Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Наше “мы”: Вызываем дух капитализма

[11:11 01 июня 2010 года ] [ Ведомости, №98, 1 июня 2010 ]

Мы и не заметили, до чего прочно вселили в нас уверенность, что народ наш с готовностью поддержит любое выступление, в котором что-либо западное ругают, а наше хвалят.

Но теперь видно, что эти стереотипы насчет собственного народа пора подвергнуть тщательной проверке. В ходе майского опроса “Левада-центра” россиян просили указать, какие качества присущи западным бизнесменам и какие — отечественным предпринимателям. Предлагался набор из восьми качеств, считающихся положительными, и восьми симметричных отрицательных.

Портрет нашего предпринимателя вышел нелицеприятный. Главным качеством оказалась “жажда наживы”. На втором месте — склонность к жульничеству. “Неразборчивость в средствах”, “нежелание честно трудиться”, “авантюризм”… Публика с упоением клеймит российскую молодую буржуазию. (Но примечательно: чем дальше люди от деловой активности, тем их негодование горячее.)

Антибуржуазный настрой в обществе, казалось бы, налицо. Подчиняясь ему, даже сами российские предприниматели больше критикуют себя, чем хвалят. Под такие настроения властям всех уровней легко их “нагибать”, “строить”, не говоря о том, что “доить”, а при случае и экспроприировать. Некому будет их пожалеть.

Но значит ли полученный результат, что народ желает вычеркнуть капитализм из своих появившихся в 90-е гг. мечтаний? Отнюдь, как говорил покойный Гайдар. Просто люди хотели бы, чтобы наш бизнес был чистым и цивилизованным. (Ведь именно таковы были надежды первых кооператоров на самой заре экономических реформ.) Оттого-то и обрушиваются с критикой на предпринимателя-соотечественника, пытающегося вести дела на рынке, который никак не назовешь свободным. А “западному бизнесмену” достаются одни комплименты. Ему в семь раз чаще приписывают позитивные черты, нежели негативные. И даже российские деловые люди видят в западных коллегах в полтора раза больше добродетелей, чем в себе, а грехов — в пять раз меньше.

Что это значит? Видно, что респонденты отказались от надоевшей им манеры утверждать: раз наше, значит, заведомо лучше западного. На что же ее сменили — на пресловутое “низкопоклонство перед Западом”? Конечно, нет. Его нет теперь, как не было и тогда, когда с помощью такого обвинения подлецы убирали тех, кто им мешал.

Настоящего западного бизнесмена никто из опрошенных в глаза не видел. Дело не в нем. Ситуация опроса позволила людям показать, какой капитализм они отвергают, а какого ждут. Они описали его через портрет — разумеется, идеализированный — делового человека, какого у нас нет, но какой нам нужен. Его характеризуют “деловая хватка” (55%), “трезвый расчет, рационализм” (49%), “высокий профессионализм, компетентность” (45%), “трудолюбие” (40%), а также инициативность, честность, культура (по 21-26%). Молодых и образованных людей, многие из которых задумываются о собственном деле, эти качества привлекают заметно чаще, но нужны они всем.

Алексей ЛЕВИНСОН, руководитель отдела социокультурных исследований “Левада-центра”

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.