — строительство современных комплексов для переработки бытовых отходов; программа “Качественная вода”, предусматривающий строительство 23 тыс. систем питьевой воды (бюветов) в детских садах, школах и т.д., а также программа по улучшению качества охраны материнства и детства (называется “Новая жизнь”).
Рассмотрим возможности реализации этих, самых насущных для наших граждан, проектов. Ведь именно по ним будут мерить успехи власти. Проект “Новая жизнь” пока не особо конкретизируется. Явно нет особо желающих инвесторов... Потому пойдем дальше. “Чистый город” оценивается в 4,83 млрд. грн, и рассчитан на четыре года при окупаемости в шесть лет. Проект предусматривает “поэтапное внедрение в городах технологии сортировки мусора и его последующей переработки путем строительства 10 комплексов переработки твердых отходов”. Прогнозируется, что такая переработка отходов позволит уменьшить негативное влияние полигонов и шлаков, которые возникают в процессе сжигания, на здоровье. При этом конкретизации — где будут строиться такие заводы, пока нет. На самом деле, проблема эта — всеобщая. От проблем с мусором одинаково страдают Тернополь и Одесса, Донецк и Киев. Кого выберут?
Зато проект “Качественная вода” более расписан. Он оценивается в 3,7 млрд. грн. Как объясняют авторы проекта, заинтересованность инвестора будет заключаться в возможности продавать очищенную воду в местах очистки по ценам, ниже, нежели в розничной сети. При этом предусматривается, что социально незащищенные слои населения, учебные заведения и больницы будут получать эту воду бесплатно. Скорее, действовать этот механизм будет в ряде областей юго-востока. Там ситуация с питьевой водой действительно очень плохая, и открытие каждого бювета будет описано как вселенское достижение. В принципе, при всем понимании сложности с питьевой водой в Крыму, на юге Донецкой области и т. д. этот проект тоже, максимум, региональный. Он вполне по силу местной власти. Правда, госбюджет, как минимум 2011 года, урезает территориальным общинам бюджетные издержки, так что остается снова уповать на Центр.
Самым актуальным проектом для миллионов украинцев можно было бы назвать “Доступное жилье”. Если бы он касался действительно миллионов. Или хотя бы сотен тысяч. А так лишь 40 тысяч избранных предполагается осчастливить. Уже поэтому его статус вызывает сомнения. Проект предусматривает постройку льготного социального жилья для продажи и передачи отдельным категориям граждан. В их число входят работники бюджетной сферы, военнослужащие, а также... госслужащие (т. е. все те же чиновники) и, заодно, — крымские татары. Каким образом будут списки составлять — вправе спросить искушенный читатель? Опять появится множество “своих”, которым это жилье и разойдется (если оно вообще будет построено)?
А обещания очень красивые: квартиры либо будут предоставляться безвозмездно, либо будут продаваться льготникам за 30—50% стоимости — остальную часть должен заплатить госбюджет. И вот тут — стоп! Откуда деньги в бюджете? Удешевление квадратного метра можно достичь в одном случае — если местная власть возьмет на себя прокладку всех коммуникаций. Она же должна, собственно, выделить землю под строительство такого жилья. И передать ее — с уже проведенными трубами и прочим — застройщику под ключ. А у местной власти большая часть налогов куда уходит? В центральный бюджет! Так что планы эти можно уже сейчас назвать наполеоновскими. Хотя проект и предусматривает объем инвестиций в 12,3 млрд. грн. за пять лет, очень сложно предположить, что он будет осуществлен хотя бы наполовину. Конечно, регионалы, овладев большей частью местных советов, будут стараться показать подвижки в этой очень важной для социального имиджа программе. И от нее во многом будет зависеть итог, с которым они придут к 2015 году.
Седьмой проект — “Открытый мир” — относится к области информационных технологий и образования. Он предусматривает создание национальной информационно-коммуникационной сети на основе технологии 4G. Стоимость проекта — 675 млн. долларов. Планируется, что в рамках этого проекта 1,5 млн. школьников будут обеспечены нетбуками, содержащими украинский учебный продукт, с возможностью доступа в интернет.
Проект этот представляется самым “прекраснодушным”. О каком интернете можно говорить, смотря на наши сельские школы, школы многих маленьких городков и отдаленных районов промышленных мегаполисов? Там бы крышу починить и отопление включить! Для того чтобы интернет, да еще 4G, пришел на каждый хутор, нужно строить множество базовых станций. Считается, что лоббистом “4G-революции” выступает Виктор Пинчук. Если это так, что фактически государство избавляется от проблемы информатизации школ и больниц, особенно в отдаленных районах, перекладывая ответственность на частного инвестора. Его освобождают от платы за радиочастоты в обмен на проводку интернета в школы и прочие бюджетные учреждения. Для этого Пинчуку (или иному лоббисту проекта) нужно “всего лишь” приватизировать “Укртелеком” — без мощностей монополиста тут явно не обойтись. Так в “нацпроекте” просматриваются приватизационные поползновения.
Проекты с восьмого по десятый — инфраструктурные и транспортные. Восьмой проект под названием “Город будущего” формулируется расплывчато: формирование стратегических планов и проектов развития городов с пилотным проектом в Киеве. Размеры его инвестиций еще не определены.
Девятый касается грандиозной мечты Виктора Януковича — проведения в Украине Зимней Олимпиады 2012 года. Для этого должен быть разработан целый проект развития соответствующей туристической инфраструктуры Западной Украины. Можно резонно предположить, что этим “долгоиграющим” спортивным проектом, чья идея явно появилась как калька российской Олимпиады в Сочи, займется группа Колесникова-Ахметова.
Наконец, десятый проект — самый короткий и конкретный. Он предусматривает создание скоростного железнодорожного сообщения между Киевом и международным аэропортом “Борисполь”.
Снова-таки, неясно, почему локальный киевский проект назвали национальным. Опять напрашивается мысль, что бизнес-проект, лоббируемый одной из групп власть предержащих, пафосно назвали национальным ради красного словца. В реализации этого проекта сомневаться не стоит. Инвесторы уже есть — это китайцы. Рамочный документ, подписанное между ГП “Международный аэропорт “Борисполь” и “Китайской национальной корпорацией машинной индустрии и генеральных подрядов”, дает возможность Украине получить кредитное финансирование в объеме до 1 млрд. долларов, и предусматривает строительство железной дороги протяженностью 8 км от Киева в аэропорт, строительство четырех вокзалов и обеспечения железной дороги электропоездами. Средства на строительство железной дороги предоставят Китайский Банк развития и Индустриально-коммерческий банк Китая.
Проект предусматривает и реконструкцию самого аэропорта. Он рассчитан на самую длительную в списке окупаемость — 15 лет, при этом реконструкция взлетно-посадочной полосы должна окупиться за восемь лет.
ОТБОР “ВОЗДУШНЫХ ЗАМКОВ”
Кстати, в перечне проектов, которые попали на стол Януковичу, были не только упомянутые. Так, в список не вошли, по меньшей мере, еще пять проектов, каждый из которых внешне видится таким же привлекательным для инвестиций, как и некоторые из утвержденного плана. Вот эти проекты:
1. “Циклон-4” — создание космического стартового ракетного комплекса.
2. “Индустриальные парки” — создание региональных промышленных зон.
3. “Киевское кольцо” — строительство большой кольцевой автомобильной дороги в г. Киеве.
4. “Дунайский автотранзит” — строительство автомобильной дороги Одесса-Рени.
5. “Пятый транспортный коридор” — строительство международной транспортной магистрали.
На каждом из них можно “поднять” очень немалые суммы. Но тут в действие, похоже, вступили соображения политической целесообразности. Для презентации часть проектов нужно было изъять ради “втискивания” в список социально ориентированных программ — дабы показать заботу о гражданах. Возможно, вокруг некоторых из отложенных проектов ведется борьба между ФПГ, и Янукович не решился обнародовать их вплоть до понимания ситуации. В любом случае, обнародованный список свидетельствует о том, что в него вошли две категории проектов: либо уже имеющие явного лоббиста либо инвестора, либо социальные “довески”, чья миссия — более предвыборно-электоральная. Эти проекты будут искать своих инвесторов долго — возможно, до тех пор, пока не клюнет “жареный петух”, когда до выборов не останется полтора-два года. Вот тогда по всей стране начнут открываться бюветы и реконструироваться родильные дома.
К слову, проекты эти должны еще пройти бюрократическую процедуру: побывать в комитете экономических реформ (у Ирины Акимовой), после чего быть переданы в Кабинет Министров. На этом этапе в них явно будут внесены конкретные изменения. И здесь начнется “разбор проектов” по лоббирующим группам. Так что из недр Кабмина великолепная десятка Януковича выйдет, уже обросшая “мясом” реальных цифр и раскладок.
Бюджетные средства к реализации национальных проектов будут привлекаться в ограниченной степени — не более 20%. Основным источником должны стать частные инвестиции. Ориентировочная стоимость восьми из них (проект по охране материнства и градостроительные изыскания в Киеве еще не просчитаны) составляет 10 млрд. долларов, т.е. около 80 млрд. грн. Гocудaрcтвo вo вceх этих прoeктaх нaмeрeнo учacтвoвaть путeм oплaты прeдвaритeльнoгo ТЭO, инжeнeрнoй инфрacтруктуры, ввeдeния льгoтных тaрифoв и прeдocтaвлeния гocгaрaнтий.
Основным органом, который будет заниматься реализацией таких проектов, является Государственное агентство по управлению национальными проектами (Укрнацпроект), утверждаться перечень нацпроектов будет на заседании комитета по экономическим реформам.
Между прочим, представленные проекты сложно назвать новыми. Мусоросжигающими заводами и питьевой водой обещал заняться еще Ющенко в 2004-м. В основе нынешнего списка — перечень, утвержденный в декабре 2009 года Кабмином Тимошенко. Там были и иные проекты — к примеру, строительство завода по фракционированию крови и завершение строительства теплоэлектростанций. Нынешний же список явно переформатирован под интересы ключевых ФПГ.
КАК ЭТО ДЕЛАЛОСЬ В РОССИИ
Копирование и часто даже клонирование российского опыта в случае с национальными проектами очевидно. Искать пример для демонстраций широких намерений и перспективного видения нашей власти долго не пришлось: все давно придумано северо-восточным соседом. В истории России нацпроекты появлялись в два этапа. Первые — путинские — были озвучены 5 сентября 2005 года, и касались сельского хозяйства, медицины, образования и строительства жилья. То есть, за исключением дорог и ЖКХ, затрагивали самые запущенные отрасли постсоветского хозяйства. Пропаганда сразу же распиариала проекты из всех “тысяч орудий”, и как раз тогда и проявилось то, чего явно не стоит повторять украинским “проектантам”: каждый подаренный компьютер в школу какой-нибудь отдаленной сибирской области выдавали за часть реализации того самого “плана Путина”. После этого, кстати, выражение “план Путина” стало в России анекдотичным, а ретивые усилия чиновников всех мастей выдать локальные успехи за “неуклонную реализацию нацпроектов президента” вызывали раздражение и смех.
К 2009 году, когда нефтедолларовый кризис окончил эпоху скороспелого процветания, стало ясно: на выходе “план Путина” дал весьма скромный результат. Немного увеличилась диспансеризация населения, на 10% упала смертность. Компьютеризировали пару сотен из десятков тысяч российских школ. А вот социального жилья так и не возвели (кризис, оказывается, помешал).
Однако Дмитрий Медведев, который и построил свою известность у россиян на кураторстве нацпроектов, решил продолжать дело предшественника. Правда, по-хитрому. Отлично зная ситуацию с нацпроектами, он как-то замял тему итогов их реализации, зато появилось аж целых 38 больших и малых программ (уже не нацпроектов — термин этот как-то быстро исчез) в рамках парадоксальной “консервативной модернизации”.
Что мы видим в этих проектах Медведева? Судя по всему, иных проблем у наших соседей уже нет, кроме как массово устанавливать счетчики в домах (проект “Считай, экономь и плати”), переходить на энергосберегающие лампочки (проект “Новый свет”), автоматизировать информационные потоки при получении социальных услуг и т. д. Таких дробных проектов, как видим, почти четыре десятка. В России большую часть этих программ финансирует бюджет, оттого определяющую роль играют чиновники, “сидящие” на том или ином проекте. Суммарно новые медведевские программы рассчитаны на 3 года, при общей сумме в 30 млрд. долларов. Много? Для Украины — может быть, но не для России, тем более, если это действительно заявлено как модернизация.
Председатель Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич характеризовал новые проекты Медведева так: “Никакой модернизации, конечно, на эти деньги нельзя сделать в принципе. Серьезная модернизация требует триллионов долларов, а не нескольких десятков миллиардов. Одной Греции — маленькой стране, уже модернизированной — дают единовременно для поправки дел 100 млрд. евро, и это только начало. Чего уж говорить о России — здесь речь идет о других порядках цифр”.
НЕ “ТЕ” НАЦПРОЕКТЫ
Необъятного объять нельзя. Видимо, понимая это, в список украинских нацпроектов не вошло большое количество проблем, не менее актуальных для нашего государства, чем развитие 4G технологий. Но если уже копировать Россию, то стоит сообразовываться и с конкретными результатами провалов глобальных путинских проектов, резонно решили в Киеве. С учетом того, что в Украине будут использованы не шальные нефтедоллары и не пресловутый Стабфонд, а деньги конкретных инвесторов от Партии регионов, вкладываться в модернизацию несчастного ЖКХ, в ремонт дорог, в приносящие отдаленный эффект научные изыскания и т. д. никто не собирается. В России некоторыми из этих вопросов тоже изначально не занимались, понимая всю неподъемность реконструкции, к примеру, инфраструктуры коммунального хозяйства. Но у нас вообще подошли “точечно”. Неужели строительство железной дороги в Борисполь важнее ремонта хотя бы основных дорог страны? А вся программа энергосбережения, надо понимать, ограничена терминалом по сжиженному газу и полями ветряков в Крыму и на Запорожье?
Четыре года как срок реализации для некоторых нацпроектов также возникли не зря. Партия регионов должна к 2015 году представить хоть какие-то итоги реализации хотя бы некоторых из этих программ или их части. Недаром почти в каждой строчке концепции нацпроектов попадаются фразы-мантры “в соответствии с программой президента Украины”. Обнародование концепции нацпроектов накануне местных выборов также является пиар-ходом. Проекты, в которых отразились и восток, и юг, и запад, и Киев, должны, по идее, консолидировать страну вокруг президента, которого таким образом преподносят как главного реформатора. А если не реформатора, так куратора реформ (эта роль ему больше нравится).
Уже через полтора года, если выборы Верховной Рады будут проведены в срок, мы получим еще один тест на доверие правящей партии. Так что первые результаты по проектам нужно будет демонстрировать уже к этому времени. Если же выборы отложат до 2015-го, тогда и нацпроектами можно особо не спешить: после такого насилия над Конституцией завоевывать сердца избирателей необязательно. “Социалкой” вообще можно будет не особо утруждаться — главное будет состоять в правильном подсчете голосов на выборах. А терминалы и железные дороги все-таки построят, что станет явной реализацией программы “Украина для людей”. Людей этих нужно искать с топ-10 олигархов Украины.
Павел КОВАЛЕВ
Все правильно- налогов нужно собирать больше, чтобы было, что "распиливать" между своими. Уплатил налоги- значит есть чем платить, значит нужно еще забрать что-то. Вот такое у нас правительство и депутаты.
Что скажете, Аноним?
[17:45 09 октября]
[09:21 09 октября]
[08:32 09 октября]
18:50 09 октября
18:10 09 октября
17:50 09 октября
17:40 09 октября
17:10 09 октября
[18:45 27 сентября]
[09:45 17 сентября]
[14:35 10 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.